Методическая разработка по формированию фонематических представлений с использованием игровых методов
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Демочко Софья Владимировна

Знакомство с согласными звуками  [М] и [М`] и буквой М

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_demochko_s.v.doc354.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

на тему «Знакомство с согласными звуками «М» и М`» и буквой М»

                                     

Составлена:

учителем-логопедом

 Демочко Софьей Владимировной

Санкт-Петербург

2016 г.

Цель: Знакомство с согласными звуками  [М] и [М`] и буквой М.

Задачи:  Образовательные.

1. Ввести понятие «согласный» звук.

2. Ввести понятия «твердый» звук, «мягкий» звук.

3. Повторить артикуляцию звуков [М] и [М`].

4. Учить характеризовать звуки [М] и [М`].

5. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

6. Познакомить с образом буквы М.

7. Повторить понятия «звук» и «буква».

               Коррекционно-развивающие.

1.Развитие фонематического слуха.

2.Формирование фонематических представлений.

3.Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков.

4.Закрепление навыка определения места гласного звука в слове (начало слова и конец слова).

5.Развитие слухового внимания и памяти.

6.Развитие зрительного внимания и памяти.

7. Развитие навыка правильного согласования имен существительных с числительными. 

8. Развитие умения напрягать и расслаблять мышцы тела.

                Воспитательные.

1. Воспитание культуры поведения.

2. Воспитание дружелюбия и уважительного отношения к окружающим.

3. Воспитание умения проявлять честность в играх.

4. Формирование навыка самоконтроля.

Оборудование: домик, в котором «живут» «мальчики-согласные», картинки с изображением «мальчиков-согласных», картинки с изображением буквы «М», картинки с символами для обозначения твердого [М] и мягкого [М`], набор кружков синего и зеленого цвета, предметные картинки, макароны «Детские» - фигурки, изображающие самолет, мотоцикл, паровоз, колокольчик, мишку, куклу, машинку, звездочку.

Ход занятия.

I. Организационный момент

Логопед. Сегодня мы  познакомимся с согласными звуками. А для этого отправимся в гости к «мальчикам-согласным». В домике живут два брата - Матвей и Миша. Миша любит все мягкое. Сидит он только в мягком кресле. На десерт Миша ест только мягкие бисквитики. А вот Матвей любит все твердое. Ни за что он не будет есть мягкие пирожные, только твердые конфеты. И сидит он перед компьютером только на твердом стуле. С братьями дружат согласные звуки. С Матвеем твердые, а с Мишей – мягкие. И обратите внимание – Матвей носит синий костюмчик. Он любит все твердое и синим цветом мы будем обозначать твердые звуки, а Миша ходит в зеленом костюме и зеленым мы будем обозначать мягкие звуки.  

II.Основная часть

1.Знакомство с согласными звуками [М] и [М`].

Логопед. К Матвею и Мише сегодня приезжают первые гости. Это согласные звуки [М] и [М`]. Рядом с Матвеем я ставлю синюю карточку, обозначающую твердые согласные звуки, а рядом с Мишей зеленую. Она будет обозначать мягкий звук. Ведь Миша любит все мягкое!

2.Артикуляция  и характеристика согласных звуков [М] и [М`].

Логопед. У Матвея в гостях согласный звук [М]. Можно ли петь такой звук?

Дети: нет.

Логопед. Почему? Что мешает петь?

Дети. Губы.

Логопед. Правильно. Они мешают воздуху плавно выходить изо рта и песенка не получается. Такие звуки, которые нельзя петь, мы будем называть «согласные» звуки.

Вместе с логопедом каждый ребенок перед зеркалом проверяет, можно ли петь звук [М].

Логопед. У Миши в гостях согласный звук [М`]. Можно ли петь такой звук?

Дети: нет.

Логопед. Что мешает петь?

Дети. Губы.

Логопед. Правильно. Звук [М`]  тоже «согласный» звук.

Вместе с логопедом каждый ребенок перед зеркалом проверяет, можно ли петь звук [М`].

Логопед. Звуки [М] и [М`] согласные звуки, этим они похожи. А отличаются они тем, что [М] – твердый звук, а  [М`] – мягкий.

3. Игра «Кто внимательный?» (на материале звуков и слогов)

Логопед. Мы будем играть с твердым звуком [М] и мягким [М`]. Для этого я раздаю вам кружочки синего и зеленого цвета.  Если услышите твердый звук [М] – поднимите синий кружок, если мягкий [М`] – зеленый.

Речевой материал: [М]  [М`] [М`]  [М], ма, мя, мо, му, ми, ам, емь.

4. Игра «Кто внимательный?» (на материале слов)

Логопед. Я называю слова, а вы поднимаете синий кружок, если услышите в слове твердый звук [М], зеленый - если мягкий [М`].

Речевой материал: Матвей, Миша, музыка, мыло, мягкий, мило, макароны.

Логопед. Молодцы. Вы старались быть внимательными! А теперь поиграем в картинки.

5. Игра «Выбери картинку».

Логопед. Показывает детям заранее выставленные на наборном полотне предметные картинки, начинающиеся на звуки [М] или [М`] и предметные картинки, в названии которых последний звук [М] или [М`].

Выберите картинку и определите, в слове твердый [М] или мягкий [М`].

Дети. Это «мост». В этом слове твердый  [М].  Это «медведь». В этом слове мягкий [М`].

Аналогично выбираются  оставшиеся картинки.

Предметные картинки: мост, медведь, дом, семь, мальчик, мышка, медуза, мяч.

Молодцы. Матвей и Миша так рады, что вы правильно отвечаете! А попробуйте догадаться, какие вещи понравятся Матвею, а какие Мише.

6. Игра «Твердый – мягкий».

Логопед. Я называю предметы, а вы скажите, кому они понравятся.

Дети. Матрешка понравится Матвею. Он любит все твердое. Булочка понравится Мише. Он любит все мягкое.

Речевой материал: матрешка, тряпичная кукла, булочка, сухарь, перина, резиновая игрушка, пластмассовый мяч, орехи, изюм.

Логопед. Вы порадовали Матвея и Мишу, а сейчас отдохнем и поиграем в деревянную куклу и тряпичную куклу.

7.Физминутка. Напряжение и расслабление мышц тела.

При произнесении логопедом слов «деревянная кукла» и указания на часть тела дети показывают напряженные руки, шею, улыбку «деревянной» куклы и всю «деревянную куклу», напрягая мышцы  тела.

При произнесении логопедом слов «тряпичная кукла» и указании на часть тела дети показывают расслабленные  шею, улыбку, спину «тряпичной» куклы и всю «тряпичную куклу», расслабляя мышцы  тела.

Дети садятся на стульчики.

8. Повторение названия буквы М. Упражнение для пальцев и кисти руки.

Логопед. Мы с вами сегодня играли со звуками. Звуки мы слышим и произносим, Звуки обозначаются буквами. Буквы можно увидеть и написать. Давайте возьмем в руки воздушный карандаш и напишем букву М.  

Молодцы. Молодцы! А сейчас поиграем в «макароны».

8. Игра «Макароны».

Логопед. Расположите на столе фигурки одного вида, под ними фигурки другого вида, потом следующие и посчитайте их количество.

Дети. У меня 2 мишки, 5 самолетиков, 2 машинки, 8 звездочек и 2 паровозика. 

Таким образом задание проверяется у всех детей и оказывается помощь тем, кто с трудом справляется со счетом.

Логопед. Молодцы! Мы обязательно еще раз поиграем в эту игру. А какой первый звук в  слове «макароны»? Макароны любит Матвей.

Дети. Твердый звук [М].

III.Итог занятия.

Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились?  Какой буквой они обозначаются?»

 Дети: Со звуками [М] и [М`]. Буквой М.

Логопед: «Какие задания вам понравились?»

Дети делятся впечатлениями.

Используемые технологии:

- Игровые методы.

- Сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".

Цель: закрепление пройденного материала.Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»

Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»...

Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.

Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...

Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка!"

Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка"...