Методическая разработка по формированию фонематических представлений с использованием игровых методов
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Знакомство с согласными звуками [М] и [М`] и буквой М
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_demochko_s.v.doc | 354.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка
на тему «Знакомство с согласными звуками «М» и М`» и буквой М»
Составлена:
учителем-логопедом
Демочко Софьей Владимировной
Санкт-Петербург
2016 г.
Цель: Знакомство с согласными звуками [М] и [М`] и буквой М.
Задачи: Образовательные.
1. Ввести понятие «согласный» звук.
2. Ввести понятия «твердый» звук, «мягкий» звук.
3. Повторить артикуляцию звуков [М] и [М`].
4. Учить характеризовать звуки [М] и [М`].
5. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
6. Познакомить с образом буквы М.
7. Повторить понятия «звук» и «буква».
Коррекционно-развивающие.
1.Развитие фонематического слуха.
2.Формирование фонематических представлений.
3.Развитие слухо-произносительной дифференциации звуков.
4.Закрепление навыка определения места гласного звука в слове (начало слова и конец слова).
5.Развитие слухового внимания и памяти.
6.Развитие зрительного внимания и памяти.
7. Развитие навыка правильного согласования имен существительных с числительными.
8. Развитие умения напрягать и расслаблять мышцы тела.
Воспитательные.
1. Воспитание культуры поведения.
2. Воспитание дружелюбия и уважительного отношения к окружающим.
3. Воспитание умения проявлять честность в играх.
4. Формирование навыка самоконтроля.
Оборудование: домик, в котором «живут» «мальчики-согласные», картинки с изображением «мальчиков-согласных», картинки с изображением буквы «М», картинки с символами для обозначения твердого [М] и мягкого [М`], набор кружков синего и зеленого цвета, предметные картинки, макароны «Детские» - фигурки, изображающие самолет, мотоцикл, паровоз, колокольчик, мишку, куклу, машинку, звездочку.
Ход занятия.
I. Организационный момент
Логопед. Сегодня мы познакомимся с согласными звуками. А для этого отправимся в гости к «мальчикам-согласным». В домике живут два брата - Матвей и Миша. Миша любит все мягкое. Сидит он только в мягком кресле. На десерт Миша ест только мягкие бисквитики. А вот Матвей любит все твердое. Ни за что он не будет есть мягкие пирожные, только твердые конфеты. И сидит он перед компьютером только на твердом стуле. С братьями дружат согласные звуки. С Матвеем твердые, а с Мишей – мягкие. И обратите внимание – Матвей носит синий костюмчик. Он любит все твердое и синим цветом мы будем обозначать твердые звуки, а Миша ходит в зеленом костюме и зеленым мы будем обозначать мягкие звуки.
II.Основная часть
1.Знакомство с согласными звуками [М] и [М`].
Логопед. К Матвею и Мише сегодня приезжают первые гости. Это согласные звуки [М] и [М`]. Рядом с Матвеем я ставлю синюю карточку, обозначающую твердые согласные звуки, а рядом с Мишей зеленую. Она будет обозначать мягкий звук. Ведь Миша любит все мягкое!
2.Артикуляция и характеристика согласных звуков [М] и [М`].
Логопед. У Матвея в гостях согласный звук [М]. Можно ли петь такой звук?
Дети: нет.
Логопед. Почему? Что мешает петь?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Они мешают воздуху плавно выходить изо рта и песенка не получается. Такие звуки, которые нельзя петь, мы будем называть «согласные» звуки.
Вместе с логопедом каждый ребенок перед зеркалом проверяет, можно ли петь звук [М].
Логопед. У Миши в гостях согласный звук [М`]. Можно ли петь такой звук?
Дети: нет.
Логопед. Что мешает петь?
Дети. Губы.
Логопед. Правильно. Звук [М`] тоже «согласный» звук.
Вместе с логопедом каждый ребенок перед зеркалом проверяет, можно ли петь звук [М`].
Логопед. Звуки [М] и [М`] согласные звуки, этим они похожи. А отличаются они тем, что [М] – твердый звук, а [М`] – мягкий.
3. Игра «Кто внимательный?» (на материале звуков и слогов)
Логопед. Мы будем играть с твердым звуком [М] и мягким [М`]. Для этого я раздаю вам кружочки синего и зеленого цвета. Если услышите твердый звук [М] – поднимите синий кружок, если мягкий [М`] – зеленый.
Речевой материал: [М] [М`] [М`] [М], ма, мя, мо, му, ми, ам, емь.
4. Игра «Кто внимательный?» (на материале слов)
Логопед. Я называю слова, а вы поднимаете синий кружок, если услышите в слове твердый звук [М], зеленый - если мягкий [М`].
Речевой материал: Матвей, Миша, музыка, мыло, мягкий, мило, макароны.
Логопед. Молодцы. Вы старались быть внимательными! А теперь поиграем в картинки.
5. Игра «Выбери картинку».
Логопед. Показывает детям заранее выставленные на наборном полотне предметные картинки, начинающиеся на звуки [М] или [М`] и предметные картинки, в названии которых последний звук [М] или [М`].
Выберите картинку и определите, в слове твердый [М] или мягкий [М`].
Дети. Это «мост». В этом слове твердый [М]. Это «медведь». В этом слове мягкий [М`].
Аналогично выбираются оставшиеся картинки.
Предметные картинки: мост, медведь, дом, семь, мальчик, мышка, медуза, мяч.
Молодцы. Матвей и Миша так рады, что вы правильно отвечаете! А попробуйте догадаться, какие вещи понравятся Матвею, а какие Мише.
6. Игра «Твердый – мягкий».
Логопед. Я называю предметы, а вы скажите, кому они понравятся.
Дети. Матрешка понравится Матвею. Он любит все твердое. Булочка понравится Мише. Он любит все мягкое.
Речевой материал: матрешка, тряпичная кукла, булочка, сухарь, перина, резиновая игрушка, пластмассовый мяч, орехи, изюм.
Логопед. Вы порадовали Матвея и Мишу, а сейчас отдохнем и поиграем в деревянную куклу и тряпичную куклу.
7.Физминутка. Напряжение и расслабление мышц тела.
При произнесении логопедом слов «деревянная кукла» и указания на часть тела дети показывают напряженные руки, шею, улыбку «деревянной» куклы и всю «деревянную куклу», напрягая мышцы тела.
При произнесении логопедом слов «тряпичная кукла» и указании на часть тела дети показывают расслабленные шею, улыбку, спину «тряпичной» куклы и всю «тряпичную куклу», расслабляя мышцы тела.
Дети садятся на стульчики.
8. Повторение названия буквы М. Упражнение для пальцев и кисти руки.
Логопед. Мы с вами сегодня играли со звуками. Звуки мы слышим и произносим, Звуки обозначаются буквами. Буквы можно увидеть и написать. Давайте возьмем в руки воздушный карандаш и напишем букву М.
Молодцы. Молодцы! А сейчас поиграем в «макароны».
8. Игра «Макароны».
Логопед. Расположите на столе фигурки одного вида, под ними фигурки другого вида, потом следующие и посчитайте их количество.
Дети. У меня 2 мишки, 5 самолетиков, 2 машинки, 8 звездочек и 2 паровозика.
Таким образом задание проверяется у всех детей и оказывается помощь тем, кто с трудом справляется со счетом.
Логопед. Молодцы! Мы обязательно еще раз поиграем в эту игру. А какой первый звук в слове «макароны»? Макароны любит Матвей.
Дети. Твердый звук [М].
III.Итог занятия.
Логопед: Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? Какой буквой они обозначаются?»
Дети: Со звуками [М] и [М`]. Буквой М.
Логопед: «Какие задания вам понравились?»
Дети делятся впечатлениями.
Используемые технологии:
- Игровые методы.
- Сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
Методическая разработка по формированию математических представлений для детей старшей группы "Путешествие в королевство математики".
Цель: закрепление пройденного материала.Закрепить представление детей о геометрических фигурах, развивать логическое мышление, активизировать и обобщать словарный запас детей....
"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....
Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»
Методическая разработка по формированию фонематических процессов «ВЕСЕЛЫЕ ПАРОВОЗИКИ»...
Методическая разработка по формированию фонематических функций у дошкольников с ТНР.
Основными задачами логопедической работы по формированию фонематических функций для детей -логопатов в детском саду являются:формирование звукопроизношения;развитие фонематического восприятия;развитие...
Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка!"
Методическая разработка по формированию фонематического анализа "Разгадай-ка"...