Методическая разработка коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей 5-6 лет группы по теме «Ссора»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ракова Яна Сергеевна

Цель:

Создать условия для формирования у детей умений конструктивно решать конфликтные ситуации и использования их в поведении.

 

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

 

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

ü    развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

ü    усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

ü    ОО «Речевое развитие»: развитие диалогической речи, овладение речью как средством общения.

ü    ОО «Физическое развитие»: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие двигательной активности, развитие крупной и мелкой моторики, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

 

Планируемые результаты образовательной ситуации:

 

·      умение слушать, следовать согласно заданной инструкции;

·      овладение навыками саморегуляции;

·      адекватно проявлять свои чувства;

·      может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 

Возрастная группа: 5 – 6 лет

 

Форма организации деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая

 

Форма проведения (дидактическая игра, проведение опытов, экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсия и др.): наблюдение, рассматривание

 

Методические приемы (мозговой штурм, логическая цепочка, словесное описание, введение персонажа, ролей и др.): введение персонажа

 

Формирование словаря детей (активный, пассивный): развитие диалогической речи, овладение речью как средством общения.  Развитие активного словаря детей.

 

Оборудование и материалы (перечислить с помощью чего организовано рабочее пространство, какие демонстрационные и раздаточные материалы использованы):

 

 Оборудование для педагога: технические средства для просмотра мультфильма, мультфильм «Раз горох, два гороха», сундук, карточки символы с правилами примирения, иллюстрация с изображением помирившихся девочки и мальчика.

 

Оборудование для детей: набор пиктограмм эмоций (радость, злость, страх, грусть, обида), иллюстрации с изображением поссорившихся девочки и мальчика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_1_rakova_ya._s.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей 5-6 лет группы по теме «Ссора»

Выполнила:

Ракова Яна Сергеевна,

Заместитель заведующей по воспитательной работе

МБДОУ Детский сад № 1

г. Великие Луки

Г. Великие Луки

2016 год

Цель:

Создать условия для формирования у детей умений конструктивно решать конфликтные ситуации и использования их в поведении.

Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • ОО «Речевое развитие»: развитие диалогической речи, овладение речью как средством общения.
  • ОО «Физическое развитие»: становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, развитие двигательной активности, развитие крупной и мелкой моторики, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Планируемые результаты образовательной ситуации:

  • умение слушать, следовать согласно заданной инструкции;
  • овладение навыками саморегуляции;
  • адекватно проявлять свои чувства;
  • может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

 

Возрастная группа: 5 – 6 лет

Форма организации деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная): подгрупповая

 

Форма проведения (дидактическая игра, проведение опытов, экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсия и др.): наблюдение, рассматривание

 

Методические приемы (мозговой штурм, логическая цепочка, словесное описание, введение персонажа, ролей и др.): введение персонажа

Формирование словаря детей (активный, пассивный): развитие диалогической речи, овладение речью как средством общения.  Развитие активного словаря детей.

 

Оборудование и материалы (перечислить с помощью чего организовано рабочее пространство, какие демонстрационные и раздаточные материалы использованы):

 Оборудование для педагога: технические средства для просмотра мультфильма, мультфильм «Раз горох, два гороха», сундук, карточки символы с правилами примирения, иллюстрация с изображением помирившихся девочки и мальчика.

Оборудование для детей: набор пиктограмм эмоций (радость, злость, страх, грусть, обида), иллюстрации с изображением поссорившихся девочки и мальчика.

 

Этапы познавательно-

проблемной ситуации

Подсказка

Ваше описание

1. Осознание проблемной ситуации (вводный этап)

  • Содержит проблемный вопрос (или группу вопросов), рекомендуется использовать вопросы открытого типа, начинающиеся со слов “Как?, “Зачем?” и “Почему?”;
  • дается лишь часть информации, что способствует мотивации, постановке цели и планированию;
  • предоставляется детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом.

- Здравствуйте, ребята!

Я предлагаю начать нашу встречу с игры «Ты мне нравишься». Вставайте в круг и, обращаясь к соседу справа, продолжите фразу: «Ты мне нравишься потому, что ты…» (добрый, умный, весёлый и др.).

Заканчивает игру педагог фразой: «Вы мне нравитесь (обращаясь ко всем детям) потому что вы умеете видеть друг у друга хорошие качества».

- Ребята, садитесь на ковер.

Педагог ставит в центр круга сундук и спрашивает у детей:

- Какой же сюрприз ждет нас сегодня в Волшебном сундучке? Хотите узнать? (в сундуке иллюстрация с изображением двух девочек). Педагог открывает сундук.

- Ребята я хочу вас познакомить с двумя друзьями – Катей и Машей (изображения поссорившихся мальчика и девочки). Посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? (прикрепляет иллюстрацию на магнитную доску)

(предполагаемые ответы детей: обиделись, поссорились).

-Да, бывает так, что друзья ссорятся.

Ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Раз горох, два горох» о ссоре двух друзей Хомы и Суслика.

- Присаживайтесь удобно на стульчики.

2.Анализ условий

Выделение того, что известно, и того, что неизвестно, в результате чего проблема превращается в задание (задачу), нужно увидеть “разрыв” между знанием и незнанием

- Из-за чего поссорились Суслик и Хома?

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорятся?

- Предлагаю подойти к столу и выбрать подходящую эмоцию (на столе лежат пиктограммы эмоций).

(Предполагаемые ответы детей: обидно, грустно, скучно, стыдно, могут злиться и могут плакать).

3.Ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта детей

Побуждение детей обратиться к тому, что они уже знают, делали и т.п.

Предлагаю пройти на ковер.

- Давайте изобразим поссорившихся друзей. Я сейчас буду показывать, а вы повторяйте:

  • Злость (нахмурить брови, стиснуть зубы, сжать кулаки, топать ногами);
  • Грусть (края губ опушены, ссутулиться, опустить голову, руки опушены);
  • Скучно («Болтаться от безделья» - голова опущена, руки вяло болтаются из стороны в сторону)
  • Плач (закрыть лицо руками, изображать плач)

- Молодцы, здорово получилось!

4.Предположения о способах решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации

Высказываются детьми, корректируются и направляются педагогом

- Ребята, когда вы поссорились с кем - нибудь, вам хочется помириться?

- А как вы миритесь со своим друзьями?

(Предполагаемые ответы детей: «Прошу прощения», «Зову поиграть» и др.).

- Я вижу, вы знаете волшебные слова, которые помогают вам мириться.

- Давайте повторим их вместе: «Извини», «Давай играть вместе», «Давай дружить».

Педагог на магнитную доску прикрепляет карточку-символ (изображение солнышка, на лучах которого написаны слова: «Извини», «Давай играть вместе», «Давай дружить»).

- Давайте вспомним, как помирились Суслик и Хома в мультфильме. (Предполагаемые ответы детей: «Подарили друг друга горошину»)

И вы, ребята, когда хотите помириться с другом, можете подарить ему свою добрую улыбку. Педагог на магнитную доску прикрепляет карточку-символ (Описание: http://lh6.ggpht.com/-GDE8yzcTlaQ/UtAssSVMNSI/AAAAAAAAKF4/AcaySxRNXac/s640/creative-smiley.jpg ):

- Это еще одно правило примирения: «Дружба начинается с улыбки»

5.Реализация предположений, собственно деятельность детей

Дети не должны быть пассивными слушателями, воспринимающими готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Нужно описать примерные действия детей, а также позиции (действия) воспитателя и детей во взаимодействии

Игра «Улыбка»

- Предлагаю встать в круг и взяться за руки.

По-очереди, гладя в глаза, дарите друг другу свою самую добрую улыбку.

6.Рефлексия

Что узнали, что делали, что хотят еще узнать?

- Ребята, наше занятие подходит к концу.

Но как же быть Маше и Кате? (педагог обращает внимание детей на изображение поссорившихся друзей).

- Давайте поможем друзьям помириться.

(вспомним, какие способы мы освоили).

Педагог снимет изображения друзей с доски и протягивает детям.

Дети по очереди в парах проигрывают ситуацию примирения используя правила примирения.

- Как вы думаете, что теперь чувствуют Маша и Катя? (предполагаемые ответы детей: «Они радостные», «Веселые» и т.п. )

Педагог достает из сундука изображения помирившихся детей и помещает их на магнитную доску:

- Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куражева Н. Ю.  Вараева Н. В.  Тузаева А. С.  Козлова И. А. «Программа психолого-педагогических занятий с детьми 5 – 6 лет “Цветик-семицветик”» , 2011 год
  2. Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет),  Методическое пособие, Детство- пресс, С- Петербург, 2001 год
  3. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера», 2004 год
  4. Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. Тренинг по сказкотерапии.- СПб, 2000 год
  5. Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина «В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс, 2007 год
  6. Иванова Г.П. Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий», 2003 год
  7. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития, 1996 год
  8. С.В. Крюкова,  Н.П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М., 2002 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Автопортрет"? авторы ст.восптатель Ежова М.В. воспитатель Котова Л.В.

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой ОП ДО ГДОУ детский сад № 30 Петродворцового района. Тема методической разработки может реализоваться с детьми подготовительного к школе...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы» нацелен на систематизирование и уточнение знаний о весне и её призна...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "В гостях у сказки"

Сказка- один из тех жанров устного народного творчества, который наиболее близок возрастным и психологическим особенностям ребенка. Играя в сказку, ребенок активизирует разные стороны речевого аппарат...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе по теме: «Путешествие в космос»

- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским космонавтом; -познакомились и закрепили знания о космосе, планетах.- ...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме: : «Берегите лес от пожаров»

расширять представление детей о пользе леса в жизни человека. Формирование экологической грамотности, бережного отношения к природе. Углубить и систематизировать знания о причинах возникновения пожаро...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшей группы на тему «Геометрические фигуры. Треугольник» Порядковое значение чисел 8 и 9. Сравнение предметов по величине.

Познакомить детей с геометрической фигурой "треугольник"-ввести понятие треугольника, его элементов, обозначение;-развивать пространственное воображение, геометрическое м...

Методическая разработка непрерывной основной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме: «Дорога в старшую группу»

- Закрепить знания детей о временах года, признаках времен года, насекомых.-Закрепить умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат,треугольник, прямоугольник независимо от их размера-Закрепит...