Логопедическое обследование детей 4 -7 лет
материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный протокол позволит провести комплексное обследование детей с речевой патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_obsledovanie_detey_4.doc_novoe.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование детей 4 – 7 лет
!.Ф.И. РЕБЕНКА____________________________________________________________________________
ВОЗРАСТ__________________________________________________________________________________
Д/А________________________________________________________________________________________
ГРУППА___________________________________________________________________________________ЖАЛОБЫ РОДИТЕЛЕЙ_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2. АНАМНЕЗ
От какой беременности ребенок_______________________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)_________-
__________________________________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоживание, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений)_______________________________________________________________
Когда закричал____________________________________________________________________________
Асфиксия_________________________________________________________________________________
Резус – фактор_____________________________________________________________________________
Когда принесли кормить(грудное или искусственное)____________________________________________
Выписали из роддома на____день, если задержали, то почему_____________________________________
__________________________________________________________________________________________
3.РАННЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Начал держать голову____________(N к 2 мес.) сидеть___________(N к 6 мес.)
Стоять с помощью опоры__________(N к 8 – 9 мес.) ходить___________(N к году)
Гуление____________ (N 2 – 3 мес.) лепет______________(N 5 – 6 мес.)
Первые слова_____________(N к году) первые фразы__________(N 1,5 – 2 годам)
Фразовая речь________________(N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
До 1 года_________________________________________________________________________________
После одного года__________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы______________________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие_____________________________________________________________
4.РЕЧЕВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения______________________________________________
Наличие в семье двуязычия; язык, преобладающий в общении_____________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой…)__________________________________
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста_____________________________________________
5. ОБЪЕКТИВНЫЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ
Неврологический статус(невропатолог)_________________________________________________________
Состояние слуха (оториноларинголог)__________________________________________________________
Состояние зрения (окулист)___________________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_________________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)___________________________________________________________
6.РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
-как тебя зовут?_____________________________________________________________________________
-сколько тебе лет?___________________________________________________________________________
-где ты живешь?____________________________________________________________________________
-с кем ты живешь?__________________________________________________________________________
- как зовут маму, папу?_______________________________________________________________________
-есть ли у тебя брат (сестра)?__________________________________________________________________
- кто работает в твоей семье? А кто учится?_____________________________________________________
-с кем ты дружишь в детском саду?_____________________________________________________________
- помогаешь ли ты взрослым дома?_____________________________________________________________
-что ты умеешь делать?_______________________________________________________________________
-какая у тебя любимая сказка? О чем она?_______________________________________________________
Вывод____________________________________________________________________________________
7.МОТОРНАЯ СФЕРА
- общее состояние моторики:
Постоять на одной ноге (попеременно).________________________________________________________
Попрыгать на двух ногах____________________________________________________________________
Постоять на цыпочках_______________________________________________________________________
Присесть, руки в стороны____________________________________________________________________
- Состояние мелкой моторики:
«Коза»________________________ « заяц»_______________ «колечко»___________________
«Кулак – ребро»_____________________________________________________________________________
«кулак – ребро - ладонь»______________________________________________________________________
«пальчики здороваются»_____________________________________________________________________
Нанизывание бусинок на тесьму_______________________________________________________________
Собрать спички, мозаику_____________________________________________________________________
8.МИМИКА
Нахмурить брови(злой дед)___________________________________________________________________
Наморщить лоб (удивленный дед)______________________________________________________________
Прищурить глаз (хитрый дед)_________________________________________________________________
Радостный дед______________________________________________________________________________
Печальный дед______________________________________________________________________________
Надуть щеки________________________________________________________________________________
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
- Память_____________________________________________________________________________
1)- методика «10 слов» (слуховая память)______________________________________________
___________________________________________________________________________________________
слова | 1прочтение | 2прочтение | 3прочтение |
Стол Калина Мел Слон Парк Ноги Рука Калитка Окно бак |
2)-методика Д.Векслера(зрительная память)_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3)Методика опосредованного запоминания_____________________________________________
Слова для запоминания | Выбранные картинки | Опосредованное запоминание |
Обед Сад Дорога Поле Молоко Свет Одежда Ночь Ошибка Лошадь Птица стул |
- Внимание(найди и вычеркни)_________________________________________________________
(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)
- Зрительное восприятие___________________________________________________________
1)узнавание недорисованных изображений____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2)узнавание наложенных изображений_______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3)узнавание перечеркнутых изображений____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4) восприятие формы______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
- Пространственные представления_______________________________________________
(справа____, слева_____, впереди______, сзади______,выше______, ниже_____, далше______, ближе ___)
- Временные представления___________________________________________________________
1)части суток____________________________________________________________________________
2)времена года___________________________________________________________________________
3) дни недели ___________________________________________________________________________
- Мышление _________________________________________________________________________
1) обобщение словом _____________________________________________________________________
2) исключение «4-лишнего»_______________________________________________________________
3)складывание разрезных картинок_________________________________________________________
4) восстановление сюжета из серии картинок_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
5)Понимание переносных значений слов («золотые волосы», «золотые руки»)_____________________
__________________________________________________________________________________________
Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТ. АППАРАТА
Губы_____________________________________________________________________________________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма )
Зубы_______________________________________________________________________________________(редкие,кривые,мелкие,вне челюстной дуги,крупные,с большими промежутками,отсутствуют резцы, N)
Челюсти__________________________________________________________________________________
(прогения, прогнатия, норма )
Прикус___________________________________________________________________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, ассиметрия прикуса )
Твердое небо______________________________________________________________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое небо______________________________________________________________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык_____________________________________________________________________________________
(норма, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка_________________________________________________________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка_______________________________________________________________________________
(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта__________________________________________________________________
(правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне ротовой полости, при фонации в межзубном положении)
Вывод _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
11.ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
ОРГАНЫ АРТ.АППАРАТА | УПРАЖНЕНИЯ | ПРИМЕЧАНИЯ |
Губы (достаточно подвижные, мало подвижные, не удерживают позу; тонус –повышен, понижен, норма) | Улыбка Хоботок Улыбка - хоботок | |
Язык (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на др., идет поиск арт. Позы, отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор, тонус – повышен, понижен, смешанный, норма) | Часики Качели Блинчик Наказать непослуш- ный язычок удержание языка | |
Нижняя челюсть | Открывание и закрывание рта |
12.СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
Тип дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанный)
Характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
Вывод_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
13. ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
1) повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
Да – та – да__________________________ кА – га – кА____________________
Ба – па –ба __________________________ ко – го – ко_____________________
То – то – до__________________________ бу – бу – пу________________________
Вы – ви – вы_________________________ ма – мя – ма_______________________
Пы – пи – пы________________________ ша – жа –ша_________________________
2)различение слов со сходным звуковым составом:
крыша – крыса__________________________ коза – коса_______________________________
бочка – почка ___________________________ рожки – ложки __________________________
дрова – трава_____________________________
3)определение звука в ряду других звуков:
-С п, б, г, з, с, р, ж, с, т, к, с,ч, с_______________________________________________________
-Ш: ш, к, р, г, т, б, ш, с ,т, ш, з, ж______________________________________________________
-Л: у, и, т, л, ф, р, к, о, л, ш, м, л_______________________________________________________
4) отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук:______________________________
_________________________________________________________________________________________
5) выделение ударного гласного в начале слова:______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
6) выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет)
Кот_________________, дом______________________ утка______________________
7) придумывание слов с заданным звуком: В ____________ , К__________, Л__________З__________
Вывод___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
14.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки Положение звука | с | сь | з | зь | л | ль | р | рь | ч | ш | ц | щ | ж | е |
изолированное | ||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||
Звука Положение | ю | я | е | й |
Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
ноты | муха | ||||
вата | рыба | ||||
весы | пила | ||||
машина | корова | ||||
лопата | лимон | ||||
собака | малина | ||||
банка | кепка | ||||
туфли | лампа | ||||
сумка | ведро | ||||
стакан | кровать | ||||
клубок | фартук | ||||
рюкзак | медведь | ||||
бабочка | подушка | ||||
цветок | улитка | ||||
ботинок | рубашка | ||||
кружка | свеча | ||||
кнопки | кресло | ||||
звезда | свекла | ||||
пуговица | паутина | ||||
самокат | черепаха | ||||
кукуруза | гусеница |
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора_____________________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу__________________________________________________
Троллейбус остановился на перекрестке______________________________________________________
Жираф живет в зоопарке___________________________________________________________________
Вывод: _____________________________________________________________________
(нарушена незначительно; грубые нарушения слоговой структуры слов: 1)парафазии – замена звуков и слогов, 2)элизии- пропуски звуков и слогов и т.д.
15.ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ
А)
Возраст | Категории | Список слов | Показ | Называние |
С 5 лет | овощи | огурец помидор морковь лук свекла репа | ||
фрукты | яблоко груша слива лимон виноград апельсин | |||
одежда | платье рубашка носки юбка брюки кофта | |||
обувь | кеды туфли сапоги ботинки валенки галоши | |||
Мебель (части предмета) - | стол стул шкаф диван кресло кровать | |||
Посуда (части предмета) -44 | кастрюля ложка вилка тарелка кружка заварник | |||
цветы | Гвоздика Роза Мак Колокольчик Ромашка ландыш | |||
Домашние животные | Корова Лошадь Коза Свинья Собака кот | |||
Дикие животные | Олень еж лиса заяц медведь белка | |||
С 6 лет | Транспорт (части предмета) - | автобус троллейбус трамвай поезд самолет машина | ||
профессии | врач повар шофёр учитель продавец маляр | |||
ягоды | Земляника Малина Рябина Смородина Крыжовник Вишня | |||
насекомые | Бабочка Жук Комар Муха Пчела стрекоза | |||
Продукты питания | Хлеб Колбаса Мясо Рыба Сыр яйцо | |||
Детеныши животных | Теленок Жеребенок Котенок Щенок Козленок Поросенок Львенок Тигренок слоненок |
Б) знание названий предмета и его частей
Стул _____(ножки _______, сиденье __________, спинка___________ )
Чайник ________, (крышка _________, ручка ___________, носик _________, донышко __________ )
Машина _________ (кабина _________, кузов ____________, колеса ______________ )
В) кто где живет?
Медведь_________ лиса _________, белка_________, птица ___________ собака _______________
Г) кто как кричит?
Корова_______, лягушка_________, утка_________, собака________, воробей________, лошадь____
Кошка ________, мышь___________ .
Д) кто как передвигается?
Змея__________, комар________, заяц_______, бабочка________, гусеница________, рыба______, лягушка__________, птица________ .
Е) подбор антонимов
Далеко _____________, низко___________, тонкий_____________, узкий____________
Короткий___________, злой____________, большой____________, сладкий____________,
Друг_____________, шум____________, больной_____________, свет______________ .
Ж) подбор прилагательных к имени Существительному
Солнце какое?_______________________________________________________________________
Апельсин, какой?_____________________________________________________________________
Облака ,какие? _______________________________________________________________________
Лиса какая ? _________________________________________________________________________
16.ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
Задание | Примечание | |
Использование предлогов | -спичка на коробке - спичка под коробкой -спичка в коробке - спичка за коробкой - спичка между коробками - спичка перед коробкой | |
Использование существ. в ед. и множ. числе | 1.кот- 2.кровать- 3.лампа- 4.стол – 5.вагон- 6.гриб- 7.ухо – 8.гнездо – 9.яйцо - | |
Изменение сущ. по падежам | У меня есть ручка У меня нет … Я пишу … Я говорю о … | |
Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Стул – стульчик Сани – Звезда – Стакан – Ключ - | |
Согласование имен числительных с именами с именами существительными в роде и числе | Тетрадь Карандаш яблоко | |
Согласование прилагательных с существительными | сумка – голубая автобус– голубой полотенце - голубое флаг – красный роза – красная кресло - красное | |
Образование относительных прилагательных от существительных (с 6 лет) | Стакан из стекла – стеклянный Мяч из резины – Варенье из яблок – Сумка из кожи – Одеяло из шерсти – | |
Образование притяжательных прилагательных(с 6 лет) | Заячий Лисий волчий | |
Образование глаголов при помощи приставок | Нырнул – вынырнул Выползает – вползает Закрыл - открыл |
Вывод __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
17.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
А) составление предложений по картинке___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Б) составление рассказа по картинке________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
В) составление рассказа по серии картин____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Вывод ____________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные, фраза развернутая, отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения не распространенные, трудности в логическом построении связного высказывания, низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение ______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое обследование детей
Безусловно, для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно–образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (лог...
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Процедура и этапы логопедического обследования детей 2-3 лет...
Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....
«Логопедическое обследование детей третьего года жизни"
Материал знакомит с методическими формами и приемами логопедического обследования детей третьего года жизни....
«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.
laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....
Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР
Из опыта работы учителя-логопеда по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...