Психолого-педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста
статья по психологии (старшая группа)

Горлова Шахноза Ибрагимовна

 В данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_strahov.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: Страх, психолого-педагогические условия, коррекция

Дошкольное детство- главный и значимый период развития человека. Именно на этом этапе закладываются основные психологические качества, мировоззрение, социальные навыки. Но в нашем мире происходит множество ситуаций социальной нестабильности, тем самым, на ребёнка обрушиваются неблагоприятные факторы, способные приостановить развитие личности. Таким образом увеличивается число детских страхов, тревожности и повышенной возбудимости.

По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восторг, гнев, удивление, обида.

Изучив литературу по нашей теме исследования, и сделав анализ, мы определили, что в современном обществе присутствует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Поэтому чаще всего страх является предметом научного исследования, чем какая-либо другая эмоция.

Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном

периоде. Достаточно высокий уровень страха характерен для детей старшего дошкольного возраста, поскольку страхи в этом возрасте приобретают когнитивный характер.

Именно в старшем возрасте наиболее выражены страхи, что свидетельствует не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Значимое место занимает страх смерти. В старшем дошкольном возрасте, еще не достигая предела, увеличивается страх смерти родителей. Прогрессирует в старшем дошкольном возрасте страх пожара, страх боли, страх войны [2, с. 34].

Также, очагом страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Дошкольники более ранними и чувствительны к конфликтам в семье и тяжелее страдают от развода, при котором чаще всего остаются без отца. У детей, родители которых развелись, страхов на много больше, чем у их ровесников из благополучных семей [2, с. 56].

Таким образом, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наша задача -  предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, эмоциональной холодностью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.

В связи с актуальностью данного вопроса, нами была выбрана тема исследования «Психолого- педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста»

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – «Детский сад № 378 г.Челябинска». Была обследована старшая группа (5-6 лет) в количестве 19 детей: из них 11 девочек и 8 мальчиков.

С целью определения уровня и качественных характеристик проявления страха у дошкольников, мы использовали методику «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой [1, с. 74].

Детям были предложены рисунки с двумя домиками: красный и черный. Задача: расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи.

Были предложены 29 вариантов страха: остаться дома одному, нападения, смерть близких, огня, войны, наказания, врачей, маму и папу и тд.

Все результаты оценивались в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.

По методике «Страхи в домиках» были получены следующие результаты:

Высокий уровень страхов наблюдается у 9 человек, средний уровень у 6 и низкий у 4 детей.

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что все диагностируемые дети (19 человек) испытывают страхи.

Было выявлено что, среди детей больше оказалось из неполных семей, так как на количество страхов значительное влияние оказывает состав семьи. У детей нарастание страхов зависит, скорее всего, от самого факта общения с беспокойной, лишённой опоры матерью.

По результатам эксперимента определяется вывод о прямой взаимосвязи отношений в семье и наличием или отсутствием различных страхов, в процессе анализа мы констатировали факт влияния детско-родительских отношений на уровень страхов. Исходя из этого, мы сделали вывод, что необходимо провести работу по коррекции страхов с детьми и родителями.

В нашей работе мы применяем такие методы и техники как:

1. Релаксация. Процесс сознательного расслабления тела для уменьшения тонуса мышц, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

2. Концентрация. Фокусирование на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

5. Телесная терапия. Психологическая работа, посредством телесного контакта. Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности.

6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, возможность развивать творческие способности, открытие новых возможностей, снижение тревожности.

7. Сказкотерапия. Психологическое воздействие на личность через сказку. Способствует коррекции проблем и развитие личности.

При работе с родителями, воспитателю прежде всего, необходимо объяснить на сколько важно влияет тревожность и страх на дальнейшем развитии ребёнка, в деятельности и в его будущем.

Ни в кое случае нельзя ругать ребёнка за его страхи. Напротив, главная задача родителей-узнать страхи малыша и понять причину, от куда они исходят. Ребёнок должен научиться сам справляться со своими страхи, но без родительской помощи никакого развития не будет.

После проведения профилактической работы с некоторыми методиками и терапиями (игротерапия, сказкотерапия, релаксация), мы получили положительный отзыв от педагогов и родителей о существенном развитии влияния таковых на детей, поэтому, можно сделать вывод о эффективности этой работы и дальнейшем продолжении с целью коррекции возрастных страхов.

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.

Список литературы:

  1. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. – 159 с.
  2. Захаров, А.И. Неврозы у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб. : Дельта, 1996. – 163 с.
  3. Мишанова, О.Г. Научно-технологическое обоснование внедрения педагогических инноваций в систему образования / О.Г. Мишанова // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Чел. гос. пед. ун-т, 2009. – С.40-46. (0,4 п.л.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик

Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...

Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...

Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада  показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....

Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"

Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...