НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Северова Елена Сергеевна

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_._shchenki.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района г. Санкт Петербурга.

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелым нарушением зрения в разновозрастной  группе

 Тема: « В поиске щенков»

                                                Составила:  учитель-дефектолог

                                                                             Северова Елена Сергеевна

Санкт Петербург

2017 год

Цель:  

  1. Развивать умение детей ориентироваться в микро и макро пространстве.
  2. Создание условий для успешного сотрудничества педагога и детей разного возраста в совместной деятельности.

        Задачи:  

        Коррекционно – развивающие задачи для подготовительного возраста

  1.  Продолжать развивать слуховое восприятие по средствам различения направления звуков  в пространстве.
  2. Стимулировать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов (второй снизу, третий сверху)
  3. Совершенствовать умение «читать схемы» и оречевлять направление движения, при перемещении в пространстве, ориентируясь на представленный план.
  4. Активизировать зрительную ориентировочно-поисковую деятельность в пространстве.
  5. Закрепление сенсорных эталонов, соотнесение по форме.
  6. Закрепить понимание детьми предлогов В, НАД, ПОД, НА и умение видеть пространственное расположение объектов.
  7. Продолжать закреплять пространственные представления, через ориентировку в пространстве: «от себя», «от предмета», «на плоскости», действовать по словесной инструкции,  побуждать детей к диалогу.
  8. Совершенствовать психические функции – внимание,  мышление,  воображение, память
  9. Закреплять умение видеть и узнавать и менять направление.

 Коррекционно – развивающие задачи для среднего возраста

  1. Развивать слуховое восприятие по средствам различения направления звуков  в      пространстве.
  2. Продолжать учить употреблять в речи детей пространственную терминологию, обозначающую направление на плоскости (верхний правый угол, нижний левый угол…)
  3. Активизировать детей на выполнение задания по ориентировке по схеме, предложенное детьми подготовительного возраста. Развивать умение слушать и выполнять задание.
  4. Развивать зрительную ориентировочно-поисковую деятельность в пространстве.
  5. Формирование сенсорных эталонов, соотнесение по форме.
  6.  Учить видеть пространственное расположение объектов. Уточнить понимание детьми предлогов В, НАД, ПОД, НА.
  7.  Развивать пространственные представления, через ориентировку в пространстве: «от себя», «на плоскости», действовать по словесной инструкции,  побуждать детей к диалогу.
  8. Способствовать развитию психических функций –  внимание, мышление, воображение, память.
  9. Развивать  умение видеть и узнавать и менять направление движения.

Образовательные для подготовительного возраста 

-      Уточнить, закрепить и обобщить представления об особенностях внешнего вида птиц, развивать познавательные способности детей.

-   Развивать связную речь.

Образовательные для среднего возраста

 - Формировать представления об особенностях внешнего вида птиц, развивать интерес к их жизни. - Формировать навыки общего поведения при выполнении практических заданий: регуляция и контроль за действиями.

- Развивать связную речь и пополнять словарный запас.  

 Воспитательные 

- Способствовать проявлению у детей коммуникативных качеств,  как дружелюбие, взаимопомощь, сопереживание, отзывчивость, самоконтроль.

- Воспитывать умение слушать и следовать инструкциям, выполнять правила.

- Создать эмоционально-положительный настрой на совместную деятельность.

Интеграция образовательных областей: 

  • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
  • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
  • область “Социализация” - игровая деятельность.

Место проведения – помещение группы
Методы и приёмы: Игровой, наглядный (показ, рассматривание), словесный (беседа, вопрос-ответ, побуждающие к активной мыслительной деятельности, индивидуальные ответы детей), практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра. Поощрение и похвала детей.

Материалы и оборудование: 

  1. Магнитофон, аудио техника, телефон
  2. Фланелеграф, мольберт, настенная доска,
  3. Собака - мягкая игрушка – 2 шт.
  4. Конусы – подставки с разными геометрическими фигурами (остановки)
  5. Следы (птицы и собаки)
  6. Записки – подсказки 2 шт.
  7. Кость
  8. Ошейники – 2 шт.
  9. Компасы на руки с изо геометрической фигурой (на две руки – каждому ребенку)
  10. Дерево - фланелеграф, птицы – цветное и силуэтное изо
  11. Руль, для каждого ребенка.
  12. Музыкальное сопровождение («Мы едим, едим, едим», звуки леса, моря и железной дороги)
  13.  Дидактическая игра «Рыбки в пруду»
  14. Разноцветные камушки - кружочки
  15.  План – схема
  16. Коврик для щенка
  17. Магниты в виде разноцветных квадратов


                                                   

                                                              Ход занятия

 орг. момент  - Ребята, у нас сегодня в группе гости, давайте поздороваемся. Здравствуйте!!! Я от гостей узнала о случившейся неприятности. Оказывается вчера к нам в сад приходила девочка Женя с двумя щенками, и они у нее куда-то пропали. Девочка очень расстроилась, давайте поможем девочке найти щенков?  

ситуация 1;  3 минуты.
    а) Рассматривание следов; Посмотрите, что – это?  «Чьи это следы? По каким следам нужно идти? И куда они ведут?» Я думаю, если мы пойдем по следам, то обязательно их найдем.
    б) Нахождение ошейника; Следы закончились, вы видите щенков? (Дети ищут и находят ошейник с запиской)  «Мы в парке» (Читает Миша)

ситуация 2;  7 минут.
    а) аудио звуки (парк, море и железная дорога) с технических устройств одновременно - в трех направлениях. Тая, что ты слышала? А ты Миша? От куда идет звук?  Как вы думаете, в каком направлении нам надо идти? Тая, ты согласна с Мишей? Идут на аудио звук парка.

    б) дидактическая игра «Где сидела птица?» называние детьми пространственные отношения и соотнесение их по силуэту: над, на, под, к, от;

Ой, Ой, Ой, - тут точно побывали щенки и спугнули всех птиц, остались только тени. Давайте рассадим их по местам, там, где они сидели. Тая – какую ты взяла птицу? Куда ты ее посадила? (На правую сторону дерева) Миша, а это птица как называется, где она сидела? (на второй ветке снизу с правой стороны дерева) А что это за птица и куда она летит? И т.д. А у этой птицы нет тени, она наверно недавно прилетела, - Тая скажи Мише, куда ее посадить.

   в) Нахождение под деревом кости с подсказкой, «Мы на берегу пруда» (Читает Миша)

ситуация 3;  5 минут.
      а) Подвижная игра «Езда на машине с остановками» Да-а-а-а, далеко убежали щенята, пешком не дойдешь. Надо ехать на машине, так как очень далеко, то нужно будет делать остановки. Посмотрите, здесь остановка, которая имеет      форму, здесь остановка      формы, и     . Наденьте на руки компасы, они вам подскажут, где нужно остановиться. Давайте рассмотрим у кого на какой руке знак. Миша, посмотри на Таины руки, на какой руке у нее компас с квадратом?  Детям выдаются – рули, и они едут под музыку, а как только музыка остановилась вы внимательно слушаете на какую остановку надо подъехать (педагог - смотрим на правую руку, …). Дети смотрят на компас правой руки и едут на нужную остановку (так 3 раза). Останавливаются вместе на одной остановке и подходят к пруду.

    ситуация 4; 4 минут

     а) рассматривание пруда, дидактическая игра «Куда плывут рыбки». Как вы думаете, тут были щенки? Да, они наверное купались и спугнули всех рыбок, они все спрятались и еще запутались в водорослях, давайте освободим их. Давайте по очереди, Тая куда у тебя рыбка поплыла? А у Миши? А теперь Тая возьмет рыбку и поставит так, какое направление скажет Миша, а теперь Миша выбирает рыбку, а Тая говорит, куда она должна поплыть.

   б) нахождение подсказки под водорослями. «Карта – схема» прохождение по камням, через пруд

 ситуация 5;  3 минут.

    а) План-схема путь по камням. Миша читает схему и говорит, как идти, а Тая идет. Путь начинаем с красного квадрата. 2 шага вперед, 1 налево….Путь привел к ящику со знаком «      »

    б) дидактическая игра «Подбери ключ к ящику». Мы уже близко к разгадке по исчезновению щенят. Мы нашли ящик, но он закрыт. Нужно подобрать ключ, какой формы нам нужно найти ключ? Дети с помощью чудо коробки тактильным способом подбирают ключи. Ящик открывается. Ура!!! Мы нашли пропавших щенков, как вы думаете, Женя обрадуется?

  ситуация 6(подведение итогов); 3 минуты.

 Вот мы молодцы, долго их искали, Тая, где мы их искали? Миша, а потом где были? На чем ездили? Ох, устали, наверное, щенята, пока Женя едет за ними, давайте положим их на коврик – отдохнуть. Только коврик какой-то не веселый, сначала надо его украсить, а потом положим на него отдыхать щенят. Миша говорит Тае, куда положить элементы узора, а Тая говорит Мише. Сажают щенят на коврик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Формирование пространственных отношений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию пространственных представлений у дошкольников с ТНР...

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...

Развитие пространственной ориентировки у детей с тяжелым нарушением зрения

Приемы формирования пространственных представлений у детей с тяжелым нарушением зрения....

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...

Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель - формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.Задачи:Формировать количественные представления с учетом веду­щих видов деятельност...

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...