Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)
статья по коррекционной педагогике на тему

Михальчук Ольга Петровна

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя -дефектолога (тифлопедагога) как необходимый инструментарий в работе с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_mihalchuk_o._p._2.docx235.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №30 «Алёнушка»

города Белебея муниципального района Белебеевский район РБ

Сообщение на РМО

Тема: «Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)»

Подготовила:

Учитель-дефектолог,

тифлопедагог

Михальчук О. П.

МАДОУ №30 «Аленушка»

                                           

«Использование ИКТ в коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога)»

В условиях динамично меняющегося мира, стремительного  роста информационного потока, развития  новых информационных технологий, их возможностей  - информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

 Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.        Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. 
Современные информационные технологии стали активно использоваться и в тифлопедагогической практике. Педагогическая система коррекционных учреждений 3,4 видов направлена на обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями зрения, коррекцию их недостатков, социальную адаптацию. Использование информационных технологий в коррекционной работе позволяет оптимизировать компенсаторные организмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных у детей функций. 

Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача коррекционных учреждений  для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.

В коррекционной работе тифлопедагога с использованием ИКТ выделяются следующие направления:

- лечение зрительных нарушений,

- развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве,

- развитие психических и речевых функций детей. 

 Коррекционные занятия с использованием ИКТ обеспечивают:

  • развитие мышления, памяти. внимания учащихся;
  • развитие зрительного восприятия;
  • выработку умений по использованию специализированного программного обеспечения и работе с информационными ресурсами;
  • совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов.

В работе с детьми с нарушением зрения разработаны и апробированы такие компьютерные программы, как программа «Relax-2», «eye», «Плеоптика», «Луч», «Академик», включающий в себя программы «Цветок», «Чибис», «Кодинг», «Дискотека»,  которые способствуют лечению и восстановлению зрения, а также позволяют постепенно обучать детей самоконтролю и самокоррекции зрительных функций. Такими программами пользуются в работе с детьми ГБОУ Белебеевская КШ для слабовидящих обучающихся.  

В настоящее время в нашем детском саду большое внимание уделяется расширению материально-технической базы. На данный момент в детском саду имеются 3 компьютера (есть возможность выхода в Internet), ксерокс, сканер,  принтер и,  мы очень надеемся что приобретём – мультимедийный проектор. Кроме этого, учителя-дефектологи (тифлопедагоги) используют в своей работе ноутбуки, планшеты, I-pad с выходом в Internet.

DSC06280    Копия DSC04061

В работе с детьми  накоплен фото и видеоматериал для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения, праздники и развлечения  наших детей, открытые  занятия. Просмотр видеозаписей позволяет осуществлять современный, качественный, всесторонний анализ мероприятий, что способствует повышению качества педагогического процесса. Библиотека методической литературы преобразуется в медиатеку, происходит накопление и обмен информацией на различных современных носителях.

Мы имеем возможность осуществлять обмен деловой корреспонденцией, отчётной документацией с  органами управления образования, редакциями издательств методических изданий и журналов, а также участвовать в дистанционных семинарах и в интернет-конкурсах.

Использование информационных технологий способствует программному обеспечению коррекционно-образовательного процесса, позволяют нам качественно изменить содержание, методы и организационные формы коррекционной и лечебно-восстановительной работы.

В работе с детьми с нарушением зрения педагоги начинают использовать  информационно-коммуникационные технологии  в  организации коррекционно-образовательного процесса. Теперь на занятиях педагоги могут использовать красочные учебные презентации для детей, фрагменты мультфильмов, фильмов, видеороликов, слайд-шоу.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения,  во-первых: с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

В связи с этим в рамках работы РМО  на новый 2015 – 2016 учебный год запланированы ряд тем теоретических и  практических  занятий  для учителей-дефектологов (тифлопедагогов),  воспитателей спецгрупп по повышению компьютерной грамотности педагогов,  в ходе которых педагоги научатся:  

  • активно использовать  информационные технологии в коррекционно-образовательном процессе;
  • владеть  навыками поиска информации в Интернете;
  • владеть программой Power Point для создания мультимедийных презентаций,  Microsoft Word - текстовый процессор, Microsoft Excel-электронные таблицы;
  • смогут применять электронные дидактические и педагогические программные           средства;
  • владеть способами и методами применения ИТ в работе родителями.

 

        Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить коррекционно-образовательную и лечебно-восстановительную  работу с детьми с нарушениями зрения.

Применение ИКТ в работе учителя-дефектолога позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает всем педагогам  новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки» Вторая младшая группа

Конспект совместной коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога (тифлопедагога)  по развитию осязания и мелкой моторики на тему: «Камушки»  Вторая младшая группа...

: Интегрированная совместная образовательная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога), воспитателя.

Конспект непрерывной образовательной деятельности тифлопедагога с воспитателем для детей с нарушением зрения "Путешествие снежинки"Авторы: учитель дефектолог Бойко Л.А., воспитатель Гайдай Е.Н....

Использование ИКТ – технологий в непосредственно образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми ЗПР.

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об о...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога с использованием ИКТ. Лексическая тема: «Весна»

Конспект  непосредственно – образовательной деятельности учителя-дефектолога  с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования и ИКТ....

Использование программированных заданий в коррекционной работе учителя - дефектолога (тифлопедагога)

Данный материал представляет собой методические рекомендации по разработке и использованию программированных заданий для воспитанников с функциональми расстройствами зрения...

Совместная деятельность учителя-дефектолога с воспитанниками подготовительной к школе группы с использованием игрового набора В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат" "Нетающие льдинки озера АЙС"

Пришла зима в природе и, конечно, в Фиолетовый Лес. Воспитанники старшего дошкольного возраста с большим увлечением переключились на игровой набор "Нетающие льдинки озера АЙС". Данный игрово...