Песочная терапия
статья по коррекционной педагогике на тему

Журавлева А.В.

Метод песочной терапии существует давно, но в России он стал любимым недавно. Преимущества песочной терапии, ее достоинства описаны в этой статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте будем добрее!

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях  человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас»,  - отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими собственными эмоциями.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющая замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

С помощью песочных игр малыши проигрывают реальные ситуации из жизни, выражая свои чувства в безобидной форме, учатся конструктивному общению.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Сегодня игра с песком, или песочная психотерапия, становится все более популярной в психологической, педагогической практике.

Используя в песочнице миниатюрные фигурки, которые символизируют реальных людей и предметы его окружения, он проживает ситуации, в которых он испытывает трудности. Песочная терапия позволяет изменить отношение к ним и найти правильное для себя решение.

Идея проведения игровой песочной  терапии возникла не случайно. Родители «неуправляемых» детей часто говорили о  том, что не справляются с капризами, упрямством, неуравновешенностью своих  детей и просили помочь в данной ситуации.

 Вот  тогда и возникла идея собрать  родителей с  детьми  на игры в песочнице в рамках Родительского Клуба. Эта модель позволяет родителям  активно взаимодействовать с детьми и объективно оценивать  себя и ребенка в ситуациях «игры в жизнь».

С помощью песка и миниатюрных фигурок, приносимых как психологом, так и самими детьми, совместно с родителями дети строят свои «миры» и учатся взаимодействовать в этой же песочнице с другими «мирами». Иногда не получается и тогда приходится вмешиваться и помогать «разруливать» ситуацию, вовлекая родителей, как  обязательных участников процесса. Дети учатся уступать, делиться друг с другом и в целом жить в социуме. Родители, в свою очередь, так же учатся общению с детьми «на равных», учатся сотрудничать. Этот опыт общения полезен как детям, так и родителям.

Некоторых детей родители прямо вытаскивали с ногами из песочницы (надо сказать, что размеры песочницы – 50*75*7,5 см), а некоторых уговаривали подойти поближе. Некоторые, разыгравшись, не могли остановиться…Но в целом, дети, погружая руки в песок, успокаивались и получали удовольствие от игры с другими детьми.

Данный опыт показал важность игровой песочной терапии и востребованность данного метода.

В дальнейшем, возможно использование песочной терапии на консультациях (индивидуальных и групповых), а также как форму работы с воспитателями  на семинарах и тренингах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.

«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...

Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".

учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...