Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения
статья на тему

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Самсонова Татьяна Алексеевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ №77 г. Череповец

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда — первейшая задача родителей. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет.

Однако на деле оказывается, что далеко не все родители понимают это. Некоторые из них, чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны  учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети  вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе. С другой стороны, формирование навыков самообслуживания имеет  первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а  следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо  вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные  предметы и орудия.

В результате ознакомительной деятельности у ребенка "формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею)" (Мещеряков А. И.  Слепоглухонемые дети.— М.: Педагогика, 1974.—С. 123-124). Маленький слепой ребенок относится к новым предметам сначала с недоверием и даже страхом. Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь "полезные" раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т. д.).

Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную ре- акцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и  действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд.  Отсюда задержка в формировании человеческих способов удовлетворения  первичных естественных потребностей является тормозом для ознакомления ребенка с окружающим миром, для развития необходимой человеку познавательной активности.

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным "кормить" куклу. В разработанной специальной методике обучения детей действиям по  самообслуживанию на первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные  операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой,  взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например: — Возьмем свитер, найдем воротник... вот он. Положим свитер перед собой... Теперь проденем руки в рукава и т. д. Очень важно не упускать ни одной попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться. Со временем взрослому уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет,  правильно ли выполнено действие: застегнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки,  осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка, чисто ли вымыт рот и т. д.

В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно. Для его начала и для осуществления контроля за выполнением действия становится достаточным лишь словесное побуждение или помощь взрослого (просьба, объяснение, наводящие вопросы). При обучении слабовидящих детей действиям по самообслуживанию и бытовому  труду необходимо использовать не только осязание, но и остаточное зрение. При этом следует учитывать, что эти дети не могут и не умеют его использовать, не знают многих зрительных качеств предметов, на которые они могли бы ориентироваться.  Поэтому при наличии любых остатков зрения (если есть форменное зрение)  необходимо учить детей зрительно распознавать предметы, наряду с показом и выделением осязательных и других ориентиров. Исследования, проведенные А. И. Каплан с детьми школьного возраста, с большой убедительностью показывают, что даже в случае, когда дети не идентифицируют цвета, показ цветного изображения или цветного раскрашенного предмета является  более информативным, чем черно-белого. Поэтому необходимо в любой ситуации обращаться к цвету предметов и учить детей распознавать цвета и ориентироваться при выполнении трудовых операций на цветовые гаммы объектов труда,  различать цвета по насыщенности. Особенно это касается труда по самообслуживанию. Таким образом, при первоначальном знакомстве с предметами, действиями,  которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя  игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие слепому,  имеющему остаточное зрение, ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию,  надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т. д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов.

Рассмотрим некоторые приемы обучения детей второго-третьего года жизни  основным действиям по самообслуживанию: кормлению, навыкам туалета.Обучение самостоятельности в еде. В преддошкольном возрасте (на втором- третьем году жизни) можно начинать обучение ребенка пользованию ложкой, чашкой.  Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку, и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Следите, чтобы кружка не оказалась горячей — это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с большими трудностями, чем  обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале. Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при  кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом,  рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной  операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто  пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать её. Если своевременно начать обучение, то к трем годам ребенок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Одевание. Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном  темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т. д.). Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала  ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.  п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию.

Взрослый должен побуждать малыша к этому словом: "Давай снимем колготки,  возьмемся за резинку", направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками. Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно.  Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за  ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять  вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам. Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или,  напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постаратьсяразобраться в причине каприза.

Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял  самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет  ребенка, помогает поверить в свои силы. —Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера? К трем годам слепой ребенок должен учиться самостоятельно снимать рубашку,  штанишки, колготки, переобуваться с помощью взрослого. Так, взрослый помогает  ребенку определить, какой тапочек следует надеть на какую ногу, а надевает тапочки ребенок сам. Ребенок должен учиться находить в одежде рукава и вдевать в них руки,  находить горловину у платья и надевать его, надевать шапку. Взрослый направляет его руки, руководит его действиями. Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а  протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь. Ребенка преддошкольного возраста более привлекает процесс действия с  предметом, чем его результат. Поэтому ребенок может вновь и вновь повторять действие,  не стремясь его закончить. Этому не следует препятствовать, поскольку многократное повторение отдельных операций способствует формированию у него элементарных навыков самообслуживания.

На третьем году жизни слепого ребенка, с развитием предметных действий, речи и ходьбы, становится возможным обучение его некоторым действиям, связанным с  бытовым трудом. Так, его следует приучать убирать игрушки после игры на место, при этом нужно следить, чтобы ребенок играл одновременно не более чем с двумя-тремя игрушками.

Аккуратность в воспитании слепого ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место. Мать может привлечь малыша и к своей "взрослой" деятельности. Например, накрывая на стол, она может дать ему в руки ложки и попросить положить их на  стол или дать ложку папе. Готовя тесто для пирога или фарш для котлет, можно дать двух-трехлетнему ребенку слепить пирожок или котлетку. При чистке картофеля малыш может давать картофелины или опускать почищенные картофелины в воду.

Такая деятельность очень ценна для ребенка, поскольку она способствует  обогащению его чувственного опыта: участвуя в ней, он знакомится с окружающими предметами и учится действовать с ними. На каждом шагу его подстерегают "открытия". Так, он узнает, что "котлетку", которую он сделал, нельзя есть, пока мама ее не пожарит, что к плите лучше не подходить, так как можно обжечься. Конечно,  результат его деятельности ничтожен, чаще он даже мешает матери. Однако если ребенок будет знать, что он "помогает маме", - это будет дисциплинировать его иориентировать на результат труда. Своевременное формирование навыков самообслуживания и бытового труда в преддошкольном возрасте явится залогом успешного психического развития ребенка в последующих возрастах, будет способствовать развитию познавательного интереса,  необходимого для познания окружающего мира. Обучение навыкам туалета. Обучение слепого ребенка навыкам туалета, чтобы опрятность и чистота стали для него привычкой, по существу, ничем не отличается от того, что делают родители зрячих детей.

В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к  поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства. Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко  выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т. д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как слепой ребенок, как и зрячий, ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки. К двум годам слепой ребенок, как и зрячий, способен овладеть навыками туалета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.

М.: Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод,

аспекты реабилитации.—Л., 1982.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—

М.: Просвещение, 1976.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.

5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М., 1979.

6. Ерастова Е. А. Воспитание слепых детей в семье.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

7. Маркова Т. А., Гиневская Л. А. Воспитание детей третьего года жизни.—

М.:Учпедгиз, 1962.

8. Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

Алгоритм формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелой зрительной патологией.

В статье предлагаются некоторые алгоритмы формирования действий, соблюдая которые навыки  самообслуживания у детей с тяжелой зрительной патологией доводятся до автоматизма....

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения...

Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи

Одним из главных показателей владения языком, является умение связно передавать свои мысли. Ребенку легче общаться со сверстниками, выражать свои мысли, познавать окружающий его мир, если у него доста...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

цель:теоретическое обоснование и практическая реализация системы психолого-педагогической помощи по организации условий для целенаправленного формирования навыков самообслуживания у детей с множествен...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИ ПОМОЩИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДОСКИ

Предлагаю вашему вниманию статью с транслированием опыта по формированию навыков общения у детей с ТНР на базе МБДОУ№ 110...