Профилактика техники чтения
презентация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАВЫК ЧТЕНИЯ – это комплекс умений и навыков. В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого; технической, подчиненной первой и обслуживающей её.
Смысловая сторона чтения- это совокупное понимание читающим: 1. Значений слов, употребленных в прямом и переносном смысле; 2. Содержания каждого предложения; 3. Содержания и смысла отдельных частей текста ( абзацев, глав); 4. Основного смысла всего содержания текста.
Техническая сторона чтения ( техника чтения) включает в себя все другие компоненты навыка чтения: 1. Способ чтения; 2. Правильность ; 3. Выразительность; 4. Скорость ( темп чтения).
СПОСОБЫ ЧТЕНИЯ НЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРОДУКТИВНЫЕ - побуквенное - плавное слоговое -отрывистое слоговое - плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов -чтение целыми словами и группами слов
ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ ВЫРАЖАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО УЧЕНИК ИЗБЕГАЕТ ИЛИ НАОБОРОТ, ДОПУСКАЕТ: замены пропуски перестановки добавления повтор букв (звуков), слогов, слов. искажения правильно или ошибочно делает ударения в словах ошибки в окончании
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РЯД УПРАЖНЕНИЙ: психологические упражнения упражнения на развитие зоркости артикуляционная гимнастика метод динамического чтения упражнения на развитие антиципации упражнения на развитие речи без повторов упражнения на развитие темпа (скорости) чтения упражнения на развитие осознанности чтения
Психологические упражнения «ПОЗА» – прививает умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой; «Расслабиться» - фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры.
Упражнения на развитие зоркости Тренировочные упражнения: 1. Какая буква, слог, слово лишнее? 2. Что общего в словах и чем они различаются? мел- мель мыл – мил мал - мял
Работа с предложением 1. Предложения сначала записывать так: Лара сама мыла раму. 2. Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.
Артикуляционная гимнастика Упражнения проводятся в начале урока в течение 2-3 минут. 1. Чтение шепотом и медленно. Чтение тихо и умеренно. Чтение громко и уверенно. Игры на звукоподражание. Скороговорки на проговаривание согласных звуков.
Метод динамического чтения Упражнения для развития «поля зрения» по таблицам: Задание: прочитайте про себя, указывая буквы карандашом. А У К С О Т Д Е И С Т М Ф Я Э Ю Н И Г Ш Б В Л Ш Х Щ Ж Й Р Б Ц Е Ы Ю З К М Н П Ь
Упражнения на развитие антиципации ( смысловой догадки) 1. Закончи пословицу Век живи, _ _ . 2. Восстанови слово 3. Чтение предложений текста с пропущенными словами. М А Н А
Чтение с закладкой Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом: ПЫлеСОС Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями. Постоянное наращивание слова: лес – лесок-перелесок Работа по таблицам, включающим в себя слоги таких структур, как СГ, ССГ, СССГ (С -согласный, Г–Гласный). Упражнение на развитие чтения без повторов
Чтение «Эхо» Чтение «канон» Чтение «спринт» Чтение со счетом слов Упражнение «Чтение – разводка» «Жужжащее чтение» Чтение с простукиванием ритма Чтение со звуковыми помехами ( при звучании музыки) Упражнения для развития темпа ( скорости) чтения
Назови одним словом: Чиж, грач, сова, ласточка, стриж…… . Раздели слова на группы: а) заяц б) корова в) апельсин горох шкаф автобус ёжик стул абрикос медведь коза яблоки капуста диван автомобиль волк овца трамвай огурец стол К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова. Упражнения для развития осознанности чтения
ОСНОВНЫМ ПРИЕМОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ РАЗВИТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ МНОГОКРАТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ТЕКСТУ, ПЕРЕЧИТЫВАНИЕ ЕГО КАЖДЫЙ РАЗ С НОВЫМ ЗАДАНИЕМ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.
Готовый материал для оформления уголка учителя-логопеда в детском саду. Объем-6 листов. Распечатывай и вставляй. Можно оформить как папку-передвижку или как стендовый доклад. Возможно использова...
Профилактика нарушений чтения и письма в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
из опыта работы...
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников
Профилактика нарушений чтения и письмау детей дошкольного возраста...
Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий
У большей части детей, которые поступают в школу, отмечается возрастная несформированность речи (около 60%), слабо развита моторика (30–35%), наблюдается недостаточная сформированность зрительного и з...
Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Чтение, его механизм и условия успешного овладения
Нарушения чтения одна из наиболее распространенных форм патологии речи у младших школьников в наши дни. Значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей в общеобразовательных шк...
Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в школьном возрасте. Дислексия: понятия, классификация, пути коррекции и профилактики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформир...