Проект для детей старшего возраста "Сибирь наш дом, - мы здесь живём".
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Рыбакова Софья Григорьевна

 

В современных условиях актуальность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.  Президент РФ В. В. Путин акцентирует особое внимание на воспитание патриотов  России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию № 14 «Гнёздышко»

Проект  

  «Сибирь - наш дом, мы  здесь живем»

 

 

 Учитель-логопед

 С.Г. Рыбакова

г. Зеленогорск

В современных условиях актуальность патриотического воспитания подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795.  Президент РФ В. В. Путин акцентирует особое внимание на воспитание патриотов  России. В Указе о государственной политике по патриотическому воспитанию отмечено: «Необходимо строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов.

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования основ личности.  Л. С. Выготский  отмечал, что  к 5 годам происходит зарождение общественной направленности личности. Ознакомление с явлениями общественной, внутреннее принятие ребенком многообразия окружающей действительности со всеми особенностями социальных отношений выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма у дошкольников.

Актуальность

В работе с детьми дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у современных дошкольников недостаточно сформированы представления о стране, родном крае, городе. Дети не имеют представления о    народных традициях, истории своей семьи. Актуальна и требует особого такта работа с родителями, так как в молодых семьях вопросы воспитания  гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников их практически нет. Поэтому педагогам в детских садах приходиться пользоваться учебными пособиями   для начальной школы, адаптируя их к возрастным особенностям дошкольников. Конечно, не каждый педагог может творчески подходить к этой проблеме, поэтому раздел "Знакомство с родным городом" вызывает определенные трудности. Понимая значимость  этой проблемы  наше дошкольное учреждение активно включились в работу над проектом  «Сибирь – наш дом, мы здесь живем».

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста  возможно через разные образовательные области и проходит через разнообразные виды детской деятельности. Игра — это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Первостепенное значение игры в развитии ребенка побудило ООН провозгласить ее универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В Концепции дошкольного воспитания игра названа «академией детской жизни», а Л. С. Выготский утверждает, что «игра — арифметика социальных отношений». Исходя из первостепенного значения игры для дошкольника, воспитание осознанного отношения к культуре, традициям родного края также должно непременно основываться на игре.

В условиях работы в группах комбинированной направленности, в которых наравне с воспитанниками с нормой развития воспитываются дети с общим недоразвитием речи, остро встает проблема создания равных возможностей для эффективного взаимодействия воспитанников в рамках образовательного материала. Воспитанники с общим недоразвитием речи нуждаются в более глубокой проработке лексического, грамматического материала. Поэтому при разработке мероприятий, направленных на ознакомление с малой родиной, планировались задачи, направленные на адаптацию материала и включение воспитанников с особыми возможностями здоровья в общее коммуникативное поле.

Проект «Сибирь - наш дом, мы здесь живем» долгосрочный образовательный проект, подразумевающий непосредственную работу по приобщению старших дошкольников к культуре и традициям малой родины. Инновационная работа в рамках проекта подразумевает разработку дидактических материалов, направленных на ознакомление дошкольников с малой родиной.  

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к семье,  родному городу, краю.

Задачи проекта:

-Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  

культурном облике родного города.

-Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,

географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе.

-Развивать связную речь детей.

-Обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.

-Развивать графические навыки.

-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к городу, краю.

-Собрать дидактический материал для приобщения старших дошкольников к истории, культуре и традициям родного города.

-Создать в ДОУ мини-музей национальной, городской культуры.

Участники проекта:

Дети 5-7 лет (старшая, подготовительная  группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта: 2 года.

Принципы:

В основу работы по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини – музей «Русская горница», подобран материал о городе  Зеленогорске  и  Красноярском  крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного города, края.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе,  с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй,  городской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с животным, растительным миром,  с миром людей, вещей и отношений г. Зеленогорска.  

Ожидаемые результаты

Дети:

- Повысится общая осведомленность воспитанников в области истории, культуры и традиций родного региона (инструменты для измерения – педагогическое наблюдение, диагностика).

- Произойдут качественные изменения в связной речи воспитанников, связанные с составлением описательных рассказов и рассказов из личного опыта на основе игр-экскурсий, где дети выполняют роль экскурсоводов (инструмент измерения педагогическая диагностика, наблюдение).

- Повысится степень самостоятельности и творческой активности воспитанников в различных видах детской деятельности -   театрализованной, коммуникативной, познавательной и др. (инструмент измерения – педагогическое наблюдение).

Педагоги:

- Будет сформирован банк информации и дидактических материалов для реализации национально-регионального компонента и приобщения старших дошкольников к культуре и традициям родного края (инструмент измерения – наличие в методическом кабинете ДОУ материалов, направленных на формирование чувства принадлежности к малой родине).

Родители:

- Активное участие родителей в организации экскурсий, тематических прогулок, в конкурсах и выставках, содействующих воспитанию уважительного отношения к малой родине (инструмент измерения – факт участия, выраженное в процентном соотношении).

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме (инструмент измерения – анкетирование, опрос).

Развивающая предметно-пространственная  среда:

- В ДОУ будет организован музей « Русская горница», отражающий быт сибирской семьи, групповые познавательные центры будут дополнены дидактическим материалом о родном городе, крае (инструмент измерения – фактическое наличие в ДОУ постоянно действующего мини-музея).

Реализация проекта:

Этапы реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный этап

-Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей;

-Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности представлений об истории и культуре родного города.

-Подбор дидактического материала о родном городе, подготовка материала для организации музея «Русская горница».

Август-сентябрь 2014 г.

Учитель-логопед, воспитатели

Практический этап

- Совместная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом;

- совместные мероприятия с семьями воспитанников (квест- игра «Сокровища Красноярского края», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и др.;

- экскурсии по городу, к водоёмам, исторически значимым местам;

- Пополнение развивающей предметно-пространственной  среды, создание музея «Русская горница»;

- Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников, связанных с историей, культурой, искусством горожан.

Сентябрь 2014 г.- май 2016 г.

Учитель-логопед, воспитатели, специалисты, родители

Заключительный этап

- итоговая диагностика воспитанников;

- повторное анкетирование родителей;

-оформление банка дидактического и методического материала по воспитанию уважительного отношения к малой родине.

Май - июнь 2016 г.

Учитель-логопед, воспитатели, старший воспитатель.

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

детей старшей группы на 2014-2015 учебный год

*Темы проекта выстроены в логичной последовательности, однако допускается смещение, замена темы/мероприятия, формы организации образовательного события с учетом насущных интересов воспитанников.

**Формы организации взаимодействия в рамках проекта разнообразны (непосредственно организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями) и предполагают взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, социальных партнеров).

     Дата

        Тема

     Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

*«Где эта улица, где этот дом»

- **составление рассказов «Дом, в котором я живу». Заучивание собственного домашнего адреса (по домашним заготовкам, схемам);

- работа в тетради дошкольника «Мой дом»;

- рисование своего дома, улицы.

Деятельность с участием родителей:

-  изготовление альбомов «Мой дом»

Октябрь

 «Стоит вдоль Кана город чудный»

- знакомство с флагом, гербом и  Зеленогорска;

-составление из пазлов герба и флага города;

- путешествие по книге Волобуева « Это наш город»;

-рассматривание фотографий, изготовление коллажа;  «Зеленогорск вчера, сегодня, завтра».

Деятельность с участием родителей:

Изготовление герба семьи.

Ноябрь

«В краю кедровом»

 - игра путешествие по карте г. Зеленогорска;

- исследовательская деятельность «Различие и сходство хвойных деревьев»;

 - рисование  чуда-дерева сибирского леса – кедра.

   Деятельность с участием родителей:

Организация похода на природу (дети, родители, педагоги).

Декабрь

 «Животный мир наших лесов»

 - исследовательская деятельность «Как животные спасаются зимой от сибирских холодов»;

-устный журнал «Удивительный  животный   мир тайги».

Деятельность с участием родителей:

- Составление альбома «Животные наших лесов»

Январь

 «Секреты зелёных гор»  

 - просмотр видеофильма «Зеленогорские архитектурные памятники»;

-интерактивное путешествие по памятным местам города.

Деятельность с участием родителей:

Совместная квест-игра «Знатоки родного города»

Февраль

  «Зеленогорск  – спортивный»

 - спортивный фестиваль «Зеленогорские здоровячки»,

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Деятельность с участием родителей:

Изготовление альбомов «Спортсмены Зеленогорска», «Зимние.Жаркие.Твои» (посвященный олимпиаде в Сочи).

Март

  «Сибирь - наш дом, мы  здесь живем»

-   Развлечение «Сокровища Красноярского края»  

  Деятельность с участием родителей:

-Подбор материала (предметы быта,  народного искусства) для организации музея «Русская горница».

Февраль

 «Зеленогорские писатели детям»

-  встреча с С.А. Рябец «Спасибо тебе, солнышко».

- драматизация сказки С.А. Рябец  «Кто я? Черепашка?»

Деятельность с участием родителей:

- Организация выставки совместного творчества детей и родителей по мотивам произведений С.А.Рябец.

Апрель

 «С днем рождения, Зеленогорск!»

- Музыкально-литературная гостиная «Мой родной город»

-изготовление открыток

- рисование «Город будущего»

Май

«Боевая слава города»

- изготовление праздничных открыток;

-беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне ;

- посещение памятника  Победы, Аллеи Победы.

Деятельность с участием родителей:

Подготовка детей к участию в городском конкурсе «Встречи в землянке».

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей  подготовительной  группы  на 2015 -2016 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

 «Улица, на которой я живу»  

- экскурсия «Главная улица города», беседы: «Как получают свое название улицы», «Улица Набережная – самая протяженная улица Зеленогорска»;

- рассматривание достопримечательностей Зеленогорска;

-рисование «Моя улица»;

-фоторепортаж «Мой самый лучший двор»;

Деятельность с участием родителей:

- конкурс плакатов про улицу «Не сори, здесь живут люди»;

 - изготовление альбома «История нашей улицы».

Октябрь

Знакомство с  символикой.

Герб. Флаг.  России, Красноярского края,

Герб  Зеленогорска.

- чтение стихов о Родине;

- прослушивание песен;

-составление из пазлов изображения герба  края, Зеленогорска;

-составление описательных рассказов о флаге, гербе города  по  предложенному плану;

Деятельность с участием родителей:

-изготовление разрезных картинок для подгруппы детей (герб, флаг).

Ноябрь

 « Мой город, дороже которого нет»

- экскурсии аптеку, оптику;

-фоторепортаж с экскурсий;

-  составление книжек-малышек  о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- звание «Почетный гражданин»;

Деятельность с участием родителей:

- изготовление альбома  «Мой город – моя судьба»;

- экскурсии на место работы родителей (ателье, почта).

 Декабрь

  Конкурс стихов

 - чтение стихов  Т.Д. Новичкова.  

-рисование к стихам из книги «Азбука лесная»

Январь

 Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Деятельность с участием родителей:

- интеллектуальная игра с детьми и родителями  «Что? Где? Когда?» (достопримечательности Зеленогорска)

Февраль

 «Знакомство с архитектурой города»

 - исследование «Геометрические формы в облике города».

Март

 «Зеленогорск  спортивный»

-  экскурсия на стадион «Труд»;

- участие в тренировках вместе со спортсменами;

- оформление стенда «Наши земляки спортсмены».

Деятельность с участием родителей:

- спортивный досуг «Мама, папа, я – спортивная семья».

-Сбор материала по проекту «Достопримечательности Зеленогорска», оформление тематической экспозиции «Зеленогорские островки памяти».

Апрель

«Водоёмы Зеленогорска»

- экскурсия  к реке Кан «Ах ты реченька река, широка и глубока»;

- работа в тетради «Мой родной Зеленогорск»;

- разгадывание кроссвордов;

-исследовательская деятельность «Обитатели городских водоемов».

Деятельность с участием родителей:

- Театрализованная постановка «Пожар в лесу» по мотивам произведения Т.Новичкова.

-Участие в городском конкурсе проектов о родном городе, проект «Достопримечательности Зеленогорска».

Май

«Любимые места зеленогорцев»

- экскурсия для туристов (составление рассказов об интересных, любимых местах в городе).

Результаты реализации проекта:

Долгосрочный проект «Сибирь – наш дом, мы здесь живем» продолжался в период с 2014-2016 гг. В связи с тем, что реализация проекта осуществлялась в старшей и подготовительной группах детского сада, воспитанники, погруженные в проект, в настоящее время являются учениками начальной школы. По результатам диагностического обследования (приложение 1), осуществленного по окончании проекта с воспитанниками подготовительной группы комбинированной направленности, были получены следующие результаты: 70% воспитанников безошибочно называют достопримечательности и памятные места родного города и указывают их местоположение на карте города, 100% воспитанников называют домашний адрес, название родного города и основных объектов, символов города (р.Кан, р.Барга, стела Победы и др.). 80% воспитанников называют 4-5 основных улиц Зеленогорска. 90% воспитанников различают символику родного города. 65% воспитанников логично и последовательно излагают собственное отношение по поводу посещения музеев, памятных мест города, могут рассказать историю появления того или иного объекта. 35% высказывают собственные суждения по поводу городских культурных объектах и событиях с опорой на наводящие вопросы взрослого. Анализ овладения воспитанниками навыками построения связного высказывания показывает положительную тенденцию в составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта на основе материала о родном городе. Воспитанники с общим недоразвитием речи показали положительную динамику в овладении лексико-грамматическими категориями. Словарь воспитанников пополнился за счет лексики, связанной с ознакомлением с родным городом, краем.

В целом, по результатам педагогического наблюдения, отмечаются повышение познавательной активности старших дошкольников по отношению к истории и культуре родного города – дети задают вопросы, интересуются событиями, делятся впечатлениями о путешествиях по городу. В вопросах, связанных с городской тематикой наблюдается проявление детской самостоятельности – самостоятельно работают с картой, играют в дидактические игры, рассматривают альбомы, зарисовывают впечатления об экскурсиях.

По отношению к родителям-участникам проекта, можно отметить, что их компетентность в вопросах приобщения детей к культуре родного города приобрела положительную динамику. По результатам анкетирования родителей на этапе завершения проекта 100% родителей отметили, что приобщение к культуре и истории родного региона оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка. 100% родителей отметили, что в результате работы в рамках проекта больше узнали о родном городе. Семьи воспитанников стали активнее принимать участие в мероприятиях детского сада. Так, например, в мероприятиях, осуществляемых в рамках проекта (конкурсы, выставки, викторины, экскурсии), приняли участие 80% семей.

У педагогов детского сада, работающих в рамках проекта, сформировалась копилка дидактических материалов, связанных с ознакомлением дошкольников с историей, культурой, природой родного города, края. В методическом кабинете имеется подборка произведений зеленогорских детских поэтов и писателей, серия конспектов образовательной деятельности, развлечений и викторин, связанных с городом и краем. Педагоги, включенные в проект получили возможность представить свой опыт на профессиональных городских конкурсах (II место в городском конкурсе «Эхо памяти» получил проект педагогов старшей группы «Достопримечательности Зеленогорска»). Налажено взаимодействие с культурными организациями города – Детской музыкальной школой (представления «Малыши для малышей), зеленогорским музейно-выставочным центром (выездные занятия со старшими дошкольниками).

Изменилась развивающая предметно-пространственная среда детского сада. В холле ДОУ силами педагогов и родителей организован и постоянно действует мини-музей «Русская горница» (приложение 2). Групповые центры пополнились краеведческим материалом, информацией о родном городе. К юбилею Зеленогорска в 2016 г. в холле детского сада силами педагогов, воспитанников и родителей старшей группы, была организована экспозиция «Зеленогорские островки памяти».

Выводы: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений города. Практическая значимость проекта для педагогов Зеленогорска заключается в том, что все материалы и мероприятия проекта можно легко перенести в условия любого детского сада, в том числе в условия групп комбинированной и компенсирующей направленности. Для воспитанников с общим недоразвитием речи разработана рабочая тетрадь «Мой родной Зеленогорск», включающая задания на отработку лексико-грамматических категорий, развитие зрительного восприятия, памяти. Для педагогов из других регионов данный проект может послужить моделью для разработки собственных региональных проектов, нацеленных на ознакомление с малой родиной. Мероприятия перспективного плана могут быть реализованы с учетом местных особенностей каждого региона. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях  Зеленогорска доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Мероприятия проекта оказали положительное влияние на формирование у дошкольников представлений об особенностях родного города и способствовали решению разнообразных образовательных задач через различные виды деятельности.

Приложение 1

Диагностические задания

Контрольные задания для определения уровня сформированности представлений о родном городе у детей 5-7 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название своего города, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площадей, скверов).

Предварительная работа: Беседы, занятия, экскурсии

Оборудование: Развивающая игра «Где находится памятник?» Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями города, фишки.

Методы: Беседа, игра, запись ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности представлений о гербе родного города.

Материалы: Герб, флаг города

Методы: беседа, тетрадь с символикой города Зеленогорска

Ход проведения: Беседы и рассматривание герба, флага города  

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла).

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику  герба. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в нашем городе?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Приложение 2

Музей «Русская горница»

D:\ФОТО САД2014-2015\Детский сад\IMG_7709.JPGD:\ФОТО САД2014-2015\Конкурс фото\IMG_7927.JPG

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7931.jpgC:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0142.jpg

Список источников

  1. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  2. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156 с.
  3. Волобуев Г., Волобуева Л. «Это наш город», Зеленогорск, 2006.
  4. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
  5. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

Интернет-источники

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/10/19/statya-kraevedenie-v-detskom-sadu 
  2. http://belochka24.ucoz.ru/publ/metodicheskie_materialy/kraevedenie_v_dou/3-1-0-7
  3. http://dsov20.ucoz.ru/kraevedenie_v_dou.pdf
  4. http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/mini-muzej-po-kraevedeniyu-v-realizatsiya-regionalnogo-komponenta-v-dou.html



Предварительный просмотр:

Эссе по теме:

«Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности»

Выполнила: Рыбакова Софья Григорьевна, учитель-логопед,

г.Зеленогорск, Красноярский край

«…идет новое поколение, и что нам делать? Быть рядом с ними, в каждом деле поставить перед ними несколько вариантов. И в качестве последнего варианта — обратиться к нам».

        Е.Е.Шулешко

 Формирование общей культуры, становление нравственных основ личности всегда неотрывно ассоциируется как в традиционной, так и в современной педагогике с процессом социализации, то есть с вхождением ребенка в мир социальных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования важным условием для развития личности дошкольника определяет создание социальной ситуации развития. В чем же заключаются основы позитивной социализации? На что направлена социализация дошкольника – на процесс освоения норм принятых в обществе, либо на новообразования личности, появляющиеся в результате взаимодействия с людьми, окружающим пространством?

Е.Е.Кравцова при анализе понятия «социализация» делает ссылку на культурно-исторический подход  Л.С.Выготского, который говорит о том, что ребенок с самого рождения является «существом социальным» и его социальность тесно связана со  взрослым и его позицией по отношению к малышу. По мнению Л. С. Выготского основным средством и источником психического развития является общение ребенка с окружающими его людьми. В результате этого общения ребенок овладевает внутренними функциями, которые позволяют ему принимать окружающую его действительность и действовать в ее контексте.

Исходя из вышесказанного, роль дошкольного образования в процессе социализации бесспорно велика, ведь детский сад появляется в жизни малыша очень рано, следовательно, это первый институт, моделирующий социальные отношения, расширяющий пространство общения и взаимодействия. Осознавая ответственность за процесс становления личности ребенка,  педагог дошкольного образования должен ответить себе на вопрос: что можно отнести к условиям позитивной социализации?

Считаю, что, в первую очередь, важна позиция взрослого по отношению к ребенку в контексте личностно-ориентированного подхода, при условии не декларирования его педагогом, а практического исполнения, при котором ребенок и педагог находятся в рамках субъект-субъектных отношений. Ведь только в этом случае все приобретения дошкольника станут основой его осознанного социального поведения. Культура общения, в которую попадает дошкольник, формируется взрослыми. В дошкольном учреждении от умения педагога выстроить партнерские взаимоотношения с ребенком, умения  организовать совместную деятельность на основе свободного выбора зависит и характер общения со сверстниками. Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, наблюдаю, положительные примеры организации такого общения, при котором любой ребенок, независимо от характера речевой проблемы имеет возможность выразить свое мнение на детском совете, получить поддержку и понимание своей проблемы не только со стороны педагога, но и от сверстников, что говорит о целенаправленном и грамотном применении педагогом основ культуры сотрудничества.

Еще одним важным условием, оказывающим положительное влияние на социализацию ребенка-дошкольника, является разнообразие возможностей для  деятельности. В современной педагогике в основе становления личности лежит деятельностный подход, обозначаются приоритеты поддержки детской инициативы. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования развитие ребенка предлагается выстраивать на адекватных возрасту видах деятельности, таких как игра, художественно-творческая, познавательная, проектная деятельность. Возникает вопрос: почему при всем понимании важности игры в жизни дошкольника дошкольное образование часто обвиняют в применении учебно-дисциплинарной модели, не предполагающей активности ребенка как творца, субъекта самостоятельно формирующего свою культуру? Возможно, потому что нам удобно быть «всезнайками», проще рассказать, чем следуя за ребенком вместе с ним раскрыть суть явления, найти решение. В моем понимании, современный этап в дошкольной педагогике, этап введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – это возможность педагогам переосмыслить свое отношение к ребенку и организации процесса образования на основе самостоятельной деятельности воспитанников. Самостоятельная же деятельность, основанная на детской инициативе,  возникнет лишь при условии ее  привлекательности и доступности для детей. Следовательно, одной из основных задач детского сада, как института позитивной социализации, является создание условий для организации детских видов деятельности, посредством которых будет происходить приобретение личностных новообразований дошкольника.

Первые два условия, способствующие социализации ребенка и представленные выше, тесно связаны с понятием «образовательная среда», включающая как окружающее предметное пространство, так и систему отношений в детско-взрослом коллективе. Образовательное пространство современного детского сада должно быть организовано с учетом насущных интересов, потребностей воспитанников и основываться на создании возможностей для реализации детских инициатив.

 Каждый педагог, исходя из своего опыта педагогической деятельности, выстраивает  систему, направленную на создание социальной ситуации развития, придерживаясь современных требований. Обращаясь к собственной практике работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, отмечаю, что их речевые проблемы, часто влекут за собой трудности в установлении межличностных отношений со сверстниками, затруднения в коммуникации, попутно страдают продуктивные виды деятельности, общая осведомленность. Такие дети нуждаются в создании специальных условий, направленных не только на коррекцию основного нарушения, но и на расширение кругозора. Моя задача как учителя-логопеда заключается в том, чтобы преодолеть тяжелое речевое нарушение у ребенка и предоставить ему возможность наравне со сверстниками принимать участие во всех событиях, происходящих в детском саду. А для того, чтобы ребенок с особенностями речевого развития имел равные возможности в условиях группы комбинированной направленности, нужна детальная проработка лексического материала, ориентация на развитие познавательных процессов. В такой ситуации специалисту часто приходится адаптировать образовательный материал. В моей практике часто присутствует элемент творчества, направленный на преобразование, адаптацию лексического и содержательного материала  с целью создания возможности его принятия воспитанниками с особыми возможностями здоровья. Последний авторский проект связан с созданием рабочей тетради для детей с общим недоразвитием речи «Мой родной Зеленогорск» в рамках проекта «Сибирь – наш дом, мы здесь живем!», направленный на формирование общей культуры и чувства принадлежности к малой Родине. Таким образом, мой вклад в создание условий для позитивной социализации дошкольников, осуществляется на основе специфических задач, связанных с коррекционной работой и задачами инклюзивного образования.

Возвращаясь к вопросу о роли дошкольного образования как института позитивной социализации личности, можно сделать вывод – детский сад в роли первой после семьи стартовой площадки, расширяющей границы общения и взаимодействия, вносит большой вклад в процесс социализации личности через создание условий, направленных на внутреннее принятие и приобретение ребенком функций, обеспечивающих адаптацию к социуму. Современные требования в области дошкольного образования раскрывают суть педагогической деятельности связанной с эффективной социализацией дошкольников и обозначают педагогу перспективные направления работы в данной области. Однако, именно педагог, выбирает из всего многообразия собственных  профессиональных инструментов те, которые будут эффективны и помогут достичь гармонии между внутренним миром ребенка и внешним окружением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород на подоконнике» Проектная деятельность в детском саду. Старшая группа

Проект для детей старшей группы«Наш веселый огород на подоконнике»Проектная деятельность в детском саду. Старшая группаАвтор:Кукунина Ольга Сергеевна; Антонец Ирина Витальевна воспитатели МАДОУЦР...

ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «Люди старшего поколения!»

Цель проекта:Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья». Задачи:развивать эмоционально-эст...

Проект для детей старшей и подготовительной группы Тема проекта: «Моя семья - моя родословная»

Проект предназначена для воспитанников старшей и подготовительной группы...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура питания» ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Паровозик» «Культура питания»

Актуальность проекта обусловлена возросшим интересом к возрождению культуры поведения за столом, обучению правилам хорошего тона детей старшего дошкольного возраста.Проблема: В ходе наб...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...