Психолого-педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста
статья по психологии (старшая группа)
В данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_strahov.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы проявления страхов, а также выделены психолого-педагогические условия профилактики и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: Страх, психолого-педагогические условия, коррекция
Дошкольное детство- главный и значимый период развития человека. Именно на этом этапе закладываются основные психологические качества, мировоззрение, социальные навыки. Но в нашем мире происходит множество ситуаций социальной нестабильности, тем самым, на ребёнка обрушиваются неблагоприятные факторы, способные приостановить развитие личности. Таким образом увеличивается число детских страхов, тревожности и повышенной возбудимости.
По мнению авторов Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других ребёнок, как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восторг, гнев, удивление, обида.
Изучив литературу по нашей теме исследования, и сделав анализ, мы определили, что в современном обществе присутствует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Поэтому чаще всего страх является предметом научного исследования, чем какая-либо другая эмоция.
Страх – это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном
периоде. Достаточно высокий уровень страха характерен для детей старшего дошкольного возраста, поскольку страхи в этом возрасте приобретают когнитивный характер.
Именно в старшем возрасте наиболее выражены страхи, что свидетельствует не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием – возросшим пониманием опасности. Значимое место занимает страх смерти. В старшем дошкольном возрасте, еще не достигая предела, увеличивается страх смерти родителей. Прогрессирует в старшем дошкольном возрасте страх пожара, страх боли, страх войны [2, с. 34].
Также, очагом страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Особенно сильная тревожность возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими. Дошкольники более ранними и чувствительны к конфликтам в семье и тяжелее страдают от развода, при котором чаще всего остаются без отца. У детей, родители которых развелись, страхов на много больше, чем у их ровесников из благополучных семей [2, с. 56].
Таким образом, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наша задача - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, эмоциональной холодностью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
В связи с актуальностью данного вопроса, нами была выбрана тема исследования «Психолого- педагогические условия профилактики и преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста»
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – «Детский сад № 378 г.Челябинска». Была обследована старшая группа (5-6 лет) в количестве 19 детей: из них 11 девочек и 8 мальчиков.
С целью определения уровня и качественных характеристик проявления страха у дошкольников, мы использовали методику «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой [1, с. 74].
Детям были предложены рисунки с двумя домиками: красный и черный. Задача: расселить страхи: в красный дом – «нестрашные», в черный – «страшные» страхи.
Были предложены 29 вариантов страха: остаться дома одному, нападения, смерть близких, огня, войны, наказания, врачей, маму и папу и тд.
Все результаты оценивались в баллах. Низкий уровень страха – от 0 до 7 баллов; средний уровень страха – от 8 до 15 баллов; высокий уровень страха – от 16 и выше.
По методике «Страхи в домиках» были получены следующие результаты:
Высокий уровень страхов наблюдается у 9 человек, средний уровень у 6 и низкий у 4 детей.
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что все диагностируемые дети (19 человек) испытывают страхи.
Было выявлено что, среди детей больше оказалось из неполных семей, так как на количество страхов значительное влияние оказывает состав семьи. У детей нарастание страхов зависит, скорее всего, от самого факта общения с беспокойной, лишённой опоры матерью.
По результатам эксперимента определяется вывод о прямой взаимосвязи отношений в семье и наличием или отсутствием различных страхов, в процессе анализа мы констатировали факт влияния детско-родительских отношений на уровень страхов. Исходя из этого, мы сделали вывод, что необходимо провести работу по коррекции страхов с детьми и родителями.
В нашей работе мы применяем такие методы и техники как:
1. Релаксация. Процесс сознательного расслабления тела для уменьшения тонуса мышц, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
2. Концентрация. Фокусирование на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
3. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
4. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
5. Телесная терапия. Психологическая работа, посредством телесного контакта. Способствует снижению мышечных зажимов, тревожности.
6. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, возможность развивать творческие способности, открытие новых возможностей, снижение тревожности.
7. Сказкотерапия. Психологическое воздействие на личность через сказку. Способствует коррекции проблем и развитие личности.
При работе с родителями, воспитателю прежде всего, необходимо объяснить на сколько важно влияет тревожность и страх на дальнейшем развитии ребёнка, в деятельности и в его будущем.
Ни в кое случае нельзя ругать ребёнка за его страхи. Напротив, главная задача родителей-узнать страхи малыша и понять причину, от куда они исходят. Ребёнок должен научиться сам справляться со своими страхи, но без родительской помощи никакого развития не будет.
После проведения профилактической работы с некоторыми методиками и терапиями (игротерапия, сказкотерапия, релаксация), мы получили положительный отзыв от педагогов и родителей о существенном развитии влияния таковых на детей, поэтому, можно сделать вывод о эффективности этой работы и дальнейшем продолжении с целью коррекции возрастных страхов.
Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Список литературы:
- Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005. – 159 с.
- Захаров, А.И. Неврозы у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб. : Дельта, 1996. – 163 с.
- Мишанова, О.Г. Научно-технологическое обоснование внедрения педагогических инноваций в систему образования / О.Г. Мишанова // Безопасность пространства образования: материалы всеросс. науч.-практ. конфер. – Челябинск: СИМАРС; Чел. гос. пед. ун-т, 2009. – С.40-46. (0,4 п.л.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Применение сказкотерапии в ДОУ....
Коррекционная программа по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых методик
Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность, ориентирована на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Программа составлена на основе авторских разработок Агафоновой И.Н...
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...
Программа психолого - педагогического сопровождения по теме: «Снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством песочной терапии»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области...
Конспект занятия по профилактики тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна»
Данное занятие способствует гармонизации личности ребенка....
Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Статья "Психолого-педагогические условия преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста"...