Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)
статья по коррекционной педагогике на тему
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя -дефектолога (тифлопедагога) как необходимый инструментарий в работе с детьми с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_mihalchuk_o._p._2.docx | 235.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка»
города Белебея муниципального района Белебеевский район РБ
Сообщение на РМО
Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)»
Подготовила:
Учитель-дефектолог,
тифлопедагог
Михальчук О. П.
МАДОУ №30 «Аленушка»
«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)»
В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их возможностей - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.
Современные информационные технологии стали активно использоваться и в тифлопедагогической практике. Педагогическая система коррекционных учреждений 3,4 видов направлена на обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями зрения, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет оптимизировать компенсаторные организмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных у детей функций.
Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекционных учреждений для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.
В коррекционной работе тифлопедагога с использованием ИКТ выделяются следующие направления:
- лечение зрительных нарушений,
- развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве,
- развитие психических и речевых функций детей.
Коррекционные занятия с использованием ИКТ обеспечивают:
- развитие мышления, памяти. внимания учащихся;
- развитие зрительного восприятия;
- выработку умений по использованию специализированного программного обеспечения и работе с информационными ресурсами;
- совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.
В работе с детьми с нарушением зрения разработаны и апробированы такие компьютерные программы, как программа «Relax-2», «eye», «Плеоптика», «Луч», «Академик», включающий в себя программы «Цветок», «Чибис», «Кодинг», «Дискотека», которые способствуют лечению и восстановлению зрения, а также позволяют постепенно обучать детей самоконтролю и самокоррекции зрительных функций. Такими программами пользуются в работе с детьми ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся.
В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 3 компьютера (есть возможность выхода в Internet), ксерокс, сканер, принтер и, мы очень надеемся что приобретём – мультимедийный проектор. Кроме этого, учителя-дефектологи (тифлопедагоги) используют в своей работе ноутбуки, планшеты, I-pad с выходом в Internet.
В работе с детьми накоплен фото и видеоматериал для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения, праздники и развлечения наших детей, открытые занятия. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.
Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с органами управления образования, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и в интернет-конкурсах.
Использование информационных технологий способствует программному обеспечению коррекционно-образовательного процесса, позволяют нам качественно изменить содержание, методы и организационные формы коррекционной и лечебно-восстановительной работы.
В работе с детьми с нарушением зрения педагоги начинают использовать информационно-коммуникационные технологии в организации коррекционно-образовательного процесса. Теперь на занятиях педагоги могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения, во-первых: с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
В связи с этим в рамках работы РМО на новый 2015 – 2016 учебный год запланированы ряд тем теоретических и практических занятий для учителей-дефектологов (тифлопедагогов), воспитателей спецгрупп по повышению компьютерной грамотности педагогов, в ходе которых педагоги научатся:
- активно использовать информационные технологии в коррекционно-образовательном процессе;
- владеть навыками поиска информации в Интернете;
- владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций, Microsoft Word - текстовый процессор, Microsoft Excel-электронные таблицы;
- смогут применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- владеть способами и методами применения ИТ в работе родителями.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить коррекционно-образовательную и лечебно-восстановительную работу с детьми с нарушениями зрения.
Применение ИКТ в работе учителя-дефектолога позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает всем педагогам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки» Вторая младшая группа
Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки» Вторая младшая группа...
Совместная деятельность учителя-дефектолога с детьми со сложным дефектом по теме : «Зимнее путешествие» (С использованием ЭОР)
использование образоватнльных технологий в совместной деятельности...
: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателя.
Конспект непрерывной образовательной деятельности тифлопедагога с воспитателем для детей с нарушением зрения "Путешествие снежинки"Авторы: учитель дефектолог Бойко Л.А., воспитатель Гайдай Е.Н....
Использование ИКТ – технологий в непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми ЗПР.
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об о...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с использованием ИКТ. Лексическая тема: «Весна»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования и ИКТ....
Использование программированных заданий в коррекционной работе учителя - дефектолога (тифлопедагога)
Данный материал представляет собой методические рекомендации по разработке и использованию программированных заданий для воспитанников с функциональми расстройствами зрения...
Совместная деятельность учителя-дефектолога с воспитанниками подготовительной к школе группы с использованием игрового набора В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат" "Нетающие льдинки озера АЙС"
Пришла зима в природе и, конечно, в Фиолетовый Лес. Воспитанники старшего дошкольного возраста с большим увлечением переключились на игровой набор "Нетающие льдинки озера АЙС". Данный игрово...