Деятельность ДОО в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и с УО.
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье представлена работа с детьми с ОВЗ и УО в ДОО в условиях введения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность ДОО в условиях введения ФГОС
для детей с ОВЗ и с УО.
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями. Реализация этой цели обусловлена необходимостью решения одной из актуальнейших проблем модернизации – предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей для получения образования.
Модернизации образования детей с ОВЗ требует:
- вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ;
- формировать в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей нормально развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи интеграции и инклюзии детей с ОВЗ
- учить родителей детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и реабилитации.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», ФГОС дошкольного образования, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования и ряда других нормативных актов можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
В целях реализации данного права необходимо создать ряд условий, в том числе:
- для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения;
- для социального развития детей с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
Специфика дошкольного детства характеризуется гибкостью, пластичностью развития ребенка, высоким разбросом вариантов его развития, его непосредственностью и непроизвольностью, и мы не можем вменить ребенку какую-либо ответственность за результат, не можем требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Наиболее значимое отличие дошкольного образования на современном этапе от образования на других ступенях заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основной контекст развития ребенка представляет собой игра, а не учебная деятельность. Педагогу в своей работе с детьми необходимо учитывать самоценность дошкольного периода жизни, специфику психического развития детей-дошкольников.
Если в стандарте начального общего образования очень четко обозначены требования к результатам реализации программ общего образования (предметным, метапредметным и личностным), которых каждый обучающийся должен достичь по завершении соответствующей ступени общего образования, то специфика дошкольного возраста такова, что достижения дошкольников определяются, не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.
Л.С. Выготский говорил: «…Школьное образование никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Т.е. задача детского сада в психолого-педагогическом сопровождении дошкольника, это сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, коррекции, социализации.
Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ направленно:
- на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков;
-актуальное включение в окружающую социальную среду;
- подготовку к школьному обучению.
В нашем ДОУ организованы дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 11 групп, из них: 3 – общеразвивающей направленности, 8 – компенсирующей направленности (3 - для детей с ТНР, 3 – с ЗПР и 2 группы для детей с УО). Детский сад посещают и дети - инвалиды, они находятся в группах компенсирующей направленности.
Одно из направлений работы детского сада – это комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, направленное на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей. Задачи детского сада в этой работе: развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных возможностей); проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
В ДОУ разработана психолого-медико-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа.
На данный момент в учреждении разработаны:
- адаптированные образовательные программы дошкольного образования на основе основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ: для детей с ТНР, ЗПР; УО.
- на каждого ребенка с ОВЗ разработана индивидуальную карту развития ребёнка в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями;
- все результаты освоения учебного материала ребенком заносятся в листы динамического наблюдения,
- ведутся дневники наблюдений на обучающихся (с целью фиксации общего, эмоционального состояния, поведенческих реакций, коммуникативные проявления и т.д.).
Дети
Психолого-медико-педагогическая модель сопровождения как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Родители
Качественное предоставление образовательной услуги и создание оптимальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Поэтому мы считаем, что одним из основных принципов создания условий для детей с ОВЗ является принцип «Родитель — член команды».
Педагогами учреждения используются следующие формы работы с родителями воспитанников:
- Индивидуальные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) - это преобладающая форма в коррекционно-образовательной деятельности. К ним относятся:
Индивидуальные беседы и консультации специалистов
Анкетирование и опросы.
Практические консультации специалистов, это экспресс- обследование ребенка в присутствии родителей позволяет сформировать у них более четкое представление о проблемах ребенка.
Индивидуальные занятия с родителями
"Родительский час". (ознакомление с индивидуальным маршрутом ребенка, зачисленного в д/с. Информирование родителей о ходе коррекционно- образовательной работы с ребенком)
- Коллективные или групповые формы взаимодействия.
«Мастер-классы» - считаем одной из эффективных форм формирования родительской компетенции.
Подгрупповые занятия
Открытые занятия специалистов и воспитателей
"Гостиная семейного воспитания"
Общие и групповые родительские собрания
На базе ДОУ в 2012-2013 учебном году был создан Консультативный пункт по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Такая форма работы особенно важна для семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, т.к. дает им возможность получить наиболее полную информацию по интересующим их проблемам и научиться навыкам совместных действий.
За период работы Консультативного пункта, были проведены:
- индивидуальные консультации для родителей (законных представителей);
-совместные занятия с родителями и их детьми с целью обучения способам взаимодействия с ребенком;
- проведение комплексной психолого-педагогической диагностики ребенка, в том числе и для ПМПК;
-мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей) с привлечением специалистов Учреждения (согласно утвержденному графику ежемесячно).
В нашей ДОО с 2016 ведется работа по ИПРА (инд. прогр. абилитации) детей-инвалидов, как организованных – в рамках группы компенсирующей направленности, так и неорганизованных – в рамках консультативного пункта.
В ходе плодотворной совместной работы родителей и педагогов дети с ОВЗ и дети-инвалиды приняли участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, выставках, проектах, других состязаниях различного уровня: на базе ДОУ, на муниципальном уровне, в Региональных, всероссийских, международных. За что были отмечены грамотами, дипломами, сертификатами различных степеней.
В конце каждого учебного года проводятся анкетирования с целью определения оценки родителями эффективности коррекционной работы специалистов и воспитателей ДОУ.
Педагоги
С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО необходимо иметь профессиональные кадры.
В связи с этим в ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров.
Ежегодно педагоги повышают уровень своего профессионального мастерства посредством самообразования, участия в работе методических объединений.
Педагоги ДОУ принимают активное участие в методической деятельности: научно-практических конференциях, семинарах, мастер-классах с предоставлением докладов, презентаций, опытов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ и УО. Участие в мероприятиях подтверждается сертификатами, дипломами, благодарностями.
Материально-техническая база ДОУ
Внедряя инклюзивное образование нельзя ни отметить, что обучающийся с ОВЗ нуждается в интегрированных пособиях, специальных методических материалах, в интерактивных развивающих играх и игрушках.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ. На основании проведенного анализа содержания предметно-развивающей среды, соответственно ФГОС ДО был сделан вывод:
Наполнение групп компенсирующей направленности соответствует стандарту. Это коррекционные пособия и игры, дидактические пособия и игрушки; учебная и учебно-методическая литература.
Нами активно применяется интерактивное оборудование. Педагогами используются разработанные ими игры, презентации по лексическим темам, -компьютерные обучающие игровые программы: логопедическая - «Игры для Тигры», интерактивные тренажеры (по возрастам), серии игр «Уроки тетушки Совы» и др.
ВЫВОД
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):
- наличие у детей с ОВЗ желания посещать детский сад;
- принятие детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников детей с особенностями развития;
- привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
Для успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников требуется подробное описание и соблюдение специальных условий образования, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья:
— Кадровое обеспечение (в соответствии со спецификой имеющегося нарушения развития детей).
— Материально-техническое обеспечение.
— Информационно-методическое обеспечение.
- Медико-социальное обеспечение.
— Функциональное использование помещений в ДОУ.
Таким образом, «Содержание коррекционной работы или инклюзивного образования» направлено на создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию через обеспечение условий как: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно-развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Создание специальных условий обучения и воспитания позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Но все таки перед нами стоит проблема преемственности ДОО с общеобразовательной организацией. В школах нет классов с разными вариантами обучения. Наши воспитанники вынуждены идти в общеобразовательные классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»
Цель: Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м...
Доклад «Актуальность системно- деятельного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО».
Актуальность системно - деятельного подхода в условиях введения и реализации ФОГОС ДО....
«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Проблема. Наши дети стали меньше играть Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) привести к кризису игровой культуры. ...
Выступление «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами реализации интермодальных технологий в музыкальной деятельности ДО в условиях введения ФГОС»
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, исполь...
Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС
Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"...
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Проблема. Наши дети стали меньше играть....