Развитие пространственных представлений в жизни детей и зачем они нужны.
статья по коррекционной педагогике на тему
Материал представлен для педагогов, специалистов и родителей. Рассматривается становление пространственных представлений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostranstvennye_predstavleniya.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие пространственных представлений у детей и зачем они нужны?
На сегодняшний день многие специалисты и родители отмечают, что дети при поступлении в школу имеют различные трудности, таких как: путаница где право и лево, зеркальное написание букв, слитное написание слов, несоблюдение правил переноса и прочее. Вспомните себя в детстве, и наверняка, многие из вас вспомнят, что маленькие оплошности приносили неприятности. Одной из таких причин, появления таких трудностей, является недостаточная сформированность пространственных представлений.
Пространственные представления- это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Восприятие и переработка пространственных характеристик и пространственных соотношений являются одним из наиболее сложных форм психического отражения. Однако именно они являются механизмами адаптации для существования в мире.
Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается еще в самом раннем детстве и формируется постепенно.
Базовой и самой ранней системой ориентации в пространстве является схема тела. Освоение пространственных характеристик среды осуществляется на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном и заданном пространстве.
Поэтому на начальном этапе развития пространственных представлений важно использовать упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела, создавая тем самым предпосылки для сложных систем ориентации в пространстве.
Между тремя и четырьмя годами у ребенка формируется представление о правом и левом. Завершается процесс формирования правой и левой сторон собственного тела к 6 годам.
И при условии не сформированности этой ориентации возникает расстройство письменной речи.
С появлением речи, становится возможным вербально обозначать пространственные отношения и понимания слов «дальше», сверху, снизу, затем по мере расширения идет понимание слов «влево», вправо, вперед, назад и таким образом пространственные представления расширяются и углубляются.
Затем ребенок осваивает пространственные представления в схематичном пространстве, например на листе.
Последний этап развития пространственных представлений называется квази- пространство, которое понимается как некая упорядоченность в системах знаков и символах, время года, дни недели, время, понимание лексико- грамматических конструкций.
Пример: мальчик спасен девочкой. Кто кого спас?
Квазипространственные отношения помогают понимать смысл художественных текстов. К примеру, есть дети, которые не любят читать авторские произведения, но при этом с удовольствием читают энциклопедии.
Эти уровни развития пространственных представлений надстраиваются друг над другом и тесно связаны между собой.
Одним интересным фактом является то, что у детей очень развито тактильно-пространственное восприятие. Поэтому, для освоения и полного восприятия ребенком информации очень важно прикоснуться к предмету и ощупать его.
Таким образом, можно сказать, что несформированность пространственных представлений неизбежно приводит к нарушению познавательных операций и наглядных мыслительных операций.
Для развития пространственных представлений, а так же для развития всех психических процессов у детей, существует множество игр и занятий такие как:
-зарядка (утренняя, после сна), различные физкультурные упражнения, плавание, езда на велосипеде, самокате и тд.
-занятия связанные с тактильными ощущениями (ощупывание предметов, оригами, лепка, аппликации, конструкторы, завязывание узлов, пазлы, мозаика)
- подвижные игры, прятки, казаки разбойники, дартс, фрисби, батуты, классики, игры с мячом, бадминтон, твистер и тд.
- специальные игры на пространстве листа
-специальные игры на ориентации тела в пространстве (робот, скульптор, зеркало, море волнуется, театр теней, лабиринты, настольные игры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие пространственных представлений у детей ОНР
творческое выступление на фестивале Педагогического мастерства...
Развитие пространственных представлений у детей ЗПР
Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно, пространственные представления являются базисом, над ко...
Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет
В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...
Выступление на заседании городского методического объединения по развитию элементарных математических представлений «Поиск» на тему: «Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка».
Цель: Обобщение опыта между педагогами ДОУ города с презентацией....
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Перспективный план по самообразованию "Роль пространственных представлений в жизни и развитии ребенка"
Создание условий для развития ориентации у детей в пространстве....
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...