Корекционно-развивающая работа в ДОУ
консультация по коррекционной педагогике на тему
Консультация для родителей о проведении корекционной работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_korrektsionno-razvivayushchey_raboty_v_dou.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок»
Старооскольского городского округа
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ»
Подготовила:
Е.Н.Данилова, воспитатель
Организация коррекционно-развивающей работы в ДОУ
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя, музыкального руководителя, психолога, инструктора по физической культуре.
Коррекционная работа в ДОУ носит системный и целостный характер, опирается на:
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи»
авт.Н.А. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. , Миронова С.А., Логутина В.А
- «Программу воспитания и обучения в детском саду»
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.
- современные авторские методики
и обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной , грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе.
На каждую специальную группу утверждается одна ставка логопеда и две ставки воспитателя. Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
В логопедические группы зачисляются дети, имеющие общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина). Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей старше 3 лет с тяжелыми нарушениями речи - 10 детей (СанПиН), предельная наполняемость групп 15 чел.
Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является работа по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:
- связной речи;
- словарного запаса,
- грамматического строя;
- произношения;
- обучению грамоте
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от года и периода обучения.
Принципы коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР
-ранней диагностики речевых нарушений. Этот процесс является комплексным и осуществляться с участием специалистов различного профиля: педагогов, логопедов, психологов, психоневрологов, психиатров невропатологов, лоров, сурдологов;
-раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
-развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
-взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи.В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;
-дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого дефекта;
-связи речи с другими сторонами психического развития , которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов(восприятия, внимания, памяти, мышления). Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.
Направления коррекционной работы.
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие артикуляционной моторики;
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:
-развитие конструктивного праксиса;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие общей моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина, количество);
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие представлений о времени;
-развитие элементарных математических представлений.
3.Развитие различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического( или абстрактного).
4.Развитие основных мыслительных операций : анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации , а также :
-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-формирование умения планировать свою деятельность;
-развитие комбинаторных способностей.
5.Развитие речи:
-развитие понимания речи;
-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков , речевого дыхания, фонематического слуха и восприятия, слоговой
структуры, темпо-ритмической организации ,внятности и выразительности);
-расширение представлений об окружающем и формирование активного
словаря;
-практическое усвоение грамматических средств языка;
-развитие навыков связной речи;
-овладение элементами грамоты.
6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Система коррекционной работы
выглядит в виде следующей цепи:
-комплексное обследование;
-планирование фронтальной и индивидуальной коррекционной работы ( по результатам обследования);
-индивидуальная коррекционно-реабилитационная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания;
-анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием рекомендаций для дальнейшего воспитания и обучения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"
Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе Программное содержание:1. Развивать вним...
Корекционно-развивающая программа "Сказочный мир эмоций"
Включает в себя пояснительную записку, программу работы, список литературы, конспект одного из занятий и презентацию....
Использование нетрадиционных техник рисования в корекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями.
Выступление на сименаре для воспитателей и учителей начальных классов. Презинтация детских работ дошкольной группы по использованию на занятиях изо деятельности нетрадиционных техник изображения....
Корекционно-развивающая работа
Раздел из адаптированной прогаммы ДОУ...
Программа корекционно-развивающей работы для детей страдающих заиканием.
Данная программа составлена для детей 5 лет страдающих заиканием и ФНР....
Организация корекционно-развивающей работы в ДОУ
Предлагаемый материал предназначен для педагогов занимающихся корекционной педагогикой....
Использование "Песочной азбуки" в корекционно-развивающей работе учителя-логопед
Опыт коррекционо-развивющей работы с песком....