Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Чтение, его механизм и условия успешного овладения
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Нарушения чтения одна из наиболее распространенных форм патологии речи у младших школьников в наши дни. Значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей в общеобразовательных школах, составляет дислексия. Она является серьезным препятствием в овладении учениками знаниями (Бианки В.Л.; Волина В.; Гильбух Ю.З.; Глухов В.П.).
Согласно исследованиям последних лет, весьма высок процент детей с дислексией среди леворуких детей (Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М). В специальной литературе имеются данные о трудностях, которые испытывают многие леворукие школьники при овладении навыками чтения. Показано, что у них часто встречаются нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия (Э.А. Костадантов, В.В. Суворова, и др.), зрительной памяти (В.Л. Бианки, А.В. Семенович и др.) и зрительно-моторной координации (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтение, его механизм и условия успешного овладения
Важную роль в жизни человека играет чтение. Данный процесс занимает особое место у детей в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что младшим школьникам дает возможность учиться и развиваться.
Для взрослого человека, процесс чтения также способствует развитию интеллектуальной деятельности, расширяет уровень мировоззрения, социальное поведение и общественную деятельность. Данный элемент является каналом, который осуществляет сохранение и передачу социального опыта человечества.
Чтение - комплекс когнитивного процесса для получения смысла (понимание текста) Средство для усвоения языка, коммуникации, информации и идей. Как и все мировые языки, этот комплекс взаимодействует с текстом и читающим, у которого формируется предварительные знания, опыт и отношения, в котором находится человек.
Большое количество работ психологов, педагогов, лингвистов таких как Волина В. В., Кашкаров А.П., Зиганов М.А. посвящено именно этому аспекту индивидуального развития личности. Так как на междисциплинарной основе базируется современное представление об этой психической функции человека.
В наше время выделяют несколько определений понятия «чтения», которые противоречат и дополняют друг друга. Например, по мнению известного отечественного ученого Д. Б. Эльконина данный элемент развития личности - это, прежде всего, процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели».Это способ расширения средств взаимодействия человека со внешней средой при помощи интерпретации графических знаков.
Глухов В.П обращает внимание на то, что чтение является не только процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменной форме; оно предполагает и перевод зрительных (графических) символов в устную артикуляционную систему. Таким образом, оно включает в свой состав, как элементы кодирования, так и элементы перекодирования речевого сообщения.
Корнев А.Н., известный исследователь письменной речи, считает, что чтение является специфическим видом общения, который связан со слушанием, письмом и отчасти с говорением, которые, как виды речевой деятельности, многообразно дополняют друг друга.
Чтобы решить поставленные задачи данного исследования, необходимо изучить психофизиологические механизмы и нейрофизиологическую основу чтения как процесса, чтобы определить условия, позволяющие ребенку полноценно овладеть навыком чтения и рассмотреть их особенности в отношении детей с леворукостью.
Материалы по данной темы представлены в научных трудах таких авторов, как Эльконин Д. В., Безруких М.М. Бианки В.Л. и др.
Чтение - сложный психофизиологический процесс, который осуществляется деятельностью различных анализаторов: зрительного, речедвигательного и речеслухового. В процессе чтения между этими анализаторами осуществляется тесная взаимосвязь, которая носит условно- рефлекторный характер.
Процесс чтения взрослого человека - это навык, и как таковой, он формируется постепенно и проходит несколько этапов (таблица 1.).
1 Этап. Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Таблица 1. Этапы процесса чтения
Этап | Характеристика |
1. Овладение звуко-буквенными обозначениями | Характеризуется тем, что чтение происходит либо с помощью слогов или с помощью каких-либо элементов. |
2. Послоговое чтение | На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. |
3.Становление синтетических приемов чтения | Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко- слоговой структуре еще читаются по слогам. |
4. Синтетическое чтение | Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются. |
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Буквы русского алфавита представлены плоскостными геометрическими объектами, обладающими разной степенью сложности для восприятия, заучивания и узнавания. Несмотря на многообразие шрифтов и вариантов написания, все печатные буквы русского алфавита состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная, вертикальная, наклонная прямые, овал и полуовал. В такой ситуации смыслоразличительное значение может иметь каждый элемент буквы, а также его расположение в пространстве. Например: буквы Г и Р имеют одинаковый элемент - вертикальную прямую, а различаются вторым элементом, расположенным в верхнем правом поле относительно вертикальной прямой: в букве Г это горизонтальная прямая, а в букве Р - полуовал. У букв П и Н все три элемента одинаковые: две вертикальные и одна горизонтальная прямая. Отличие заключается лишь в пространственном расположении горизонтального элемента. Таким образом, немаловажное значение в овладении навыком чтения приобретает полноценное восприятие пространства.[5]
Зрительное восприятие графически представленной информации (букв, слогов, слов) является начальным этапом чтения. Во время чтения глаза читающего движутся вдоль строки короткими и быстрыми скачками, а между ними существуют паузы - неподвижные фиксации объектов. Именно в это время воспринимается изображение. Далее происходит скачок, перемещающий глаза вправо вдоль строки до фиксации следующего изображения, и так до конца строки.
Движение глаз при чтении происходит не только в поступательном направлении, слева направо и сверху вниз по странице, но и в обратном направлении. Такие возвратные движения называются регрессиями. Они не носят регулярного характера и возникают как поправки, вносимые чтецом после не вполне удачного восприятия какого-либо отрезка текста. Кроме регрессивных движений, при чтении отмечаются и антиципирующие движения глаз, которые позволяют «забегать» вперед по тексту.
Таким образом, при обучении ребенка чтению, движения глаз должны контролироваться и подчиняться топологическим свойствам читаемого текста: нужно уметь выделить начало текста, проследить строку слева направо, точно перейти от одной строки к другой без пропусков и повторов. Таким образом, важнейшим условием овладения чтением является умение верно ориентироваться в листе с текстом.
Сам процесс чтения, характеризуется взаимодействием двух уровней: сенсомоторного и семантического, находящихся в сложном единстве.
В свою очередь, сенсомоторный уровень состоит из нескольких тесно взаимоувязанных «звеньев»: звукобуквенного анализа; звено удерживания, сохранения получаемой информации (в памяти); смысловые догадки, возникающие на основе этой информации; сличение, контроль (соотнесение возникающих гипотез с данным материалом).
Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику» чтения - скорость восприятия, его точность. Семантический уровень, на основе данных сенсомоторного уровня, обусловливает понимание значения и смысла отдельных слов и целого речевого высказывания. Сложное взаимодействие этих уровней обеспечивает реализацию процесса чтения как со стороны быстроты и точности восприятия и идентификации (опознавания) знаков языка, так и со стороны адекватного понимания значения, которое несут в себе эти знаки.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем - вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а лишь вслед за восприятием: оно возможно только на основе достаточно длительного (по времени) анализа и синтеза звукослоговой и морфемной структуры читаемых слов. Постепенно, по мере развития и автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, что проявляется в возникновении смысловых догадок, угадывании смысла в пределах отдельных слов. На последующих этапах формирования чтения понимание читаемых сообщений осуществляется уже на основе схватывания смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается на предвосхищение «последующей» мысли, относящейся уже не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.
2 этап. Темп чтения на стадии послогового чтения довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
Князева М. Г., Безруких М. М. и др. выявили ряд условий, от которых зависит развитие смысловой стороны чтения. Исследователи отмечают роль лексической стороны речи, влияющей на степень овладения прямым и переносным значением слов и словосочетаний. Сформированность словаря позволяет понять фактическое, предметное содержание, установить смысловые связи между различными частями письменного сообщения. Овладение грамматическими представлениями языка является условием целостного понимания предложения. Учет признаков, указывающих на причинно-следственные, временные и пространственные отношения в тексте (падежные окончания, союзы и предлоги), - важнейший инструмент понимания текста.
3 Этап. На третьем этапе ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.
4 этап. Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, на третьем и четвертом этапах овладения чтением большое значение имеет словарный запас ребенка, сформированность грамматического строя речи. Это помогает ребенку устанавливать связи между словами в предложении. Опираясь на смысловую догадку, дети часто догадываются об окончаниях.
Предпосылками для нормального формирования навыка чтения является достаточный интеллект; сохранность и правильное протекание процессов памяти, внимания; правильная речь; развитое фонематическое восприятие; звуковой анализ и синтез; нормальный словарный запас и достаточно сформированный грамматический строй речи, морфологические и синтетические обобщения.
Для осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие зрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работа которых составляет психофизиологическую основу процесса чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.
Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...
Консультация для родителей и воспитателей "Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации представлен материал по профилактике нарушений письменной речи...
Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в дошкольном возрасте. Леворукость: понятие, особенности детей с леворукостью, рекомендации по психолого-педагогической работе с ними
Чтение играет важнейшую роль в жизни человека. Особое место данный процесс развития личности у детей занимает в их познавательной деятельности, в формировании личности. Чтение развивает интеллект, что...
Предупреждение ошибок письма у детей старшего дошкольного возраста с учетом механизмов нарушения
Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературы по профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтени...
Профилактика нарушений чтения у леворуких детей в школьном возрасте. Дислексия: понятия, классификация, пути коррекции и профилактики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформир...
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста как фактор успешного обучения в школе»
Круглый стол для родителей...
«Характеристика готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к овладению чтением»
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов развития произносительной системы языка у детей с разнообразными дефектами речи, вследствие расстройства в...