Художественно-эстетическое развитие детей с использованием кинетического песка.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Беловинцева Светлана Владимировна
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В стремительно меняющемся мире, опираясь на накопленный опыт, каждый педагог находится в поиске новых форм и методов работы.

Так, однажды, в область моих профессиональных интересов вошло освоение инновационного метода работы с кинетическим песком.

Когда перед ребенком появляется что-то новое, первое что начинает делать ребенок - играть.

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Работать с ним намного интереснее, чем играть с обычным песком, глиной или пластилином. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Чуть позже я предоставлю  вам такую возможность всё проверить самим.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основным видом деятельности дошкольника – игру, а основным методом диагностики – наблюдение. А этот песок  идеально подходит для игры и диагностики. Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что «живой песок» можно использовать как отдельную методику, а можно сочетать с другими методами.

«Живой песок» как магнит притягивает к себе детские ручки и позволяет возводить невероятные сооружения, воплощая в постройках свои  мечты и фантазии. Из него можно лепить, строить, на нем можно рисовать, его можно резать, выдавливать строгие формы. С его помощью гораздо легче будет происходить формирование представлений о сенсорных эталонах. К тому же кинетический песок, все чаще  применяется как средство релаксации.  Интересной является идея воспользоваться им при проведении адаптации детей, как способом для развития связной речи, а также в качестве работы по снятию мышечного напряжения. Ведь, чтобы снять напряжение в мышцах, можно просто закопать ручки в песок или отпечатать пальчики и кулачки. Если дополнить отпечатки другими деталями, то получим другой образ.   Этот «чудо-материал» я использую в работе с младшими дошкольниками, именно в силу всех вышеперечисленных достоинств.

Итак, чем же полезен кинетический песок?

- В процессе игры с кинетическим песком, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика.

- Занятия с «живым песком» способствуют развитию творческого воображения.

- Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания.

Работа с живым песком подходит для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп. В моем взаимодействии с педагогами особое место занимают мастер-классы по обучению работе с данным материалом и возможности его ежедневного использования в игровой и образовательной деятельности.

Занятия по программе «В гостях у песочного гнома» показали положительную динамику. Мы увидели различные варианты здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего воздействия живого песка. На данном методе может быть выстроена деятельность любой из пяти образовательных областей.  Но я пока остановилась на художественно- эстетическом развитии, т.к. в коррекционной работе использую методы арт-терапии. В зависимости от характера музыкального фрагмента с песком можно проделывать различные действия. Он течёт, мы его топчем, режим.

На занятиях изобразительной деятельности через песок происходит знакомство с изображаемым предметом, его формой, размером,цветом. И закрепляется восприятие художественных и фольклорных образов.

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия проводятся с подгруппой детей нескольких малых песочницах.

 Дети знакомятся с  игрушкой-посредником в играх с песком, в данном случае это песочный гном. Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Так как через эту игрушку передаются все правила поведения, запреты и поощрения.

По ходу занятия необходимо обращать внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться и  сравнивать.

Сначала показывается в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».

2. Игра с песочным гномом. Песочный гном приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана). При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью песочного гнома обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Песочный гном хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ним в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

Способы работы с песком:

  1. Лепка объёмных фигур.
  2. Вырезание формами (конструирование).
  3. Наполнение фигурных форм.

Организационный момент:

Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребёнка в начале игры предлагается стихотворное вступление:

В ладошки наши посмотрите,

В них доброту, любовь найди.

Чтоб злодеев побеждать

Мало просто много знать.

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным.

А ещё желательно

Делать всё внимательно! (А.Густышкин)

3. Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь песочному гному убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть ручки.

4. Упражнение вводное «Здравствуй, Песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение.

Ведущий от имени пчелы просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребёнок:

  • Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
  • Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
  • Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
  • Перетираем песок между пальцами и ладонями
  • В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения:

«приятно - неприятно»

«колючее – шершавое - гладкое»

Катаем гладкий и массажный мяч

4. Ритуал прощания

-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем песочному гному, чем мы занимались.

Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе.

-Песочный гном любит вас, а вы её?

Дети обнимают гнома и говорят: «Как я тебя люблю».

-До свидания, я буду вас ждать.

Использованием в работе с детьми именно кинетического песка достигается гораздо больший воспитательный и образовательный эффект:

  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  •  развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
  • в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также  моторика и речь.
  • совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что  способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Мы открыты к сотрудничеству!

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №7

«Детский сад общеразвивающего вида»

12.jpg

Художественно-эстетическое развитие детей с использованием кинетического песка.

                 24ff98f9b35a24ef43317e34aee630e1.jpg

Подготовила педагог-психолог

 МБДОУ№7

Беловинцева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).

1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...

Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы

Задачи  на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в    соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...