Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике по теме

Ларионова Елена Владимировна

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в развитии  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения эмоционально-волевой сферы и пути коррекции  у детей  дошкольного возраста

Ларионова Елена Владимировна, педагог-психолог, ОЧУ « Школа-интернат «Абсолют»»

Можно быть не таким, как все,

и чувствовать себя счастливым.

У каждого свои особенности.

Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы экологии детства. Сегодня уже ни для кого не секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих проблемы в развитии, зачастую в самых разных сочетаниях.

Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и экологическая обстановка, и социальные  условия жизни, и психологический климат в семье. Немаловажно и то, что раннее выявление детей с различными нарушениями в поведении, в эмоционально-личностной сфере дает возможность найти подход к таким детям, оказать посильную помощь родителям, направить по верному пути.

Речь идет о детях с особенностями в развитии эмоционально-личностной сферы, вызванными расстройствами аутистического спектра, нарушениями сенсорной интеграции, СДВГ, множественными нарушениями в развитии и т.д. Рассмотрим некоторые из них и определим пути коррекции данных особенностей.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)  -  одно из распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте. Его распространенность колеблется от 2 до 12% (в среднем 3-7%), чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (в среднем соотношение - 3 : 1). СДВГ может встречаться как в изолированном виде, так и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию. (2)

Первые проявления СДВГ обычно отмечаются с 3-4-летнего возраста. Однако именно в школьные годы становятся очевидными нарушения внимания, а также трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка. Помимо того, что дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе, становясь старше, они могут оказаться в группе риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий. Часто на симптомы СДВГ впервые обращают внимание педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений. Обязательными характеристиками СДВГ  являются [7]:

  • продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
  • постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
  • выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах;
  • исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Основные проявления СДВГ по МКБ-10                       Таблица 1

Группы симптомов

Характерные симптомы СДВГ

Нарушение  внимания

  • Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.

Гиперактивность

  • Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.

Импульсивность

  • Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.
  • Болтлив, несдержан в речи.

Наиболее эффективной при СДВГ является комплексная помощь, при которой объединяются усилия врачей, психологов, педагогов, работающих с ребенком, и его семьи. Лечение СДВГ должны быть своевременными и обязательно включать:

  • помощь семье ребенка с СДВГ - приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях детей, страдающих СДВГ;
  • выработку у родителей навыков воспитания детей с СДВГ, включая программы тренинга родителей [  3 ];
  • просветительскую работу с учителями(воспитателями), коррекцию плана  обучения - через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке(занятии), которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  • психотерапию детей с СДВГ, преодоление трудностей, формирование навыков эффективного общения у детей с СДВГ в ходе специальных коррекционных занятий;
  • лекарственную терапию, которая должна быть достаточно длительной, поскольку улучшение состояния распространяется не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, включая их самооценку, взаимоотношения с членами семьи и сверстниками, обычно начиная с третьего месяца лечения. Поэтому планировать лекарственную терапию целесообразно на несколько месяцев вплоть до продолжительности всего учебного года. [2 с. 54-62]

НАРУШЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  Через развитие сенсорики мы даем ребенку механизм познания мира. Сенсорная интеграция:

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, вид, звуки, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);
  • позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения

Не получая ясных сообщений от рук и глаз, ребенок     не может раскрашивать фигуры, складывать мозаику, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги. Таким детям задачи всегда кажутся труднее и непонятнее, чем прочим. Взрослым может показаться, что ребенку просто неинтересно, но неинтересно ему потому,              что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения.[ 8, с.22 ] Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей:

  1. Тактильная дисфункция (эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение; сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;  раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т.д.;  избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами), или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
  2. Вестибулярная дисфункция (медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении; испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, их укачивает в машине; боятся упасть, даже если такой угрозы нет; пугаются, когда находятся  вниз головой).
  3. Проприорецептивная  дисфункция (умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг, шлепают ногами во время ходьбы, трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами; жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки; трудно поднимаются и спускаются по ступеньками; плохо удерживают позу; не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге). 

Упражнения для преодоления проблем в развитии:

Тактильная дисфункция

При низкой сенсорной чувствительности необходимо использовать: тяжелые одеяла, спальные мешки, массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развитие мелкой моторики, работа с материалами разной фактуры и плотности. 

При высокой сенсорной чувствительности

  • всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему  только спереди, помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими,
  • постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами (шерсть, шелк, бархатная бумага и и т.д.,
  • учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье). 
  • так же можно использовать крепкий массаж, прием «Сэндвич» - ребенка кладут между больших подушек, при этом гладят ребенка ладонью, поглаживания должны быть крепкими и растирающими. 
  • Используются игры где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать. Ощупывание руками разных поверхностей, хождение по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, крупой, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, целесообразнее использовать знакомые игрушки (предметы),  их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать. 

Вестибулярная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности:

 - поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, полезна  иппотерапия.

 При высокой сенсорной чувствительности:

  • разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения. 
  • Раскачивания ребенка на качелях, или на коленях взрослого можно проводить с опорой на живот / грудную клетку, так чтобы ноги касались земли. 
  • Прыжки с возвышением, постепенно увеличивая высоту.
  • Игры с большим мячом: положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая сначала за туловище, затем за колени, и потом за голеностопные суставы мягко раскачивая, руки у ребенка, в этом случае, остаются свободные для опоры перед собой.
  • Можно использовать традиционные игры с потешками, такими как «По кочкам»
  • «Падания» на руки взрослого, стоя к нему лицом, затем спиной. Когда ребенок уже будет готов к этому, можно пробовать тоже самое с закрытыми глазами.
  • Хождения по скамейке, можно использовать игру «Перейди через пропасть». Игра «Перелезание через стулья»( 2 стула ставятся спинками друг к другу, упражнения хорошо проводятся с двумя детьми, при этом им нужно помогать друг другу); качание в гамаке, гамак должен быть подвешен петлей и обхватывать все тело ребенка. 

Проприорецептивная  дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности   размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию; проще обозначайте границы с помощью яркого скотча на полу ; прививайте правило «вытянутой руки» для других людей. 

При высокой сенсорной чувствительности  используйте все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия, бисероплетение, раскрашивание, рисование.

Так же можно и нужно использовать «Гимнастику  мозга» Пола И.Деннисона и Гейл Деннисон. Упражнения «Перекрестные шаги и прыжки», «Ленивые восьмерки», «Двойной рисунок». Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового становления и  учебных достижений личности.

РАССТРОЙСТВА  АУТИСТИЧЕСКОГО  СПЕКТРА 

Расстройства аутистического спектра (РАС)  –  спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

По данным МКБ-10  в РАС входят: Детский аутизм (F84.0), Атипичный аутизм (F84.1), Синдром Ретта (F84.2), Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), Синдром Аспергера (F84.5) [  5 ].

Детcкий аутизм - распространенное нарушение психического развития ребенка. Наиболее яркие внешние проявления синдрома:

  • аутизм как таковой, т.е. предельное, "экстремальное", одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонации. Обычны сложности в выражении ребенком его эмоциональных состояний и понимания им состояний других людей, даже близких.
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменением в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз;
  • особая характерная задержка и нарушение развития речи. Даже если устойчивые речевые формы развиваются, они не используются для коммуникации, т.е. ребенок декламирует одно и тоже стихотворение, но не может обратиться за помощью; характерны эхолалии, «телеграфность» речи; ребенок не использует личные местоимения, мимику, жесты.
  • раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере до 2,5 лет), что подчеркивал доктор Л. Каннер. Именно он в 1943 году впервые описал синдром раннего детского аутизма (РДА) [ 4,  с.9-10]

Для того, чтобы помочь такому ребенку, прежде всего нужно прислушаться к нему и устроить окружающую  среду так,  чтобы создать у него ощущение безопасности. Затем нужно потихоньку менять среду, внося в нее небольшие изменения, вызывающие «развивающее напряжение» у ребенка, то есть делающие среду менее комфортной, но все- таки выносимой для ребенка. Это требует очень большой аккуратности – каждое такое изменение должно продумываться и обсуждаться: внесем ли мы в комнату кресло – качалку, выключим ли свет. Если работа ведется достаточно аккуратно, то постепенно ребенок осваивает все больше и больше разных ситуаций, его выносливость, способность принимать новое возрастает. Наконец, он оказывается в состоянии справится с какими-то реальными житейскими, не упрощенными ситуациями, например, спокойно едет с мамой в автобусе или идет в цирк. [1, с.5]

Основной методикой для коррекции аутичного поведения детей является ABA-терапия или Прикладной Поведенческий Анализ. Может показаться странным использование слова «поведение», когда мы говорим об обучении речи, игре или жизни в социуме, но поведенческий специалист может обучить всему этому при условии, что ответственные за эти действия зоны мозга сохранны и есть физическая возможность для выполнения данных навыков. Самый распространенный и узнаваемый метод АВА  -  модель Ловааса(по имени профессора психологии в Лос –Анджелесе).  В основе находится анализ поведения, который использовали поведенческие психологи (И. Павлов, Б. Скиннер). Согласно модели Ловааса занятия с ребенком, у которого диагностируют аутизм, проводят в течение 35-40 часов в неделю. К тому же психолог продемонстрировал положительные результаты раннего вмешательства у детей в возрасте до 3,5 лет.

В основе поведенческой терапии находится система поощрений и наказаний, которая способствует хорошему поведению и препятствует нерациональным действиям. Социальные навыки специалист разделил на отдельные действия. Так, например, мытье рук состоит из нескольких этапов: включить кран, взять мыло, вытереть руки.  Со временем малыш, страдающий аутизмом, переходит от изучения простых задач к более сложным заданиям, например, зрительный контакт или разговор с другими людьми.[ 6]

 При Институте коррекционной педагогики РАО действует консультативно - диагностический центр. Можно обратиться непосредственно в лабораторию  содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями  ( заведующая - профессор Ольга Сергеевна Никольская) или в лабораторию дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии (заведующая - профессор Елена Антоновна Стребелева). Получить консультацию можно так же в Научном центре психического здоровья РАМН (главный научный сотрудник отдела по изучению детской психиатрии - профессор Вера Михайловна Башина). Из государственных учреждений специального образования уже 10 лет работает  Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования г. Москвы                    ( "Кашенкин луг"). Достойную репутацию заслужил Центр лечебной педагогики, в котором оказывают лечебно-педагогическую помощь детям с серьезными нарушениями психики и речи. Учреждение "Наш солнечный мир" (руководитель Игорь Шпицберг) реализует авторскую "Программу комплексной экосистемной реабилитации и социальной адаптации детей и молодежи с нарушениями развития и их семей". Цель – интеграция в детском саду или в школе, в тех средах, которые предлагает детям сегодняшнее общество для освоения культурного опыта человечества.[1,с.5]  Большую надежду вызывает развитие интегративных групп и классов в нашей стране. В этом случае предполагается возможность введения детей с нарушениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Считается, что при правильном построении группы (соблюдении нужного соотношения здоровых детей и детей с особенностями и других необходимых условий) такая ситуация обучения будет полезна для всех: дети с нарушениями получат возможность общения, посильного участия в социальной жизни, будут тянуться за здоровыми сверстниками, а те, в свою очередь, смогут более глубоко понять сложные социальные отношения, проявить социальную активность, научиться помогать слабым. Такой вариант предпочтительнее нахождения аутичного ребенка среди себе подобных. Однако процесс интеграции только начинает развиваться, на этом пути встречается много проблем, и главная из них - неготовность общества в целом принять людей с нарушениями. К тому же остро не хватает опытных специалистов, в частности - коррекционных психологов. [ 4, с.15-17]

Система взаимодействия лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы с детьми призвана оказывать медико-психолого-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья, их родителям и специалистам. Её функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной медико-психолого-педагогической диагностики развития ребёнка, определения его специальных  психологических и образовательных потребностей, создаёт условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребёнка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондарь Т.А., Захарова И.Ю, Константинова И.С., Посицельская М.А., Яремчук М.В. «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе» Издание 3-е, М., Теренвинф 2013 г.
  2.  Н.Н. Заваденко, ст. « Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика, патогенез, принципы лечения». Журнал  «Вопросы практической педиатрии» »» 2012, т. 7, №1, с.54–62
  3.  Заваденко Н. Н., Пережогин Л. О., Шалимов В. Ф., Щедеркина И. О.  Психотерапия в родительской группе коррекции гиперактивного и оппозиционно-вызывающего поведения // Образование личности, 2014, № 4 с. 107-124 
  4. Е.Янушко "Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия" Практическое пособие для психологов, педагогов, родителей. .Издание 6-е. Теревинф. М., 2014.
  5. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkb10.com/b/62.
  6. Официальный сайт Все об аутизме [Электронный ресурс]. – режим доступа http://allautism.ru/articles/1/79/
  7. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th edition Revision) (DSM-IV-TR). American Psychiatric Association. Washington, DC, 2000;943.
  8. Э.Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. С практическими рекомендациями для родителей и специалистов.».Теревинф, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика детей с нарушениями интеллектуального развития и нарушения эмоционально-волевой сферы

Инициатива при вступлении в коммуникацию, умение поддерживать общение и его завершить........

Психологическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля. ...

Характеристика основных нарушений эмоционально - волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истоща...

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Особенности адаптации детей раннего возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения детей.»

«Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения  детей.»...

Нарушение Эмоционально-волевой сферы у дошкольников.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развив...


 

Комментарии