Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС
консультация на тему
Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orgizatsiya_nod.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа - проекта Федеральных государственные стандартов. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы воспитателя ДОУ, его профессиональной подготовке, они должны отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции, конкурентноспособности.
Общеизвестно, что ФГОС предлагает ориентироваться на освоение общих и профессиональных компетенций педагога, что включает в себя способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении воспитательно-образовательных задач.
Изучая и внедряя проект ФГОС в педагогическую деятельность педагоги нашего детского сада «Рябинка», определили для себя конкретные меры по его реализации в педагогический процесс. Первый важный шаг, мы считаем, - это выявление способности воспитателя к самоанализу и самооценки своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношения к критике в его адрес, требовательность к своей работе, адекватная оценка реального уровня профессионального развития.
Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В. П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и профессионального развития педагогов.
Анализируя свои индивидуальные планы профессионального развития мы определили, каким себя видит педагог и каким он хочет стать. Каждый воспитатель выбрал или глубже обосновал тему и направление самообразования, соотнеся её с основными пятью направлениями ФГОС. Мы, педагоги старшей группы, определили для себя коммуникативно-личностное развитие детей, включающее в себя образовательные области «Коммуникация», «Социализация». Считаем это направление актуальным, так как оно включает в себя речевое, познавательное развитие ребёнка и предполагает использование разнообразных видов деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественно-продуктивную. Ведущий деятельностью является игра, имеющая свою цель-введение ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, с формированием мотива, коммуникатного намерения и потребности в общении.
Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Изучив теоретические аспекты к организации взаимодействия в педагогическом процессе (А. Н. Джуринский, Е. В. Коротаева, В. А. Сластеник, Е. Н. Шиянов, ознакомились с новейшими педагогическими технологиями: «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» (автор А. Г. Арушанова, в которой раскрываются методика диагностики коммуникативной компетенции, содержания, формы и методы развития диалогического общения детей. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» (автор Ю. В. Авдеева, разработанной на основе ФГТ, отвечающей требованиям проекта ФГОС, помогающей формировать общую культуру, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивает социальную успешность.
Изучив вопросы теории и методику, новые технологии по коммуникативно-личностному развитию мы составили рабочую программу по формированию коммуникативных навыков и развитию общения детей 5-6 лет «Играем вместе». Программа составлена с учётом принципов индивидуальных и возрастных особенностей детей, гуманности, интеграции, все мероприятия предполагают использование разнообразных видов деятельности, проведения в игровой форме, включают в себя не менее 7-8 образовательных областей. Основной целью программы является помочь осознанию ребенком своей индивидуальности, выработке своего коммуникативного стиля, освоению способов общения с окружающими.
Программа включает три блока: подготовительный, диагностический, развивающий. Третий блок включает 4 раздела, где чётко определены цели, задачи, формы и структура всех мероприятий. Содержание программы «Играем вместе» соотнесено с требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ.
Нами разработана картотека игр и упражнений по коммуникативно-личностному развитию, которые систематизированы по разделам и целям: «Развитие совместного общения», «Развитие всех компонентов устной речи», «Этикет речевого общения», «Формирование коммуникативных навыков». Совместно с детьми разработаны проекты: «Растем вместе», «Зимующие птицы», «Дружные ребята», система занятий по коммуникативно-познавательному развитию детей, методические рекомендации по организации социально-ориентированных игр.
Работая по программе «Играем вместе» отметили, что взаимодействие педагогов и детей, детей друг с другом определяют взаимосвязь их деятельности, как совместную деятельность, как способ организации совместной деятельности. При этом организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и активностью и потребностью деятельности детей. Все занимательные дела, игровые мероприятия выстроены в определенную систему, соотнесены с непосредственно образовательной деятельность, работой в утренние часы и во вторую половину дня. Качество календарно-тематического планирования значительно обогатилось, коммуникативные игры и упражнения ежедневно планируются, проводятся и включаются в план не менее 2-3 раза. Непосредственно образовательная деятельность также включает в себя элементы программы «Играем вместе».
Формирование коммуникативной тренировки в играх и в НОД, организуемые и проводимые с детьми включают следующие действия:
- игры в парах;
- социально-ориентированные игры;
- моделирование микроситуаций;
- разыгрывания проблемной ситуаций;
- создание ситуаций успеха;
- оценка коммуникативных действий детей в виде правил, оценок, состояний;
- использование художественных произведений, малых фольклорных форм: пословиц, поговорок, загадок, считалок и прибауток;
- диалогическое общение.
ФГОС определяет требования не только к программам, условиях их реализации, а самое главное- к результатам. Мы разработали определенную систему мониторинга по образовательным областям: «Коммуникация», «Социализация», которые включают в себя не только диагностику сформированности навыков общения и коммуникативный навыков, но и сформированность интегративных качеств ребёнка.
Качество содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром значительно улучшилось, уровень развития коммуникативных навыков, навыков общения стал выше. Культура поведения большинства детей подготовительной группы соответствует нормам и возрастным особенностям детей. Так, при посещении народного театра «Жёлтое окошко», экскурсий в музеи города, детскую библиотеку, дети соблюдают нормы и правила поведения в общественных местах, речевой этикет. Вместе с тем, мы педагоги ожидаем, что при внедрении ФГОС мы получим более четкие целевые ориентиры по вопросам мониторинга.
Формирование общей культуры воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, отмечено в проекте ФГОС, требует совершенствования предметно-развивающей среды в группах.
В группах изменились и обогатились зоны экспериментирования, мини-лаборатории, уголки коммуникативной деятельности (где сосредоточены пособия, карточки, схемы для формирования навыков общения, пособия для развития речи, карточки для моделирования и закрепления норм и правил поведения) .
Новые стандарты ориентируют педагога на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребёнка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве все участников педагогического процесса. Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей.
Повышение психолого-педагогической культуры родителей проводим через разнообразные формы работы, особо предполагающие вовлечение большинство родителей в воспитывающее пространство: Дни добрых дел, «огород на окне», мини-тренинги, интерактивное общение, встречи по заявкам, совместное проведение мероприятий с детьми, творческие встречи, фото- выставки, домашнее экспериментирование дают нам возможность формировать адекватные детско-родительские отношения, повышают психолого-педагогическую культуру. К проведению мероприятий разрабатываем тематические памятки, буклеты, чтобы родители имели возможность дома самостоятельно организовывать с ребёнком деятельность, которой занимались в детском саду.
Мы, педагоги, осознаем, что доверие к учреждению и желание сотрудничать зависит во многом от нас, и в этом направлении нам предстоит ещё работать. Это и развитие педагогической рефлексии, соблюдение принципов открытости, развивающего диалога, индивидуального подхода, постоянство обратной связи.
Исходя из вышеизложенного, следует, что современная деятельность педагога требует постоянного повышения качества педагогического процесса, своего профессионального мастерства через внедрение инновационных технологий, умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральными государственными образовательными стандартами в 2014 году, помогут успешно решать поставленные перед нами задачи.
Литература
1. Алябьева, Е. А. Тематические дна и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-еизд., доп. и испра. – М. : ТЦ Сфера, 2013.-160с.
2. Данилюк А. Принципы модернизации педагогического образования // Педагогика 2010.№5.
3. Кукушкина, Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128с.
4. Ушакова, О. С. Методика обследования речи и коммуникативных умений старших дошкольников / О. С. Ушакова //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. - № 12. – С. 83-95.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»
Цель: Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м...
Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"
Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС...
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Самостоятельная игра во второй младшей группе...
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
Игровая деятельность - ведущая для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, т. к. игра - спос...
Инновационные подходы в организации музыкального образования в условиях введения ФГОС ДО
Инновационая деятельность в ДОУ...