Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме
В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия - Тренажёр «Чистой речи». Многофункциональный тренажёр предназначен для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи на разной стадии автоматизации звука. В статье описаны варианты выполнения упражнений на данном тренажёре. Работа с данным пособием позволяет повысить уровень самоконтроля и ускорить процесс автоматизацию звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_deyatelnostnogo_podhoda_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 886.25 КБ |
Предварительный просмотр:
В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия - Тренажёр «Чистой речи». Многофункциональный тренажёр предназначен для индивидуальной работы с детьми с общим недоразвитием речи на разной стадии автоматизации звука. В статье описаны варианты выполнения упражнений на данном тренажёре. Работа с данным пособием позволяет повысить уровень самоконтроля и ускорить процесс автоматизацию звуков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
С появлением принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС ДО) система дошкольного образования перешла на новый этап. Основной задачей является воспитание личности способной к творческому решению жизненных задач. Понимая, что современный детский сад должен стать местом, где возможно воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей (духовных и культурных) педагогический коллектив МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» работает над созданием условий для широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта ребёнка с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому мной избран деятельностный подход в работе с детьми с ОНР, который поставил передо мной следующие задачи:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
С этой целью был создан многофункциональный тренажёр «Чистой речи», предназначенный для индивидуальной работы в коррекционно-развивающей деятельности. ( см. рис.1). Тренажёр «Чистой речи» был создан на основе пособия Новылиной С.А.,Елизаровой,О.С.,Гесс Ж.А. «Чистоговорка» (журнал «Логопед №2 2012г.) и адаптирован для работы с детьми своей группы.
Автоматизация звука у детей с речевыми нарушениями на данном тренажёре происходит за счёт осуществления ручных и артикуляционных серийно-организованных движений. Данное пособие позволяет не только повысить уровень самоконтроля за своей речью, и тем самым ускорить процесс автоматизации звука, но и создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и обучения грамоте. Уровень сложности выполнения упражнений на каждом элементе тренажёра зависит от цели и задач коррекционно-образовательной деятельности. Особенность в том, что каждый элемент обладает тактильно-двигательной вариативностью упражнений. Движение пальцев рук стимулирует деятельность ЦНС и ускоряет развитие речи ребёнка. Компактность доски позволяет эффективно отрабатывать весь логопедический материал.
Оборудование: су-джок двух цветов, прищепки (красные, синие и зелёные) или «крабики» (детские заколки), бусины двух цветов, крупные бусины с ребристой поверхностью, замок, шнурок с узелками, ветрячки, магнитная доска, магнитные буквы, магниты трёх цветов (красные, зелёные, синие), коробки.
В течение года элементы заменяются и дополнять.
Примерные упражнения на элементе тренажёра. Весь необходимый картинный материал для НОД крепится на магнитной доске.
- «Упражнение с «ветрячками» (дыхание) (см.рис.№2)
Выполнение: дуть на ветрячок по схеме: нос-рот: вдох через нос, выдох через рот; нос-нос: вдох через нос, выдох через нос и т.д.
- «Упражнение с элементами су-джок»(см.рис.№3)Выполнение: нажимать одним или двумя пальцами на су-джок, «шагать» пальцами
Варианты:
-автоматизация звука изолированно, в слогах, словах;
- отработка слоговой структуры слова;
- дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах.
- «Упражнение с бусинами двух цветов» ( см.рис.№4)
Выполнение: Ребёнок передвигает бусины пальцами каждой руки.
Варианты:
-автоматизация звука в слогах, словах;
- дифференциация звуков изолированно, в слогах (передвигаем красную бусину и проговариваем «Са», белую - «Ша» т.д.), словах (передвигаем красную бусину и называем слова с «С», белую- «Ш»)
словах (передвигаем красную бусину и проговариваем «Са», белую - «Ша» т.д.)
- отработка слоговой структуры слова (передвинуть столько бусин, сколько слогов;
- формирование грамматического строя речи (И: «Сосчитай предмет»: передвигать бусины и считать предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук: 1 рыба,2 рыбы, 3 рыбы и т.д.; И: «Один -много»: одна ракета-много ракет и т.д.)
- «Упражнение с прищепками» (см.рис.№5).
Выполнение: Дети пристёгивают и отстёгивают прищепки сначала правой, затем левой рукой, двумя руками одновременно.
Варианты:
- автоматизация звука в словах;
- определение количество слов в предложении ( пристегнуть столько прищепок. сколько слов в предложении; отстегнуть столько прищепок сколько слов в предложении );
- определение количество звуков в слове (пристегнуть столько прищепок, сколько звуков в слов);
- определение количество слогов в слове (пристегнуть столько прищепок, сколько слогов в слове;
- определение место звука в слове (пристегнуть прищепку в зависимости от место звука в слове);
- осуществление звукового анализа и синтеза слогов, слов (выбрать и пристегнуть прищепку по цвету в зависимости гласный звук или согласный);
- закрепление мягкости и твёрдости звука (пристегнуть прищепку зелёного или синего цвета в зависимости мягкий звук или твёрдый);
- отработка грамматических категорий (И: «Сосчитай предмет»- пристёгивать и считать предметы: 1 шапка, 2шапки и т.д.).
- «Упражнение с крупными бусинами, замком, шнурком» (см.рис.№6)
Выполнение: расстёгивать и застёгивать замок, перебирать крупные ребристые бусины или шнурок с узелками; завязывать или развязывать узелки на шнурке.
Варианты:
-произнести звук изолировано;
- отработка автоматизируемого звука, слогах, словах;
- отработка слоговой структуры слова;
- определение количество слов в предложении;
- «Упражнение с магнитной доской, магнитами, буквами» (см.рис.№7) направленное на обучение грамоте.
Выполнение:
- осуществление звукового анализа и синтеза (при помощи магнитов сделать звуковой анализ слова). Подобрать картинку к звуковой схеме.
Игры с магнитными буквами: « Собери слово», « Найди букву», « Исправь букву», и т.д.
Многофункциональный тренажёр «Чистой речи»
Рис.№1
«Упражнение с ветрячками»
Рис.№2
«Упражнение с Су-джок» Рис.№3
«Упражнение с бусинами двух цветов» рис.№4
«Упражнение с прищепками» рис.№5
«Упражнение с крупными бусинами, замком, шнурком» стр.№6
«Упражнение с магнитной доской, магнитами, буквами» стр.№ 7
Таким образом, тренажёр «Чистой речи» позволяет предотвратить утомление, поддержать интерес, познавательную активность, повысить уровень самоконтроля за своей речью, тем самым ускорить процесс автоматизации звука.
Список используемой литературы:
Новылина С.А,,Елизарова О.С.,Гесс Ж.А. Школа чистой речи «Чистоговорка»//Журнал логопед
№2,2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.
Статья о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада....
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...
"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...
«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...
программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по подготовке детей к школьному обучению
программа направлена на подготовку детей дошкольноговозраста к школьному обучению, формирование предпосылок учебной деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.
Актуальность программы.Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Наша группа. Что мы умеем»
конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога...