Корекционно-развивающая работа в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Данилова Елена Николаевна

Консультация для родителей о проведении корекционной работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_korrektsionno-razvivayushchey_raboty_v_dou.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ»

Подготовила:

 Е.Н.Данилова, воспитатель


Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ

      Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре.

        Коррекционная работа в ДОУ    носит системный и целостный характер, опирается на:

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

-  «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»

 авт.Н.А. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. , Миронова С.А., Логутина В.А

- «Программу  воспитания и обучения в детском саду»

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.

- современные авторские методики

и  обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной , грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе.

     На каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

      В логопедические  группы  зачисляются дети, имеющие общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей старше 3 лет  с тяжелыми нарушениями речи -  10 детей (СанПиН), предельная наполняемость групп 15 чел.

      Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

        Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:

1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

 2) произносительной стороны речи;

3) самостоятельной развернутой фразовой речи;

 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

      Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

  • связной речи;
  • словарного запаса,
  •  грамматического строя;
  • произношения;
  • обучению грамоте

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от года и  периода обучения.

Принципы коррекционной системы обучения и воспитания  детей с ОНР

-ранней диагностики речевых нарушений. Этот процесс является комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, лоров, сурдологов;

-раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

-развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

-взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи.В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

-дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;

-связи речи с другими сторонами психического развития , которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Направления коррекционной работы.

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 -развитие артикуляционной моторики;

 -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

 -развитие конструктивного праксиса;

 -развитие навыков каллиграфии;

 -развитие общей моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 -развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, количество);

-развитие пространственных представлений и ориентации;

 -развитие представлений о времени;

 -развитие элементарных математических представлений.

3.Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического( или абстрактного).

4.Развитие основных мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации , а также :

-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

 -формирование умения планировать свою деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

5.Развитие речи:

-развитие понимания речи;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных

навыков , речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, слоговой

структуры, темпо-ритмической организации ,внятности и выразительности);

-расширение представлений об окружающем и формирование активного

словаря;

-практическое усвоение грамматических средств языка;

-развитие навыков связной речи;

-овладение элементами грамоты.

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Система коррекционной работы

 выглядит в виде следующей цепи:

-комплексное обследование;

-планирование фронтальной и индивидуальной коррекционной работы ( по результатам обследования);

-индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания;

-анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"

Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе              Программное содержание:1. Развивать вним...

Корекционно-развивающая программа "Сказочный мир эмоций"

Включает в себя пояснительную записку, программу работы, список литературы, конспект одного из занятий и презентацию....

Использование нетрадиционных техник рисования в корекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.

Выступление на сименаре для воспитателей и учителей начальных классов. Презинтация детских работ дошкольной группы по использованию на занятиях изо деятельности нетрадиционных техник изображения....

Корекционно-развивающая работа

Раздел из адаптированной прогаммы ДОУ...

Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.

Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....

Организация корекционно-развивающей работы в ДОУ

Предлагаемый  материал предназначен для педагогов занимающихся корекционной педагогикой....