С первых шагов - в надежные руки
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
При попадании в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием «адаптационный синдром». Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, в новых условиях утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность.
Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности, определяющие уровень адаптивности детей (совокупность врожденных и приобретенных способностей к приспособлению в новых условиях) и тактику построения взаимодействия с ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект: «С первых шагов – в надежные руки»
Автор проекта:
Бузуверова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог.
Актуальность проекта
При попадании в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи, у детей раннего возраста нередко наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием «адаптационный синдром». Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, в новых условиях утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная, речевая активность, трансформируются двигательные реакции (от заторможенности до гиперактивности). Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже к некоторому регрессу в развитии ребенка (в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности).
Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии «психического стресса» могут привести к задержке психического развития, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.
Чтобы избежать тяжелых последствий адаптационного периода, необходимо учитывать как общие закономерности протекания процесса адаптации, так и возрастные и индивидуальные особенности, определяющие уровень адаптивности детей (совокупность врожденных и приобретенных способностей к приспособлению в новых условиях) и тактику построения взаимодействия с ними.
С целью предупредить неблагоприятные последствия адаптации был разработан педагогический проект по адаптационной работе с детьми раннего возраста.
Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)
Тип проекта: практико-ориентированный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог
Возраст детей: дети младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет)
Форма работы: групповая, фронтальная
Цель проекта: создание условий для активного освоения ребенком среды детского сада, овладения формами поведения, способствующих гармонизации отношений со взрослыми и сверстниками.
Психолого-педагогические условия для достижения поставленной цели:
- готовность ребенка и членов его семьи к поступлению в детский сад;
- единство требований к ребенку в семье и детскому саду;
- создание эмоционально-благоприятного климата в группе;
- организация готовности деятельности детей, направленной на формирование эмоционально насыщенных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Объектом исследования выступает процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предметом исследования является психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
При разработке проекта была определена гипотеза, согласно которой адаптация детей раннего возраста будет проходить благополучно, если:
-психолого-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей раннего возраста;
-будет определен уровень нервно-психического развития детей раннего возраста;
-будет установлено сотрудничество с родителями детей раннего возраста, адаптирующихся к условиям ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы работы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-беседа с воспитателями;
-наблюдение за детьми;
-анкетирование и беседа с родителями;
-изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста
Новизна нашего проекта заключается:
- Адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению
- Работа с детьми перед поступлением в ДОУ.
Это достигается за счёт комплекса психолого-педагогических методов взаимодействия с детьми и их родителями, а также целенаправленной просветительской и практической работы с семьей, создания определённых условий в адаптационной группе.
При подготовке проекта использована методическая литература:
- Алямовская В. Ясли – это серьёзно. – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
- Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
- Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в ДОУ: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2002
- Е. А. Алябьева, Психогимнастика в детском саду. Ярославль 2000
- Е. Н. Панова Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006
- И. Е. Аверина Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва 2008
- И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва 2009
- М. А. Михайлова Детские праздники, игры, забавы, фокусы. Ярославль «Академия развития» 2000
- Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва 2000
Теоретико-методологические основы:
-работы по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
-исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
-исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Практическая значимость проекта заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, в разработке рекомендаций для воспитателей по работе с детьми с разным уровнем адаптации.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
- Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
- Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов.
I Этап. Работа на первом этапе осуществляется за месяц-полтора до начала систематического посещения ребенком детского сада и ведется по двум направлениям.
Подготовка детей Подготовки родителей
- Формирование представления о детском саде, условиях и правилах жизни детей в детском саду;
- Подготовка ребенка к новому режиму дня;
- Знакомство ребенка с детским садом, сотрудниками детского сада и другими детьми.
- Знакомство родителей с организацией жизни детей в детском саду и образовательного процесса;
- Знакомство со специалистами учреждения и их функциональными обязанностями;
- Информирование родителей о сущности и особенностях адаптационного периода, показателях адаптации, условиях преодоления трудностей адаптационного периода;
- Согласование условий жизни и требований к ребенку со стороны взрослых в семье и детском саду ( относительно режима дня, гигиенических навыков и навыков самообслуживания, культуры поведения);
- Получение информации специалистами детского сада от родителей об условиях воспитания ребенка в семье, его индивидуальных особенностях, привычках, умениях и навыках; прогнозирование и предупреждение возможных трудностей в адаптационный период
До поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение родители приглашаются на встречу с представителями администрации и педагогического коллектива «День открытых дверей». Родители знакомятся с режимом работы детского сада, правилами его посещения, образовательной программой и другими локальными актами. Получают рекомендации и памятки (приложение 1) по подготовке ребенка к детскому саду («Готовимся к детскому саду», «Чтобы было легче», «Соблюдайте режим дня», «Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации», и т.д.), содержащие советы, которые помогут облегчить адаптационный период, как ребенку, так и членам его семьи.
Для детей и родителей организуется экскурсия по детскому саду и его участку. Будущие воспитанники имеют возможность познакомиться с воспитателями, предметно-развивающей средой дошкольного учреждения, принять участие в тех или иных режимных моментах, играх, прогулках, а родители – задать свои вопросы, проконсультироваться. Для консультаций и вопросов, возникших после «Дня открытых дверей», создается «Недельный консультативный пункт» на базе детского сада. Где прием родителей будущих воспитанников ведут специалисты разного профиля (старший воспитатель, педагог-психолог, медсестра и др.). В ходе индивидуальных консультаций родители получают ответы на интересующие их вопросы, а специалисты детского сада выясняют особенности и привычки ребенка, условия его проживания в семье, круг социальных контактов и прочее, что позволяет спрогнозировать возможные трудности адаптации малыша к детскому саду и отчасти их предупредить. Так же для прогнозирования адаптации ребенка родители заполняют анкету психолого-педагогических параметров определения готовности поступления ребенка в ДОУ, анкету-опрос (приложение 2).
С момента приема первых детей начинается второй этап адаптационной работы в группе. При приеме ребенка в детский сад учитывается, что ослабление контактов с близким взрослым создает серьезную психологическую нагрузку.
Различают три варианта протекания адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша, сон и аппетит, его отношения со сверстниками и взрослыми, частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения ДОУ.
Адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. С.Н. Теплюк предлагает условно выделить три группы детей по характеру поведения при поступлении в детский сад.
Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: они громко плачут, падают на пол или убегают, могут проявлять агрессию по отношению к другим детям, воспитателям. Несмотря на постоянное активное проявление протеста в период адаптации дети этой группы обычно привыкают к условиям детского сада в течение 20— 30 дней, впоследствии изредка демонстрируя свои негативные эмоциональные всплески в период утреннего расставания с родителями.
Вторая группа немногочисленна — два-три ребенка в группе. После расставания с мамой они замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены, стремятся забиться в угол, отгородиться от всех, подолгу сидят без движения, не реагируют на окружающих, не вступают в контакт. Их трудно накормить, посадить на горшок. Адаптация таких детей протекает очень сложно и может длиться два - три месяца.
Третью группу составляют коммуникабельные, общительные малыши. Они не боятся нового помещения, чужих взрослых, инициативны в общении, ориентированы на презентацию себя как личности, с удовольствием рассказывают о себе, демонстрируют свои умения и ожидают похвалы от взрослых. Но через два-три дня все меняется: ребенку больше нечего рассказать и показать, он больше не хочет в детских сад, резко протестует и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.
Поэтому прием детей осуществляется с соблюдением принципа постепенности перехода ребенка из семьи в дошкольное образовательное учреждение и гибкого режима пребывания ребенка в детском саду.
Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
- приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
- ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
- ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
- ребенок остается на целый день.
Адаптационные мероприятия проводятся по индивидуальному плану, который разрабатывается специалистами детского сада, работавшими с ребенком и его семьей, с учетом прогноза адаптации. Состояние детей находится под постоянным контролем педагога-психолога, который заполняет адаптационную карту на каждого ребенка (приложение 3) и дает рекомендации педагогам и родителям по организации адаптационного периода. Педагог-психолог в сотрудничестве с педагогами дополнительного образования (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель и педагог по ИЗО-деятельности) проводит адаптационные занятия с детьми на снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения.
В первое время родители находятся в группе, рядом с детьми, помогают освоиться в новом пространстве, почувствовать доверие к воспитателю, установить с ним контакт. В первые дни ребенок вместе с мамой знакомится с групповым помещениями, предметно-развивающей средой. В следующие дни создаются условия для самостоятельной деятельности детей. На данном этапе в работе с детьми активно используются малые фольклорные формы (песенки, потешки, прибаутки), народные и традиционные игры (игры-забавы, пальчиковые, подвижные, музыкально-ритмические и др.), которые помогают педагогам установить эмоциональный контакт с малышами, создать в группе атмосферу психологического комфорта(приложение 4). Так же на протяжении всей работы по адаптации используются релаксационные упражнения (приложение 5).
Когда группу регулярно посещают около 10 человек, педагог-психолог переходит к проведению адаптационных занятий, которые проводятся так же при участии педагогов дополнительного образования.
План проведения адаптационных занятий с ясельной группой
День недели | 1 неделя «Давайте познакомимся» | 2 неделя «А вот и я!» | 3 неделя «Маленькие ножки бежали по дорожке» | 4 неделя «Много красок у меня – выбирай любую» |
Понедельник Занятие с музыкальным руководителем | «Ласковое имя», «Ладонь на ладонь» - Д/и «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами «Обнималки» - телесная терапия | «Сороконожка» - Д/и «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Найди игрушку в песке» - песочная терапия «Колобок» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Дождик» - игровая деятельность «Музыканты» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Вторник | «Игра с песком»- песочная терапия «Мячик»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» - игровая деятельность с игрушками «Улыбка», «Пчёлка» - релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия | «Матрёшка» - Д/и «Котята» - игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия | «Котенок» - рисуем пальчиками «Игра с песком» – песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия |
Среда Занятие с инструктором по физической культуре | «Весёлый петрушка» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Непослушные мышата» - игровая деятельность «Солнце или дождик» - Д/и «Обнималки» - телесная терапия | «Зайка серенький сидит..» - Д/и «Пальчики» - пальчиковая гимнастика «Обнималки» - телесная терапия | «Почитай мне сказку» - сказкотерапия «Муравей», «Бабочка» -релаксационные упражнения «Обнималки» - телесная терапия |
Четверг Занятие с педагогом ИЗО деятельности | «Божья коровка» - игровая деятельность «Солнечный зайчик» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мишка»- игровая деятельность «Бабочка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Мячик»- игровая деятельность «Солнышко и тучка» - релаксационное упражнение «Обнималки» - телесная терапия | «Украсим ляле бант» - игровая деятельность по изо «Зайка» - подвижная игра «Обнималки» - телесная терапия |
Пятница | «Мячик»- игровая деятельность «Песочные следы» - песочная терапия «Обнималки» - телесная терапия | «Мыльные пузыри» - игровая деятельность «Я люблю сказки» - сказкотерапия «Обнималки» - телесная терапия | «Колобок» - игровая деятельность «Пропавший» малыш» - пальчиковая игра «Обнималки» - телесная терапия | «Капустка» - пальчиковая игр «Мишка»- игровая деятельность «Обнималки» - телесная терапия |
Перспективный план занятий с первой и второй младшей группах
№ П/П | Тема | Цель занятия | Наименование форм работа, упражнений. | Кол-во часов |
1 | «Божья коровка» | Создание положительного эмоционального настроя в группе. Развитие умения действовать соответственно правилам игры; Развитие координаций, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; Развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размера предмета); Развитие внимания, речи и воображения. | Приветствие. Упражнение: «Рассмотри и посчитай» Потешка: «Божья коровка» Дыхательное упражнение: Произносим звук «А»,звук «У». Стих: «Мы вокруг себя кружились..» Игра: «Божья коровка и ветер». (2-3 раза). Игра: «Больше, меньше». Рисование: «Божью коровку». Завершения занятия. | 3 |
2 | «Листопад» | Создание атмосферы эмоциональной безопасности; Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Снижения импульсивности, повышенной двигательной активности; Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции; Развитие речи, воображения, творческих способностей. | Приветствие. Упражнение: «Зашагали наши ножки». Игра: «Дождик и солнышко».(2_3 раза) Писхогимнастика: «Листопад, листопад». Рисование: «Листопад» Завершения занятия. | 2 |
3 | Мячик | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; Повышения эмоционального тонуса; Развитие чувства ритма, координации движений; Развитие ориентации в пространстве; Обучение отражению в речи своего место нахождения, других детей, предметов; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. | Приветствие. Упражнение: «Цвет, форма, величина» . Писхогимнастика по стихотворению: «Мой веселый звонкий мяч». Завершения занятия. | 3 |
4 | Прогулка в осенний лес. | Сплочение группы, развитие эмпатии; Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; Снижение излишней двигательной активности; Обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; Развитие пространственных предметов, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за, и др.) местонахождение вещей; Развитие общей моторики; Развитие памяти, речи и воображения. | Приветствие. Психогимнастика: «По ровненькой дорожке…» Игра : «Что ты, еж, такой колючий?..» Игра: «Шли по лесу не спеша…» Завершения занятия. | 2 |
5 | Веселый петрушка. | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка – мальчик); Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); Развитие общей и мелкой моторики; Развитие восприятия, речи и воображения. | Приветствие. Игра: «Паровоз», Игра «Где же где же наши ручки?..» Игра «Какого цвета у тебя прищепка?», Игра «еле – еле..» (2-3 раза), «Прыгай, прыгай веселей!..» (2-3 раза). Завершения занятия. | 2 |
6 | Новый год | Создание положительного эмоционального настроения в группе; Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни; Отработка быстроты реакции; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. | Приветствие. Стих: «В нашей группе..», Танец: «Дети по лесу гуляли…», Игра: «пальчики у нас пляшут..», рисование. Завершение занятия. | 3 |
7 | «Друг веселый» | Развитие коммуникативных навыков; Снятие эмоционального и мышечного напряжения; Развитие ориентации в собственном теле; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | Приветствие. Упражнение: «Большой круг, маленький круг», Релаксация. Игра «Друг веселый..». Рисование : «Спирали». Завершение занятия | 2 |
8 | Зайка | Создание положительного эмоционального настроения в группе; Развитие умения подрожать движениям взрослого; Развитие координации движения, Развитие общей и мелкой моторики; Снижения импульсивности, повышенной двигательной активности; Развитие зрительного восприятия, речи и воображения. | Приветствие. Упражнение: «Мы слепили снежный ком..», Игра: «Зайка серенький сидит..»,(под музыку), Игра с мешочком. Завершение занятия | 2 |
9 | Мыльные пузыри | Снятие эмоционального напряжения и агрессии; Снижения импульсивности, повышенной двигательной активности; Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие внимание, речи и воображения. | Приветствие. Загадка. Песенка «Ладушки – ладушки» упражнение: «Надувайся пузырь..», Задание физкультминутка «Ну-ка, пузырь собирайся в баночку», Упражнение мячом. Завершение занятия | 3 |
10 | Музыканты | Создание положительной эмоциональной обстановки; Сплочение группы; Развитие образности слухового восприятия; Развитие слуховой и зрительной памяти; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие внимания, речи воображения. | Приветствие. Театрализованное представление с музыкальными инструментами. Упражнение: Заводите хоровод.. Завершение занятия | 2 |
11 | мамин день | Оптимизация детско – родительских отношений; Отношения доброго отношения к маме; Развитие двигательных навыков; Развитие восприятия, внимания и речи. | Приветствие . Упражнение: Вопросы о маме. Потешка «Водичка, водичка» Упражнение: «Мишка», Игра: «Чей голос?», «Колокольчик». Завершение занятия | 2 |
12 | Мишка | Сплочение группы, развитие эмпатии; Снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; Развитие внимание, речи и воображения. | Приветствие. Хоровод для медвежонка. Игра: Левая потом правая рука. Упражнение: «Как под горкой.. Песенка- игра «У медведя во бору..». Потешка – упражнение «Мишка косолапый по лесу идет..» Рисование «Банка меда». Завершение занятия | 2 |
13 | Непослушные мышата | Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; Формирование положительной самооценки; Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; Развитие общей и мелкой моторики; Развитие чувства юмора, речи и воображения. | Приветствие. Игра: «Не послушные мышата». Упражнение: «Скачут мышки – шалунишки..» Игра: «Машки спят», «Мышки и часы». Упражнение «Это..» Завершение занятия. | 3 |
14 | Колобок | Сплочение группы, развитие эмпатии; Снятие страхов перед сказочными героями; Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; Развитие восприятия ( вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного); Развитие пространственного представлений; Развитие внимания, речи и воображения. | Приветствие. Упражнение: «Приключения Колобка». Игра с овощами и фруктами. Игра с мисочки-вкладыши, шариками, кубиками. Песенка: «Пальчик о пальчик..». Игра – хоровод: «Колобок..». Завершение занятия. | 2 |
15 | Котята | Формирование положительной самооценки; Развитие стремления сопереживать, помогать. Снятие мышечного напряжения; Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; Развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле; Развитие пространственных представлений; Развитие внимания, речи и воображения. | Приветствие. Прослушивания аудиозаписи, Упражнение: «Мау»; Игра «Собака», «Бабочка, лети…». Завершение занятия |
Возникающие в процессе адаптации к условиям детского сада проблемы ребенка во многом вызваны значительными отличиями домашней обстановки и обстановки в образовательном учреждении. В связи с этим в данный период родителям рекомендуется совместно с ребенком готовить «радостную коробку», которую он приносит с собой в группу. В нее складываются привлекательные для ребенка предметы. Для снижения психо-эмоционального напряжения в группе создается уголок уединения в виде обыкновенной детской палатки.
III этап. Оценочный.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
План работы по проекту был выбран с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую). Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, адаптационные мероприятия помогли детям успокоиться, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
При обработке адаптационных карт выявляется процентное соответствие уровней адаптации. За период июль-октябрь 2013 года мы получили следующие данные.
В ясельных группах на начало учебного 2013 года было адаптировано всего 40 детей. Адаптация проходила при благоприятных условиях, в присутствии и совместных действиях педагога-психолога с воспитателями групп.
Данные по адаптации детей приведены в нижеизложенной диаграмме:
Легкая степень – 20 детей (50%)
Средняя степень – 19 детей (48%)
Тяжелая степень – 1 ребенок (2%)
Число вновь прибывших детей во вторые младшие группы за этот же период составило 10 человек из них:
Легкая степень – 8 детей (50%)
Средняя степень – 2 детей (48%)
Тяжелая степень – 0 ребенок (2%)
В заключение следует отметить, что адаптация к условиям детского сада – сложный период в жизни ребенка. От того, насколько взрослые ответственно отнесутся к его проживанию, зависит дальней шее пребывания малыша в детском саду.
Приложение 5.
Релаксационные упражнения
“Муравей”
Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).
“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Пчелка”
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Первые шаги в мир театра» (первая младшая группа)
Материал на основе русской народной сказки "Курочка ряба" позволяет развивать речь детей и интерес к театральной деятельности....
Презентация Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»«Первые шаги»Первая младшая группа
Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяют...
Памятка для родителей «Первые уроки школы плавания» I часть «Первые шаги»
Консультация для родителей «Первые уроки школы плавания»Уважаемые родители!Многие родители хотят научить своего ребенка плавать. Главное условие для начала занятий в воде – это психо...
Родительский клуб " В науку первые шаги. Химия в детском шагу"
Конечно, это не секрет.На все вопросы мы ответВ курсе химии найдем,Учебник лишь перелистнем!Сегодня знает стар и млад,Что нитраты – это яд,А жизнь поддерживает в нас,Кислород, бесцветный газ.Куд...
Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"
Математическое развитие имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...
Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"
Диагностические карты первой младшей группы по "Первым шагам"...
Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.
СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...