Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы
картотека по коррекционной педагогике на тему

Орлова Наталья Анатольевна

Практические упражнения, направленнные на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_emotsionalno-volevoy_sfery.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения, направленные на развитие личностной сферы:

1. Упражнение «Ласковое имя».

Психолог предлагает детям  придумать для каждого ласковые имена. Каждый ребенок встает в центр круга, а другие дети называют ласковую форму имени (Машенька, Машуня, Машечка, Манечка и т.д.)

2. Упражнение «Расскажи о себе».

Психолог предлагает детям рассмотреть свое отражение в зеркале. Затем, каждый ребенок рассказывает о себе, описывает свою внешность («У меня светлые волосы и красивые заколки,  а еще у меня красная юбка»).

3. Упражнение «Пластилиновый человечек»

Психолог предлагает детям по очереди превратиться в пластилин. Психолог говорит детям, что из каждого кусочка пластилина он вылепит  мальчика или девочку. Ребенок выходит в центр круга, психолог поглаживает ребенка («разминает пластилин»). Вылепливает руки, ноги, тело, голову. Делает это поглаживающими движениями. Когда человечек готов, психолог говорит: «Какой у нас получился замечательный мальчик! (Какая у нас получилась замечательная девочка!)». Назовем его (ее) … (называет имя ребенка). Дети здороваются за руку с получившимся человечком.

4. Упражнение «Попробуй, отгадай»

Психолог описывает внешность, качества какого-либо ребенка. Тот, кто узнает себя по описанию, должен громко сказать: «Это Я!»

5. Рисунок на тему: «Это Я»

Вариант 1: Дети разбиваются на пары. Один из них ложится на пол на заранее приготовленный и закрепленный с помощью скотча ватман. Другой обводит  его контур с помощью маркера. Затем дети меняются местами. После этого дети дорисовывают свой рисунок (глаза, нос, рот, волосы, одежду, обувь и т.д.). Психолог  обсуждает получившиеся рисунки с детьми.

Вариант 2: Дети выполняют рисунок в индивидуальном  альбоме.

6. Упражнение «Мое имя»

Каждый ребенок по очереди произносит свое имя («Я – Кирилл»). После этого все дети произносят имя громко, а затем тихо.

7. Упражнение «Мой цветок»

Психолог предлагает детям представить, что они долго шли по лесу и вышли на поляну, на которой растут прекрасные цветы. Детям предлагается представить себе цветок, который они хотели бы назвать своим именем, и нарисовать его. Упражнение выполняется под спокойную музыку. Психолог  обсуждает получившиеся рисунки с детьми.

8. Групповой рисунок на тему: «Преврати своих друзей в цветы»

Детям предлагается лист ватмана и пальчиковые краски. Им предлагается представить, что их друзья превратились в цветы и нарисовать их. После окончания рисования психолог обсуждает с детьми получившуюся работу.

9. Упражнение «Позови соседа»

Каждому ребенку предлагается поздороваться с соседом справа тихим голосом (как будто имя говорит ветерок), громким, грубым голосом (как у Змея Горыныча), ласковым голосом (как у мамы).

10. Упражнение «Я вырос!»

Психолог просит ребенка сесть в центре круга на пол и превратиться в малыша, согнуть ручки, ножки, качает его. Затем вытягивает его ручки, ножки, помогает ему встать. Ребенок встает, поднимает руки вверх со словами «А я вырос (выросла)!» Все дети выполняют данное упражнение по очереди.

11. Упражнение «Ты можешь!»

Дети встают в круг и передают друг другу мяч со словами одобрения: «Я знаю, ты можешь…(ездить на велосипеде, быстро бегать и т.п.»). При возникновении затруднений, психолог предлагает свою помощь.

12. Упражнение «Пирамида желаний»

Психолог сообщает детям, что они многое умеют, но есть вещи, которым им хочется научиться. Дети продолжают фразу «Я хочу научиться…» Затем вытягивают свои руки ладошками вниз, друг на друга так, чтобы получилась пирамида. Психолог дотрагивается до пирамиды волшебной палочкой, чтобы все желания исполнились.

13. Упражнение «Выбери картинку»

Детям предлагается набор картинок с изображением детей разного возраста. Каждый ребенок сначала выбирает картинку с изображением ребенка своего возраста, затем с изображением ребенка младше себя  и старше себя.

14. Упражнение «А у нас в гостях фотограф»

Психолог говорит детям: «Какие вы все красивые! Я хочу вас сфотографировать на память». Психолог достает фотоаппарат, фотографирует детей, затем описывает внешность какого-либо ребенка. Узнавший себя ребенок сам становится фотографом. На месте фотографа должны побывать все дети.

15. Упражнение «Что я люблю»

Психолог рассказывает детям о том, что он любит делать. Затем кидает мячик первому ребенку и просит рассказать о том, что он любит. Этот ребенок передает мячик следующему ребенку и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем психолог предлагает ребенку, который был последним,  вспомнить, о чем говорили другие дети. Таким образом все дети рассказывают о том, что любят делать другие.

16. Рисунок в альбоме на тему: «То, что я люблю». 

Психолог  обсуждает получившиеся рисунки с детьми.

17. Упражнение «Самое любимое имя»

Психолог сообщает детям о том, что окружающие ребенка люди (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитательница и т.д.) называют ребенка по-разному. Психолог предлагает детям закрыть глаза и подумать, какой вариант имени им нравится больше всего. Затем дети по очереди называют свое самое любимое имя, а также того, кто так его называет.

18. Упражнение «Кто позвал?»

Один ребенок встает в центр круга, отворачивается от других детей. Кто-то из детей зовет его по имени. Задача ребенка – отгадать, кто его позвал. По сигналу психолога ребенка зовут тихим или громким голосом.

19. Упражнение «Бывает, не бывает»

Психолог предлагает детям различные утверждения. Если дети согласны с ними, они хлопают в ладоши, если не согласны, топают ногами:

- в магазине мальчик Петя попросил маму купить себе куклу;

- девочки любят петь и танцевать;

- утром Ваня собирался в детский сад. Он  надел красивое платье;

- все девочки любят играть в солдатиков;

-  мальчики любят играть в войну и т.д.

20. Упражнение «Мои мама и папа»

Психолог просит детей продолжить фразу: «Моя мама – самая …» («Мой папа – самый …»)

21. Упражнение «Мама, папа и ребенок»

Психолог делит детей на группы, в каждой из которых дети принимают на себя определенные роли (мамы, папы и ребенка). «Ребенок» капризничает, плачет, «родители» его успокаивают. Все дети должны побывать в роли мамы, папы и ребенка. Психолог обсуждает с детьми, кем им понравилось быть больше и почему.

22. Рисунок в альбоме на тему: «Моя семья». 

Рисование проходит под спокойную музыку. По окончании психолог обсуждает с детьми получившиеся рисунки.

Упражнения, направленные на развитие эмоциональной сферы:

1. Упражнение «Продолжи фразу»

Детям предлагается продолжить фразу: «Я радуюсь, когда…», «Я бываю грустным, когда…»

2. Упражнение «Радостные и грустные»

Психолог предлагает детям превратиться в разных животных и показать с помощью мимики, позы, жестов настроение. Каждый ребенок вытаскивает из «волшебного мешочка» картинку с изображением грустного или радостного персонажа, изображает его, а остальные дети отгадывают его эмоциональное состояние.

3.Упражнение «Чего боятся дети»

Психолог просит детей продолжить фразу: «Дети боятся, когда…» Психолог следит, чтобы сюжеты рассказов были разными, обговаривает все возможные детские страхи: темноты, одиночества, животных, смерти, чужих людей, злых сказочных героев.

4. Упражнение «Пожалей меня»

Каждый ребенок выходит в центр круга и изображает ребенка, который сильно испугался. Все дети жалеют его. Игра проводится до тех пор, пока в ней не примут участие все дети.

5. Упражнение «Покажи, посмотри, подыши»

Детям предлагается улыбаться, походить, попеть, посмотреть, подышать, как:

- Бабочка, которая увидела красивый цветок;

- Мышонок, увидевший кошку;

- Бельчонок, потерявшийся в лесу;

- Медвежонок, у которого болит зуб.

6. Упражнение «На что похож страх»

Психолог предлагает детям закрыть глаза и представить, на какой цвет похож страх? Животное? Цветок?  Дети по очереди рассказывают о своих ассоциациях.

7. Упражнение «Чего боится мама?»

Психолог сообщает детям, что взрослые (мама, папа, воспитательница, бабушка…) тоже испытывают чувство страха.

Каждому ребенку предлагается продолжить фразу: «Моя мама боится ….»

8. Упражнение «Испуганный мышонок»

Психолог предлагает каждому ребенку по очереди превратиться в испуганного мышонка и показать, как он вылезает из норки и видит огромного кота.

9. Рисунок на тему: «Рисунок для Книги страхов» 

Детям предлагается нарисовать рисунок для Книги страхов.

После рисования и обсуждения рисунков, все дети придумывают, что надо добавить в рисунок, чтобы он стал менее страшным.

10.  Упражнение «Баба Яга заболела»

Психолог берет куклу Бабы Яги, надевает ее на руку, другой ребенок становится врачом и лечит Бабу Ягу. Затем роль Баба Яги выполняет сам ребенок. Все дети должны побывать в роли врача и Бабы Яги.

11. Упражнение «Превратись в страшного»

Каждому ребенку предлагается превратиться в какого – нибудь страшного персонажа и от его имени сказать, что он любит: «Я – Змей Горыныч, я люблю играть в футбол»

12. Упражнение «Подарок»

Психолог просит детей представить, что все страшные сказочные персонажи стали добрыми и хотят с ними подружиться. Психолог просит детей придумать, какие подарки можно им подарить. (Бабе Яге подарить фонарик, чтобы она гуляла по лесу, ступу с мотором и т.д.)

13. Совместный рисунок «Подарок для Бабы Яги»

Детям предлагается выбрать один из предложенных ранее подарков и нарисовать его. Для этого дети договариваются, какой элемент каждый из них будет рисовать.

14. Упражнение «Сердитый медвежонок»

Детям делятся на пары. Им предлагается разыграть по ролям следующую ситуацию:

Вошел медведь в избушку и увидел, что бочка с медом пустая. Сидит на лавочке Лисичка, облизывается. Рассердился Медвежонок, брови нахмурил, кулаки крепко сжал, думает: «Ну, сейчас я тебе задам!»

В роли Лисички и Медвежонка должен побывать каждый ребенок.

После выполнения упражнения дети обсуждают, что чувствовали их герои, в какой роли им понравилось больше всего.

15. Рисунок на тему «Человечки»

Психолог предлагает схематично изобразить человечков в разных эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев, страх. После рисования психолог обсуждает с детьми получившиеся рисунки.

Упражнения, направленные  на развитие самоконтроля:

1. Упражнение «Хозяин своих чувств»

Психолог рассказывает о том, что бывают разные хозяева. У кого-то дома порядок, а у кого-то все вещи разбросаны, валяются на полу. Так же и с нашими чувствами. Кто-то умеет сдерживать себя, управлять своими чувствами, является их хозяином. Когда хозяин плохой, то чувства делают, что хотят. Такой ребенок часто плачет или обижает других.

Психолог предлагает проверить, могут ли дети управлять собой:

Психолог демонстрирует картинки с изображением предметов, известных детям (машина, стол, книга, градусник, лошадь, самолет и т.д.). Спрашивает: «Что это?» Отвечать можно тому ребенку, чье имя назовет психолог.

(Вариант 2: делать это можно громким голосом или  шепотом по сигналу психолога). Как поощрение, можно использовать призы (фишки) и давать их тем детям, которые лучше всех умеют контролировать себя.

2. Упражнение « Да» и «нет» не говори»

Психолог обращается к каждому ребенку с вопросом относительно его умений, в ответ он не должен говорить «да» или «нет»

- ты умеешь плавать? (ответы детей могут быть такими: «конечно», «еще не научился», «только в нарукавниках»)

- ты умеешь читать?

- ты умеешь готовить обед?

- ты умеешь чинить машину?

- ты умеешь одеваться?

- ты умеешь быстро бегать? и т.д.

3. Упражнение «Дразнилки»

Психолог  предлагает детям поругаться, но не плохими словами, а…овощами (игрушками, животными, птицами, мебелью, посудой и т.д.): «Ты - огурец», «А ты - помидор» и т.д.» Для выполнения упражнения один ребенок выходит в центр круга, а остальные дети его по очереди «дразнят». Психолог должен следить, чтобы мышцы рук и лица не напрягались у ребенка, которого дразнят.

4. Упражнение «Сердитый тигр»

Психолог просит ребенка выйти в центр круга и встать в обруч. Остальные дети подходят к обручу. Ребенок превращается в злого тигра, пытается поцарапать других детей, рычит. Однако, дотрагиваться до других детей нельзя. В роли тигра должны побывать все дети. После выполнения упражнения дети обсуждают, понравилось ли им быть тигром.

5. Упражнение «Скажи громко/тихо»

Психолог предлагает детям повторить за ним какую-нибудь фразу сначала тихо, затем громче, еще громче, в конце все дружно кричат. Или наоборот начать громко, а закончить говорить шепотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции у детей дошкольного возраста

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в разви...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Рассматривая методы работы с детьми,  арт-терапия является одним из самых действенных способов. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в перву...

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь творческой деятельности. Одним из направлений арт-терапии является лепка. Арт-лепка из пластилина - х...

План по самообразованию Тема: «Коррекция нарушений эмоционально – волевой сферы через использование релаксационных упражнений»

Цель:  Повышение  своего профессионального уровня в области предупреждение и коррекции нарушений в эмоционально – волевой сферы дошкольников средствами релаксации....

Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции. 

Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...

Презентация "Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции".

Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости),...