Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и развитию мыслительных процессов на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Занятие учителя-дефектолога с подгруппой детей 1-го класса коррекционной школы.
Образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, практически накопить словарь по данной теме. закрепить навык пересчета предметов в пределах 5-ти и соотнесения с цифрой, закрепить навык согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительно - ласкательных существительных.
Коррекционные: Развивать мышление детей, слуховое и зрительное восприятие, память и внимание
Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, быть добрыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_transportu_dlya_1_kl.docx | 38.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема занятия | Транспорт |
Предмет | Коррекционная работа учителя-дефектолога |
Класс | 1-й |
Автор занятия | Киселева Алевтина Гавриловна, учитель-дефектолог |
Образовательное учреждение | ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ» |
Федеральный округ России | Центральный округ |
Республика/край | Костромская область |
Город/поселение | город Нерехта |
Методическая информация | |
Тип занятия | Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и развитию мыслительных процессов. |
Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) |
Образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, практически накопить словарь по данной теме. закрепить навык пересчета предметов в пределах 5-ти и соотнесения с цифрой, закрепить навык согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительно - ласкательных существительных. Коррекционные: Развивать мышление детей, слуховое и зрительное восприятие, память и внимание Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, быть добрыми. |
Цель занятия | Развитие мышления и лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у учащихся 1-го класса с интеллектуальным недоразвитием. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово |
Время реализации занятия | 40 мин. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия | Дети закрепят навык согласования названия транспорта с числительными (1, 2, 3, 4, 5), умение классифицировать транспорт по видам; умение узнавать предмет по его описанию и звуковой характеристике, навык пересчета предметов и соотнесения с цифрой, навык грамматически правильной речи. Приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, добрыми, овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание. |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедиа-проектор, ПК |
Дидактическое обеспечение занятия | Презентация с анимационными изображениями, картинками, знаки-символы, небольшие транспортные игрушки, дидактические игры «Кто едет в автобусе», «Домики с цифрами», «Светофор», счетные палочки, карточки-образцы. |
Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников. | |
Мотивация учащихся
| Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей, грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроке, разнообразие заданий и дидактического материала способствует активизации познавательной деятельности в течение урока, повышению интереса обучающихся к изучению данного предмета, повышению мотивации, активности и инициативности. |
Подробное описание всех этапов занятия. | |
1.Организацион- ный момент. Слайд 2 | Приглашение к путешествию. |
2.Транспорт (Слайд 3, ) | На чем можно отправиться в путешествие? (дети называют картинки на слайде) Назовите одним словом (транспорт) |
3.Из истории транспорта (Слайд 4) (Слайд 5) (Слайд 6) | А знаете ли вы как и когда появился первый транспорт? Сначала, очень давно человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах верблюды и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был (щелчок)… воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта. |
4.Дидактическая игра «Угадай по звуку вид транспорта» . (Слайд 7)
| Педагог по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум. |
5. Игра «Узнай по описанию» | Педагог достает из «Чудесного мешочка» игрушку , но не называет ее, а дает описание, чтобы все догадались, что у него:
|
6. Игра «Едет – плавает- летит) (Слайд 8). (Слайды 9) | Педагог обращает внимание детей на экран, где изображены небо, земля с дорогой и море. Кто догадался, какое отношение эти картинки имеют к транспорту? Педагог подводит детей к формулировкам: наземный транспорт, воздушный транспорт и водный транспорт. На экране – упражнение «Распределите по видам транспорта» ( дети подсказывают педагогу, к какому виду относится транспорт) |
7. Игровое упражнение «Распредели и назови правильно» | (Закрепление материала по видам транспорта) На столе 3 коробочки с символами (небо, земля с дорогой и море). У детей несколько карточек. Педагог предлагает детям распределить карточки по видам и правильно составить фразу. Предлагается образец: это машина. Машина – наземный транспорт. (дети по одному выполняют задание) |
8. Игровое упражнении «Что лишнее» (Слайды10, 11, 12) | (закрепление видов транспорта, развитие мышления) На экране 8 картинок разного транспорта. 7 картинок – одного вида, 8-я к ним не подходит. Дети находят её и объясняют, почему она лишняя. |
9. Физкультминутка «Светофор» | (Педагог подводит детей к игре «Кто едет в автобусе». Детям раздаются по 2 карточки с детьми. Педагог предлагает угадать, в каком автобусе едут эти дети. Мы пойдем к автобусам, соблюдая правила дорожного движения) Педагог: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный). (дети идут через кабинет к доске, на которой изображения 8-ми автобусов с детьми) |
10. Игра на внимание «Кто едет в автобусе?» | У детей карточки с изображением разных детей, дети должны найти тот автобус, в котором едут именно эти дети. (На доске) |
11. Игра по математике «Домики с цифрами» | (упражнение выполняется за общим столом) Педагог предлагает распределить карточки с разным количеством машин (1-5) по домикам с нужной цифрой. Домики предварительно предлагается разложить по порядку от 1 до 5-ти. Дети называют количество, правильно согласовывая в роде и числе. ( пять машин, самолетов, кораблей, паровозов, вертолетов и т.д.) |
12. Игровое упражнение «Составь словосочетание» (Слайд 14) | На экране прилагательные и картинки, относящиеся к транспорту. Педагог читает прилагательное, дети подбирают к нему картинки: Резиновое колесо, кожаное кресло, стеклянная фара и т.д. |
13. Игровое упражнение «Назови ласково» (Слайд 15) | На экране картинки с разными видами транспорта. Педагог предлагает назвать их ласково (Машина – машинка, лодка - лодочка и т.д.) |
Зрительная гимнастика | Упражнение «Автомобили» ( на экране под музыку «Автомобили» машины передвигаются в разные стороны, дети следят за ними глазами) |
14. игровое упражнение на развитие памяти «Запомни) (Слайды 16 – 19) | Презентация на экране. Дети запоминают предметы. После картинки исчезают, а дети называют, что было изображено на слайде. |
15. Пальчиковая гимнастика | Автобус, троллейбус, машина, трамвай – о них ты на улице не забывай (соединение пальцев по очереди с большим пальцем) В морях – корабли, ледоколы, суда – они очень редко заходят сюда (то же с пальцами другой руки) |
16. Практическое задание «Выложи из палочек» | Дети выбирают себе нарисованный образец и выкладывают из палочек: (Машина, корабль, лодка с парусом, самолет, ракета, танк) |
10. Рефлексия деятельности на занятии | - Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п. |
Домашнее задание (если это необходимо на уроке) | Нет |
Дополнительная необходимая информация | Нет |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Автор шаблона – Коровина И.Н.
http://www.razvitierebenka.com/2010/02/blog-post_01.html#.USZSwvKonwk - автомобиль, автобус, велосипед, вертолёт, воздушный шар, дирижабль, грузовик, мотоцикл, поезд, самолёт, теплоход, яхта, трактор http://www.vodnyimir.ru/Kak_postroit_lodku_ploskodonku_5.html -лодка http://lutiksol.narod2.ru/prezentatsii/predmetnii_mir/transport/ - жёлтый автомобиль http://dalance.ru/portfolio/lina0486/57588/ - ракета http://forum.1tv.ru/lofiversion/index.php/t458384.html - паровозик http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&docid= фон для первого слайда Паровозик из Ромашково http://pda.privet.ru/post/105219274 -профессии http://brig-club.ru/anekdot-1/ - капитан Большая книга подготовки к школе – космонавт http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid= руль http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad= дверь металлическая http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid= фара автомобильная
|
В помощь учителю | |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | По теме «Транспорт» проводится несколько занятий, включая правила дорожного движения, профессии, относящиеся к транспорту, составления задач и описательных рассказов и другие. |
Другое | (В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП "Веселые бельчата" во второй младшей группе
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП «Веселые бельчата» во второй младшей группеЦель: расширять представления об окружающих предметах, активи...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП "Веселые бельчата" во второй младшей группе
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП «Веселые бельчата» во второй младшей группеЦель: расширять представления об окружающих предметах, активи...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, конструированию.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, сенсорике «В гости к солнышку»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, продолжать развивать речь детей....
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (развитие речи)
Тема: "Путешествие с колобком"Первая младшая группа....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе, тема: «Каша - здоровье наше»
Цели: Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания; Закрепить умения называть и различать названия круп и каш. Закрепить умение соотносить существительное с прилагател...