Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и развитию мыслительных процессов на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Киселева Алевтина Гавриловна

Занятие учителя-дефектолога с подгруппой детей 1-го класса коррекционной школы. 

Образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, практически накопить словарь по данной теме.  закрепить навык пересчета предметов в пределах 5-ти и соотнесения с цифрой, закрепить навык согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительно - ласкательных существительных.

Коррекционные: Развивать мышление детей, слуховое и зрительное восприятие, память и внимание

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, быть добрыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_transportu_dlya_1_kl.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Тема занятия

Транспорт

Предмет

 Коррекционная работа учителя-дефектолога

Класс

1-й

Автор занятия

Киселева Алевтина Гавриловна, учитель-дефектолог

Образовательное учреждение

ГКОУ «Нерехтская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Федеральный округ России

Центральный  округ

Республика/край

Костромская область

Город/поселение

город Нерехта

Методическая информация

Тип занятия

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и развитию мыслительных процессов.

Задачи занятия

(образовательные, развивающие, воспитательные)

 

Образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, практически накопить словарь по данной теме.  закрепить навык пересчета предметов в пределах 5-ти и соотнесения с цифрой, закрепить навык согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительно - ласкательных существительных.

Коррекционные: Развивать мышление детей, слуховое и зрительное восприятие, память и внимание

Воспитательные: Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, быть добрыми.

Цель занятия

Развитие мышления и лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» у учащихся 1-го класса с интеллектуальным недоразвитием.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Педагогическая технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, компьютерная технология, игровая технология, технология обучения на основе опорных сигналов. Словесные, наглядные, практические, игровые методы. Наглядно-зрительные, наглядно-слуховые приёмы, беседа, вопросы, худ.слово

Время реализации  занятия

40 мин.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/ др. ученики в ходе занятия

Дети закрепят навык согласования названия транспорта с числительными (1, 2, 3, 4, 5), умение классифицировать транспорт по видам; умение узнавать предмет по его описанию и звуковой характеристике, навык пересчета предметов и соотнесения с цифрой, навык грамматически правильной речи.

 Приобретут интегративные качества быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, добрыми, овладеют необходимыми навыками и умениями по образовательным областям коммуникация и познание.

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедиа-проектор, ПК

Дидактическое обеспечение занятия

Презентация с анимационными изображениями, картинками, знаки-символы,  небольшие транспортные игрушки, дидактические игры «Кто едет в автобусе», «Домики с цифрами», «Светофор», счетные палочки, карточки-образцы.

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

 

 Организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей,  грамотное использование возможностей современных информационных технологий на уроке, разнообразие заданий и дидактического материала способствует активизации познавательной деятельности в течение урока, повышению интереса обучающихся к изучению данного предмета, повышению мотивации, активности и инициативности.

                                               

                                             Подробное описание всех этапов занятия. 

1.Организацион-  ный момент.

Слайд 2

 Приглашение к путешествию.

2.Транспорт (Слайд 3, )

 На чем можно отправиться в путешествие? (дети называют картинки на слайде)

Назовите одним словом (транспорт)

3.Из истории транспорта

 (Слайд 4)

(Слайд 5)

(Слайд 6)

  А знаете ли вы как и когда появился первый транспорт?

   Сначала, очень давно человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как  вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах верблюды и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

 Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам.  

   Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был  (щелчок)… воздушный шар.

   Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

   Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

   С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

   А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.  

 4.Дидактическая игра «Угадай по звуку вид транспорта»

. (Слайд 7)

 

Педагог по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

5. Игра  «Узнай по описанию»

 Педагог достает из «Чудесного мешочка» игрушку , но не называет ее, а дает описание, чтобы все догадались, что у него:

  • Два колеса, сиденье, педали, руль… (велосипед)
  • Салон, окна, двери, колеса, много сидений, руль … (автобус)
  • Он похож на велосипед, но сиденья и педалей нет.. (самокат)
  • У него сильный мотор, впереди 2 маленьких колеса, сзади 2 больших колеса, может везти за собой тяжелую тележку… (трактор)
  • У него есть штурвал, крылья и хвост как у птицы… (самолет)
  • Крыльев нет, а летит и стрекочет как стрекоза… (вертолет)
  • У него есть корма, палуба, якорь, штурвал… (корабль)
  • Кабина, руль, кузов, который сам поднимается и выгружает груз… (самосвал)
  • Похож на велосипед, но крутить педали нужды нет, потому что есть мотор … (мотоцикл)

6. Игра «Едет – плавает- летит)

(Слайд 8).

(Слайды 9)

 Педагог обращает внимание детей на экран, где изображены небо, земля с дорогой и море.

Кто догадался, какое отношение эти картинки имеют к транспорту?

Педагог подводит детей к формулировкам:  наземный транспорт, воздушный транспорт и водный транспорт.

На экране – упражнение «Распределите по видам транспорта» ( дети подсказывают педагогу, к какому виду относится транспорт)

7.  Игровое упражнение «Распредели и назови правильно»

 (Закрепление материала по видам транспорта)

На столе 3 коробочки с символами (небо, земля с дорогой и море).

 У детей несколько карточек. Педагог предлагает детям распределить карточки по видам и правильно составить фразу. Предлагается образец: это машина. Машина – наземный транспорт.

(дети по одному выполняют задание)

8. Игровое упражнении «Что лишнее»  

(Слайды10, 11, 12)

(закрепление видов транспорта, развитие мышления)

На экране 8 картинок разного транспорта. 7 картинок – одного вида, 8-я к ним не подходит. Дети находят её и объясняют, почему она лишняя.

9. Физкультминутка «Светофор»

(Педагог подводит детей к игре «Кто едет в автобусе». Детям раздаются по 2 карточки с детьми. Педагог предлагает угадать, в каком автобусе едут эти дети. Мы пойдем к автобусам, соблюдая правила дорожного движения)

Педагог: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный). (дети идут через кабинет к доске, на которой изображения 8-ми автобусов с детьми)

10. Игра на внимание «Кто едет в автобусе?»

У детей карточки с изображением разных детей, дети должны найти тот автобус, в котором едут именно эти дети. (На доске)

11. Игра по математике «Домики с цифрами»

(упражнение выполняется за общим столом)

Педагог предлагает распределить карточки с разным количеством машин (1-5) по домикам с нужной цифрой. Домики предварительно предлагается разложить по порядку от 1 до 5-ти. Дети называют количество, правильно согласовывая в роде и числе. ( пять машин, самолетов, кораблей, паровозов, вертолетов и т.д.)

12. Игровое упражнение

«Составь словосочетание»

(Слайд 14)

На экране прилагательные и картинки, относящиеся к транспорту. Педагог читает прилагательное, дети подбирают к нему картинки:

Резиновое колесо, кожаное кресло, стеклянная фара и т.д.

13. Игровое упражнение «Назови ласково»

(Слайд 15)

На экране картинки с разными видами транспорта. Педагог предлагает назвать их ласково (Машина – машинка, лодка - лодочка и т.д.)

Зрительная гимнастика

Упражнение «Автомобили» ( на экране под музыку «Автомобили» машины передвигаются в разные стороны, дети следят за ними глазами)

14. игровое упражнение на развитие памяти

 «Запомни)

(Слайды 16 – 19)

Презентация на экране. Дети запоминают предметы. После картинки исчезают, а дети называют, что было изображено на слайде.

15. Пальчиковая гимнастика

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – о них ты на улице не забывай (соединение пальцев по очереди с большим пальцем)

В морях – корабли, ледоколы, суда – они очень редко заходят сюда (то же с пальцами другой руки)

16. Практическое задание «Выложи из палочек»

Дети выбирают себе нарисованный образец и выкладывают из палочек:

(Машина, корабль, лодка с парусом, самолет, ракета, танк)

10. Рефлексия деятельности на занятии

- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Вам понравилось занятие? И т.п.

Домашнее задание  (если это необходимо на уроке)

Нет

Дополнительная необходимая информация

Нет

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

 Автор шаблона – Коровина И.Н.

http://www.razvitierebenka.com/2010/02/blog-post_01.html#.USZSwvKonwk  - автомобиль, автобус, велосипед, вертолёт, воздушный шар, дирижабль,  грузовик, мотоцикл, поезд,  самолёт, теплоход, яхта, трактор

http://www.vodnyimir.ru/Kak_postroit_lodku_ploskodonku_5.html -лодка

http://lutiksol.narod2.ru/prezentatsii/predmetnii_mir/transport/  - жёлтый автомобиль

http://dalance.ru/portfolio/lina0486/57588/ - ракета

http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=En4F00U36Iq7EM&tbnid=069CBrgRagZCvM:&ved=0CAQQjB0&url=http%3A%2F%2Fwww.yarfoto.ru%2FV-  тракторист

  http://forum.1tv.ru/lofiversion/index.php/t458384.html - паровозик    http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&docid=  фон для первого слайда  Паровозик из Ромашково    

http://pda.privet.ru/post/105219274  -профессии

http://brig-club.ru/anekdot-1/  - капитан

Большая книга подготовки к школе – космонавт

http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=  руль

http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad= дверь металлическая

http://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid= фара автомобильная

 

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Используя медиапроектор для показа презентации на экране, большой и яркий демонстрационный материал, анимационные изображения, картинки создают эмоционально-психологическую установку, т.е. материал посредством ярких образов воздействует на интеллектуальные и нравственные эмоции детей, создавая у них отношение к тому, о чем пойдет речь, позволяет детям ярче и живее воспринимать материал на закрепление.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

По теме «Транспорт» проводится несколько занятий, включая правила дорожного движения, профессии, относящиеся к транспорту, составления задач и описательных рассказов и другие.

Другое

(В скобках даны ответы и действия детей, номер слайда и щелчок мышкой для смены изображения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП "Веселые бельчата" во второй младшей группе

Конспект интегрированного  занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП «Веселые бельчата»  во второй младшей группеЦель: расширять представления об окружающих предметах, активи...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП "Веселые бельчата" во второй младшей группе

Конспект интегрированного  занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ФЭМП «Веселые бельчата»  во второй младшей группеЦель: расширять представления об окружающих предметах, активи...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, конструированию.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи, сенсорике «В гости к солнышку»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире, продолжать развивать речь детей....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (развитие речи)

Тема: "Путешествие с колобком"Первая младшая группа....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе, тема: «Каша - здоровье наше»

Цели: Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания; Закрепить умения называть и различать названия круп и каш. Закрепить умение соотносить существительное с прилагател...