Методическая разработка по формированию экономических представлений «Путешествие в страну Экономика»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа г. Райчихинск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по формированию экономических представлений
«Путешествие в страну Экономика»
(для детей старшей группы)
Составила: воспитатель
Спицына Ольга Олеговна
2024 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........3
1 Этапы реализации ……………………………………………………………5
2. Перспективный план…………………………………………………………5
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..8
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..........9
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка по экономическому воспитанию разработана для детей старшего дошкольного возраста.
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений.
Продолжительность: долгосрочный (в течении года)
Тип: информационно – познавательный.
По количеству участников: групповой, коллективный.
Формы и методы работы:
- беседа, обсуждение, дискуссия,
- просмотр слайд-презентации, мультфильма
- чтение художественной литературы,
- игровые ситуации,
- решение проблемных ситуаций,
- рассматривание картин,
- сюжетно-ролевая игра,
- продуктивная деятельность,
- экскурсия,
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», «банк», «потребность», «зарплата», «кредит», «карта» и др.;
- расширять знания детей об истории развития денег и представление о необходимости рационально использовать их;
-расширять представления о профессиях, связанных с финансами;
-активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;
- учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;
- умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги.
Воспитательные:
- воспитывать основы финансовой культуры;
- воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;
- воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.
Актуальность:
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и др.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Этапы реализации.
Организационный этап – разработка и систематизация материалов. Подбор необходимого оборудования и пособий.
Основной этап – реализация планируемых мероприятий.
Заключительный этап - презентация в форме викторины «Путешествие в страну финансов».
Организационные формы:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
1. Демонстрация детям слайд-презентации «История денег»
2. Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
3. Оформление «Коллекции денег»
4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»
5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)
6. Познавательно - исследовательская деятельность «Мокнет – не мокнет»
7. Изготовление детьми плаката «Куда уходят деньги»
Задание на дом:
1. Принести деньги для пополнения коллекции (по желанию)
2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)
Декабрь, январь.
1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»
2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
3. Обсуждение пословицы «Дорого, да мило, дёшево да гнило»
4.Чтение «Муха цокотуха» К. Чуковского.
5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
6. Презентация «История развития денег»
Задание на дом:
Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя)
Февраль, март
1. Рассказ воспитателя о цене товара.
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)
4. Ярмарка поделок. Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.
5. Дидактические игры: «Хочу и надо», «Товар или услуга», «Где живут деньги?», «Доход – расход»
6. Познавательно - исследовательская деятельность «Мнётся – не мнётся»
Апрель, май
1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».
2.Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.
3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»
Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)
Презентация детьми реализации проекта в форме викторины «Путешествие в страну финансов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Воронина М. М. Школа юного экономиста «Учитель» 2007
2. Епанешникова Т. П. «Дошкольник в мире экономики»-СПБ «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Закон «Об образовании» Донецкой Народной Республики (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №1-233-НС от 19.06.2015)
4. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем экономику : Учебно- методическое пособие. — С. П. 6. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2002.
5. Табих Е. Н. Дошкольникам об экономике
Источник
https://infourok.ru/finansovoe-prosveschenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-3834859.html
https://www.1urok.ru/categories/19/articles/30626
Приложение
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал:
карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.;
игровое поле.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).
Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Цели: развивать смекалку, сообразительность, фантазию, стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Ход
Ведущая: Ребята, смотрите, здесь висят ключи. Наверное, нам надо открыть ворота, подобрать ключ. Ворота откроются тогда, когда мы ответим на хитрые вопросы (висят ключи, на которых написаны вопросы).
1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Сколько ушей у трех мышей? (6)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек (4)
(Ворота открываются, там сидит царь Горох и плачет)
Царь Горох: Вижу, вижу, сколько гостей сюда ко мне пожаловало (и ревёт).
Вед: Что ты ревешь, царь Горох?
Царь: Да приходила в моё царство инфляция и забрала гнома-эконома и разорила все моё царство. Помогите мне, пожалуйста. Вот инфляция оставила письмо (схема пути).
Вед: берет конверт и читает письмо: Если следы вы соберете, может, что-то вы найдете. Ну а если не найдете, то совсем вы пропадете.
Вопросы
1. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
2.Место покупки, где можно торговаться (рынок)
3. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
4. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
5. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)
6. Что такое бартер (обмен товара один на другой)
7. Любой предмет, который можно купить или продать (товар)
8. Информация о товаре (реклама)
Собирают 2 следа
Куда же смотрят следы? В обруч (в обруче лежат картинки)
Вед: Вы цепочку по порядку разложите, но бежать вперед вы не спешите и всё объясните.
- Дети раскладывают цепочку, как получается товар «Как рубашка пришла в магазин», «Как книга оказалась в магазине?»
Вед: Смотрите речка. Как она называется? (дети читают «Наоборот»). А вот и удочка.
Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово ты прочти, к нему слово подбери и объясни (дети подбирают слова наоборот: дорого, доход, зло, экспорт, импорт, опт, прибыль, ленивый, много).
Дальше путь на поезде: Давайте сядем в вагоны и отправимся в путь, ведь нам надо что-то найти (дети рассаживаются за столы).
Смотрим по схеме первая станция «Бюджетная». В стране экономике все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Откуда появляются доходы, и какие бывают расходы (дети отвечают).
(Звучит музыка, путешествие продолжается)
Остановка «Денежная»: Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядится деньгами в разных случаях:
1. Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?
2. Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?
3. Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?
4. Где будет дороже бутылка пепси-кола в пустыне или на севере?
5. Какие расходы бывают в детском саду?
6. Кот Матроскин. Я решил накопить денег и купить все что захочу, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор.
Могу я купить: (детям раздаются карты, там написаны слова) корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку?
Вед: Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги, отправимся до станции «Товарная».
Вопрос поступил от Дяди Федора. Ребята! Помогите! Собираюсь поехать в гости в деревню. Нужно купить подарки моим друзьям из Простоквашино. Мама мне составила список, где и что можно купить, а я его потерял.
Проверьте, правильно ли я написал, в каких магазинах можно купить эти товары (соедините линией, что и где можно купить):
Велосипед | Киоск «Союзпечать» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наше путешествие продолжается. Остановка «Рекламная»
Для чего нужна реклама?
Какая бывает реклама?
Баба Яга предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку:
Покупайте слона, он без уха и хвоста.
С красным, длинным языком и оранжевым звонком.
Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.
Купят ли игрушку слона после такой рекламы? Почему?
Остановка «Прибыльная»
У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившее слово.
1. Учреждение, в котором хранятся деньги (банк)
2. Информация, которая помогает продать и купить товар (реклама)
3. То, что продается или покупается (товар)
4. В чем измеряется цена товара (деньги)
И получается по вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход. Это КЛАД. Дети находят клад в шкатулке, там деньги разных стран, и идут в книжный магазин, где каждый себе покупает книгу за те деньги, из какой страны она прибыла. Над каждой полочкой висит флаг той страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в математическую страну» (подготовительная группа)
Программное содержание:Обучающие задачи: • Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр.• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Практико - ориентированное занятие для педагогов по экономическому воспитанию "Путешествие в страну Экономика"
(интерактивная игра)...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в Звездную страну» в старшей группе
Тема: «Путешествие в звездную страну».Программное содержание:образовательные задачи:закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, обратный счет;закрепить умение...

Сценарий развлечения по экономическому воспитанию «Путешествие в страну Экономика» для детей старшей группы
Конспект развлечения для старшей группы по экономическому воспитанию....
Методическая разработка по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Сборник сказок "Сказки читаем - экономику изучаем"
Сборник сказок «Сказки читаем – экономику изучаем» для обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности (для детей от 5 до 7 лет) СОДЕРЖАН...

Проект по формированию экономических представлений "Путешествие в мир экономики" подготовительная группа
Данный проект поможет детям сформировать представления об экономических понятиях, научит решать простейшие экономические задачи....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений «В Стране Игрушек» для младшей группы.
Формировать представления детей о свойствах предметов: цвет, форма, величина; закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «большой», «маленький»...