Развитие пространственной ориентировки у детей с тяжелым нарушением зрения
статья по коррекционной педагогике на тему

Бойко Лилия Анатольевна

Приемы формирования пространственных представлений у детей с тяжелым нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ  У НЕЗРЯЧИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой — либо системы отсчета.

Для нахождения своего местоположения в пространстве необходимо локализовать себя и окружающие предметы в определенной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов. Сложившаяся, на основе условнорефлекторной деятельности мозга, единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и представляет собой систему направлений от какой-либо точки отсчета, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть «выбор направления», «сохранение направления», «обнаружение цели». Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве - для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосредственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется положение, и для дальней ориентации в большом пространстве, когда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слышимости, осязания).

Своеобразие психофизического развития дошкольников с нарушением зрения проявляется в их недостаточной активности, сложностях формирования двигательной сферы. В свою очередь, это вызывает у детей трудности пространственной ориентировки, которые в дальнейшем ограничивают самостоятельность человека в любой деятельности.

Дети, в особенности те, кто страдает глубокими нарушениями зрения, спонтанно, независимо от взрослых, не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Когда мы наблюдаем за слепым (или имеющим остаточное зрение) ребенком во время самостоятельного передвижения в помещении, на участке детского сада или на улице, то видим, насколько он напряжен, как неуверенны и скованы его движения, как он боится оторвать ступни от пола, шаркая ногами. Малыш вынужден во время ходьбы все свои усилия и внимание направить на то, чтобы не наткнуться на что-нибудь, не упасть, не удариться. Страх перед самостоятельным передвижением в пространстве приводит к тому, что у ребенка не появляется желание узнать, что находится вокруг. Таким образом, страдает и развитие познавательной деятельности незрячего малыша. Всего этого можно избежать, если научить его правильно ходить, осмысливать воспринимаемое слухом, осязанием, обонянием, побуждать узнавать окружающие предметы и их назначение, расположение в осваиваемом помещении. Только научившись управлять своим телом и понимая, что расположено вокруг него, ребенок в состоянии переключить внимание на окружающий мир.

Маленького незрячего нужно познакомить также с ближайшим окружением, предупредить об опасностях, которые могут его подстерегать, научить избегать их, опираясь на возможности своих сохранных анализаторов: слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности, обоняния.

В обучении слепых детей необходимо использовать сочетание дистантного слухового восприятия с контактным  тактильным восприятиями,  устанавливать связи между объектами, воспринимаемые осязанием, и их звуковой характеристикой. Это позволит незрячим детям выделить звуки как сигнальные признаки предметов и явлений окружающего мира и применять эти навыки в практической деятельности.

 Обучение детей ориентировке в пространстве  включает в себя несколько этапов.На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе». На втором этапе дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке.

Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений. Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией - это формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах, овладение ориентировкой на своем теле, обучение    способам   и   приемам   ориентировки   в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге),формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем, обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми, ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.

Современные исследования        тифлопедагогической и тифлопсихологической наук  выявили следующие условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве: развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира),развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия), развитие движений (формирование правильной позы, походки при ориентировке и обследовании),развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Формирование системы ориентации проводится в следующих формах работы: фронтальные занятия в коррекционном зале, подгрупповые занятия, индивидуальные занятия, отдельные задания в свободной деятельности детей.

Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы:

осязательное (зрительно-осязательное у частичновидящих) обследование ребенком своего тела; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования остаточного зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе -дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространства необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

Обучение детей ориентировке в пространстве - с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Приобретенные детьми навыки со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно-пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и незнакомом замкнутом пространстве.

Игры и игровые упражнения.

Большое место в системе специального обучения незрячих детей ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре. Тифлопедагог организует работу с детьми таким образом, что их игровые действия тесно связаны с уже сформированными навыками практической ориентировки в пространстве. Чем лучше ребенок усвоит необходимые навыки ориентировки, тем шире будут его возможности в игре.

Важно и то, что в играх  дошкольники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы малыш не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.

Участие детей в предлагаемых играх и упражнениях предполагает наличие сформированности у них прочных навыков ориентировки на собственном теле, знание и дифференцирование основных направлений пространства «от себя».

Приемы, которые необходимо использовать взрослому при проведении этих игр: показ ребенку выполнения всего игрового действия, подробные и четкие пояснения взрослого по ходу показа игрового действия, поэтапное предъявление ребенку отдельных игровых заданий  по мере их выполнения, четкие инструкции педагога, доступные пониманию ребенка. Оказание ребенку помощи различного вида: совместное    выполнение действия, повторение словесных инструкций, моральная поддержка, поощрение действий ребенка. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве .

В предлагаемых играх и упражнениях решается задача научить детей, как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке.

Игры и упражнения для развития полисенсорного восприятия пространства

Обучение детей приемам получения информации об окружающем их пространстве с активным привлечением осязания, закрепление навыков последовательного осязательного обследования происходит также в играх: узнай предмет на ощупь, узнай игрушку на ощупь, чего не хватает у предмета (ручки у чашки; зубьев у расчески и т.д),сравни два предмета (объекта),тактильные лабиринты, тактильная мозаика, тактильное домино, тактильное лото.

Необходимо научить ребят не только различать с помощью  осязания пространственные признаки окружающих предметов, но и объединять их по однородным признакам, находить сходство и различие в их пространственном расположении. Этому способствуют игры и упражнения: найди предметы большие и маленькие ( длинные и короткие и т.д),найди все круги ( квадраты и т.д), какой игрушки не стало, что изменилось у куклы в комнате, чем отличается расположение игрушек.

Для развития слухового восприятия  учить детей различать по звуку музыкальные и озвученные игрушки в играх и упражнениях, при этом требуется не только узнать игрушку по характерному для нее звуку, но и найти ее среди других, обозначить словом ее пространственное расположение (по отношению к другим игрушкам и «от себя»). Игры: что звучало, найди игрушку, которая звучала, с какой стороны от тебя звучит, найди звучащий предмет, узнай по звукам, в каком помещении ты находишься,  мир вокруг нас в звуках (голоса птиц и животных, звуки города и т.д), в какую сторону от тебя движется звучащий предмет?.

Игры и упражнения на ориентировку в пространстве в процессе передвижения.

Такие признаки пространства, как глубина, объем, протяженность, расстояние, дети познают в процессе активного передвижения. Для успешного освоения окружающего пространства в процессе передвижения предлагаются такие игры и упражнения, как: зайчик и собачка едут на машине, найди игрушки, путь до кабинета врача, автогонки, катаем куклу, игры с озвученным мячом и другие.

Игры и упражнения на микроориентировку.

В процессе проведения этих игр и упражнений дети учатся практически ориентироваться на поверхности листа бумаги, на фланелеграфе, а также словесно обозначать пространственные направления в микропространстве. Например, такие игры и упражнения, как где чей домик, где чье окошко, сортировщик, тактильные квадраты, путешествие ( восприятие прямых, волнистых, зубчатых линий), расскажи сказку.

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов.

 В играх и упражнениях дошкольники учатся располагать предметы так, как указано на схеме; находить их в местах, отмеченных на схеме; обозначать на схеме местоположение реальных предметов. Упражняясь, таким образом, незрячие дети хорошо запоминают условные обозначения реальных предметов, правильно соотносят их со схемами и планами, могут по ним ориентироваться в замкнутом и открытом пространстве.

Ориентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации и бытовой самостоятельности незрячих детей. Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов по зрению рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением. Слепота не должна быть  приговором к бездеятельности, каждый незрячий человек может и должен заниматься активной трудовой и общественно-полезной деятельностью. Поэтому необходимо, с одной стороны, помочь незрячему человеку приспособиться  к существующей социальной среде, а с другой стороны стараться приспособить  среду к  человеку с особыми потребностями.

Список литературы:

  1. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие. - М.: ВОС, 1982
  2. Солнцева Л.И.Воспитание и обучение слепого дошкольника. М., Просвещение, 1967
  3. Рудакова Л.А.Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации в работе тифлопедагога. СПб.,Образование, 1995
  4. Ермаков В.П,Якунин Г.А.Развитие и обучение детей с нарушением зрения. М., Просвещение, 1990
  5. Феоктистова В.А.Обучение пространственной ориентировке  слепых младших школьников. Методическое пособие. М.,1989
  6. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.
  7. Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.
  8. Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.
  9. Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве для детей с тяжелыми нарушениями зрения

Конспект описывает интегрированное занятие тифлопедагога и инструктора по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями зрениями (1-2й год обучения). Основной целью занятия является развитие ори...

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра».

Конспект НОД по развитию пространственной ориентировки у детей  с нарушением зрения с использованием пособия «Пертра»....

Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.

В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...

Презентация на тему "Логопедические игры и упражнения для развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения"

 Недоразвитие речи у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих. Расстройство речи детей с нарушением зрения являются серьезным дефектом.  Вследст...

Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья предназначена для всех педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения. Статья содержит теоретический и практический материал по коррекционно - развивающей работе с детьми разного воз...

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....