Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы.
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная образовательная программа | 37.95 КБ |
План коррекционно-развивающей работы | 35.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №5» города Сосновоборска
РАССМОТРЕНО Психолого-медико-педагогическим консилиумом МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МАДОУ ДСКН№5 г.Сосновоборска ___________________Н.Н.Ткаченко Приказ от _________________№_____ |
СОГЛАСОВАНО _________________________________(_____________________) _________________________20______г. _________________________________(_____________________) _________________________20______г. _________________________________(_____________________) _________________________20______г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Разработана:_________________2016г.
Ведущий специалист: Учитель-логопед/ Е.А. Шевелева
Период реализации: с октября 2016 г. по май 2017 г.
№п/п | Содержание | стр.2 |
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи реализации Программы | 4 |
1.3 | Принципы и подходы к реализации Программы | 4 |
1.4 | Целевые ориентиры в освоении Программы | 4 |
1.5 | Форма обучения | 4 |
1.6 | Формы контроля | 4 |
II | Содержательный раздел | 5 |
2.1 | Содержание психолого – педагогической работы | 5 |
2.2 | Взаимодействие с семьей ребенка | 6 |
III | Организационный раздел | 6 |
3.1. | Организация среды | 7 |
3.2. | Материально-техническое обеспечение реализации Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 8 |
3.3 | Организация режима пребывания | 8 |
| Приложения |
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дети со сложным дефектом - многочисленная категория, разнородная по своему составу.
Коррекционно - педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации и подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка со сложным дефектом разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 1
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 7, статья 64 п. 2
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ глава 11, статья 79 п. 1.
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) глава II, п. 2.1.
– ФГОС глава II, п. 2.3. «Программа формируется как программа психолого –
педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».
– Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
– Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста со сложным дефектом
К категории детей со сложными дефектами относятся:
1) дети с умственной отсталостью, комбинирующейся с нарушениями слуха;
2) дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения;
3) дети глухие, слабовидящие;
4) слепоглухонемые дети;
5) дети с ЗПР, отягченной дефектами зрения или слуха;
6) глухие и слепые дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта);
7) дети с множественными дефектами (слепоглухие с умственной отсталостью; дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью).
Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость).
У детей со сложной структурой дефекта отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия.
Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.
Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения при решении любых задач, направленных на выявление особенностей наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Индивидуальные особенности ребенка
Медицинское заключение: Сенсоневральная тугоухость двухсторонняя IV степени, G96.8, резидуально-органическое поражение ИНС, глазодвигательные и речевые нарушения, моторная неловкость
Заключение специалистов ГПМПК: раннее дефицитарное развитие, парциальная несформированность смешанного типа, несформированность всех средств языка у глухого ребёнка, ЗУНы не сформированы в соответствии с возрастом, что позволяет подтвердить наличие ограниченных возможностей здоровья.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: осуществление коррекционно – развивающей работы для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.
Задачи:
- Организовать специальную образовательную среду.
- Организовать специальную среду группы.
- Организовать психолого-медико-педагогическую помощь.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
(см. ОП МАДОУ ДСКН №5» г.Сосновоборска п. 1.1.2 стр.5-6, 30)
1.4. Целевые ориентиры в освоении Программы
Социальная адаптация ребенка
1.5. Форма обучения (очная)
1.6. Формы контроля
Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.
Вместе с тем, командой, которая работает с ребенком, проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Ребенок, поступающий в ДОУ, проходит диагностику на основе чего проектируется АОП, далее проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которого, ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Для успешного воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
(см. Приложение 1 АООП)
- разработать АОП;
- обеспечить индивидуальным сопровождением ребенка;
(см. Приложение 2, 3, 4, 5, 6 АООП)
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание коррекционной психолого-педагогической работы включает три направления:
- образовательная деятельность,
- коррекционная деятельность,
- воспитательная деятельность.
Образовательная деятельность с ребенком реализуется по пяти образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» см. Приложение №1 АОП
Коррекционная деятельность специалистов направлена на коррекцию недостатков развития, выявление резервных возможностей ребенка для обеспечения индивидуального подхода. Коррекционно-развивающая работа для ребенка с ОВЗ реализуется посредством взаимодействия в работе воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов дошкольного учреждения. см. Приложение №2 АОП
Система межведомственного взаимодействия в сопровождении ребенка
Определение образовательного маршрута | ГПМПК |
Психиатр, невролог, сурдолог, офтальмолог, ортопед | ЦГБ |
Логопед | МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска |
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель | МАДОУ ДСКН №5 г. Сосновоборска |
Перечень основных форм, способов, методов и средств реализации Программы,
рекомендованных ГПМПК
-использовать знаково-символические средства представления информации, речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использовать специальные методы и приёмы:
- Наглядные (предметы или их изображения; демонстрация слайдов, учебных фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций);
- Вербальные (подбор синонимов, антонимов; перефразирование, Передача содержания слова, словосочетания другими, доступными для детей лексико-грамматическими средствами;
- Подбор определений, тавтологических толкований, используя опору на контекст -незнакомое слово помещается в контекст, который позволяет детям самим догадаться о значении слова) и смешанных (объяснение понятий отвлеченного характера, использование наглядных и вербальных приемов одновременно) приёмов работы с детьми для расширения словарного запаса;
-применять способ проб, для успешного освоения способов деятельности, предоставлять возможность действовать ребёнку неоднократно в одних и тех же условиях;
-предъявлять задания поэтапно, формулируя задачу четко и конкретно;
-наблюдать за явлениями и изменениями в окружающей действительности, рассматривать книги, картинки, проговаривать вслух и др. для обогащения словарного запаса ребёнка;
- применять наглядные, словесные методы, различные дидактические игры для развития понимания обращенной речи;
-формировать навыки самообслуживания, социально-бытовые навыки, представления об окружающем;
-использовать индивидуальную форму работы, дифференцированное, «пошаговое» обучение в соответствии с реальными возможностями; дозированное расширение образовательного пространства;
-развивать познавательный интерес, навык регулирования своего поведения и целенаправленного участия ребенка в организованной деятельности;
-соблюдать регламент зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога), световой режим (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и другое),
Чередовать зрительную нагрузку со слуховым восприятием материала;
-использовать приемы, направленные на снятие зрительного напряжения;
-использовать индивидуальные, адаптированные с учетом зрительных возможностей ребенка виды наглядности, индивидуальные пособия, оптические, тифлотехнические и технические средства, облегчающие познавательную деятельность;
-стимулировать зрительные функции, используя постепенное усложнение условий зрительного восприятия;
-осуществлять для мышц стопы общеукрепляющие упражнения:
(езда на велосипеде, лазанье по лестнице, плавание в бассейне, хождение босиком по галечному пляжу, по скошенной траве, мелким камушкам, по любой неровной поверхности)4
-организовать занятия ЛФК для устранения неправильной установки стоп.
2.2. Взаимодействие с семьей ребенка.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Задачи:
- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.
-Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
См. приложение № 12 АООП
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Для успешной реализации АОП должны быть обеспечены следующие условия:
3.1.Организация среды:
Внеучебное пространство:
-обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
-предметно-развивающая среда для стимулирования общего и речевого развития ребенка;
-окраска стен в светлые постельные тона, использование мебели с матовой поверхностью, светлых штор;
Учебное пространство:
-оборудование рабочего места звукоусиливающей аппаратурой, способствующей развитию слухового восприятия воспитанника (стационарной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования с дополнительной комплектацией, при необходимости, вибротактильными устройствами или беспроводной аппаратурой);
-расположение рабочего места ребенка с нарушением слуха так, чтобы сидящий за ней рбенок мог видеть лицо педагога и лица большинства сверстников;
-использование специальных компьютерных программ для работы над произношением, для развития слухового восприятия;
-проведение музыкально-ритмических занятий и занятий по развитию слухового восприятия и технике речи;
-соблюдение требований по созданию охранительного режим зрения, использование люминесцентных ламп;
-предъявление демонстрационного материала на столе, не передвигая его;
-расположение объектов на наглядном материале не слишком близко друг к другу (для того, чтобы изображения не сливались);
-использование дидактических пособий, сделанных с учетом зрительного восприятия ребенка:
изображения без малоинформативных деталей, с усиленным, четким контуром;
увеличения размеров наглядного и раздаточного материала;
использования цвета, стимулирующего работу сетчатки (теплые, яркие, контрастные, естественные);
изображения, соответствующего реальным объектам.
Психолого-педагогические условия:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации АОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение в соответствии с особенностями развития ребенка
Развивающая предметно-пространственная среда
Важнейшим условием реализации АОП является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Развивающая предметно-пространственная
среда обеспечена наличием необходимых материалов, предоставляющих возможность для
полноценного развития ребенка с ОВЗ
см. Паспорт группы.
3.1. Организация режима пребывания детей
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
Режим дня
См. приложение № 3 АОП
График занятий со специалистами
См. приложение № 4 АОП
Предварительный просмотр:
I этап логопедической работы: подготовительный | ||||
Направления | Задачи | Приёмы | Ожидаемый результат | Реальный результат |
-установление зрительного и эмоционального контактов; - подбор адекватной, аффективной и сенсорной стимуляции; - настрой ребенка на эмоциональное сопереживание; -повышение уровня общей активности ребенка; -организация произвольного внимания - развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.
| Развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования предпосылок общения. | Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей нужно учить способам привлечения внимания дошкольника, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения. Положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность формируется на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции — раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. В простейших играх необходимо поддерживать сенсорной стимуляцией переживание обычных, но значимых ситуаций:кормление куклы, укладывание спать мишки. Постепенно в игру включаются небольшие сложности, также подкрепленные сенсорными эффектами, расширяется стереотип взаимодействия, сенсорная стимуляция становится более разнообразной. Необходимо стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии. Нужно обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смысловых комментарий, игр и занятий, сопровождающего ребенка в течение дня. Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка. Обязательно нужно стараться сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывать словесную формулу на аффективные реакции дошкольника. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление.
| На подготовительном этапе у детей появляется положи- тельное отношение к занятиям, улучшается эмоциональныйфон. Развитие эмоциональных связей поднимает общую активность, позволяет выработать устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего, формирование интереса к занятиям стимулируют возникновение активной избирательности дошкольников. Удается сформировать ориентировачно-поисковую и эмоциональную реакцию на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребенка. Появляются попытки вслушиваться в речь, что свидетельствует об улучшении функции слухового восприятия, развиваются основы звуковых ориентировок, доступным становится выделение лексических единиц из речевого потока. Устанавливается зрительный контакт, становится возможным организовать зрительное восприятие в заданном пространстве. Прослеживающие движения глаз делаются более активными, удается организовать произвольное внимание. У детей увеличивается объем понимаемой речи. Приток положительных сенсорных ощущений: тактильных, вестибулярных, слуховых - расширяет стереотип взаимодействия с окружающими. Несмотря на полученные положительные результаты, наблюдается существенный словарный дефицит, особенно глагольный. Остаются дефекты понимания внеситуативной речи. Общение ограниченно.
| |
IIэтап логопедической работы: начальный | ||||
Развитие слухового восприятия | - расширить рамки слухового восприятия; -развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти; - сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков; -развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки. | -привлечение внимания к звучащему предмету; -совершение действий в соответствии со звуковым сигналом; -определение местонахождения и направленности звука; -ознакомление с характером звучащих предметов; - различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов; -запоминание последовательности звучаний (шумов предметов); -реагирование на громкость звучания; -узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и]; -выделение слов из речевого потока; -развитие подражания неречевым и речевым звукам; - различение и запоминание цепочки звукоподражаний. | Расширяются рамки слухового восприятия, что дает возможность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
| |
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации | - развить невербальные компоненты коммуникации как социативной, волюнтативной, апеллятивной функций языка; -выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих; -расширение рамок коммуникации с окружающими; -преодоление апраксии и развитие кинестетического контроля. | - развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее; -выполнение действий по невербальной инструкции; -ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы; -моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на); - выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно; -выбор знака к предъявляемому жесту; -дополнение фразы жестом или рисованным знаком; -развитие мимики и жеста; -ситуативный диалог с использованием мимики и жестов; -демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить; - имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх; - выполнение имитационных движений руками; -жестовое приветствие и прощание; -действия с воображаемыми предметами; -воспроизведение позы изображенного на картинке объекта; -выполнение имитационных движений. | Становится доступным выполнение действий по невербаль- ной инструкции. В коммуникативных целях дети начинают использовать утвердительные и отрицательные жесты, могут с помощью жеста ответить на простые вопросы. Улучшается выполнение имитационных движений, появляются жестовые приветствие и прощание. | |
Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики | - развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, четкие артикуляционные кинестезии, тактильную память; -сформировать представления о схемах лица и тела; -развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями; - научить воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений. | -прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу, вверх, справа налево, слева направо; -прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий; -массажные расслабляющие (активизирующие) движения; -проведение рукой ребенка по различным поверхностям (мех, щетка с ворсом различной жесткости); -узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц. - размазывание крема на различных поверхностях; -двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком; -«рисование» в воздухе рукой; -пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением; -различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие; -активизация пассивных и активных движений пальцев рук; -упражнения с пластилином; -использование кукол бибабо;- артикуляционная и мимическая гимнастика; -задания на имитацию положения рта, представленного на картинках; - упражнения на преодоление сопротивления; -автоматизация отдельных артикулей; -выработка речедвигательных образов звукообразных слов. | Уменьшаются трудности в манипулятивной деятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. Артикуляционные движения становятся более четкими. В орально-артикулятор- ном праксисе отмечается уменьшение выраженности поиска позы, особенно при ее имитации. Дети могут повторить от- дельные звуки не только по визуальному образцу, но и по слуху (при экранировании губ).
| |
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза | -формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения; -выработать устойчивость, переключаемость, увеличить объем зрительного внимания и памяти; -развить стереогноз, умение ориентироваться на плоскости и в трехмерном пространстве; -научить анализировать зрительный образ. | - нахождение игрушек в пространстве комнаты; - перемещение игрушек в заданном пространстве; - соотнесение игрушки с ее изображением на картинке; -определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела; -выработка навыков ориентировки; - упражнения в перекрестном ориентировании; -выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции; -определение недостающих частей у предметов по картинкам; -узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела; -запоминание изображений предметов; -фиксация изменений в расположении предметов; - выделение из множества предметов; -запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.); -идентификация зрительных изображений по заданной теме; -определение различий в предметах и картинках; -сравнение сходных по зрительному образу предметов; -конструирование по образцу, инструкции; - конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей; -выделение фигуры из фона; -вычленение наложенных друг на друга предметов. | Совершенствуется сенсорный и тактильный гнозис, раз- вивается восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов. | |
Развитие сенсорно-перцептивной деятельности | - развивать восприятие цвета и пространственных при- знаков плоских и объемных предметов; -научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы; -формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис. | -выработка умения ориентации в окружающем; -работа с' тактильными таблицами; -выделение цвета; -ознакомление с размером и формой (плоскостной и объемный); -выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой); -выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур; -соотнесение цветного и контурного изображений предметов; -дифференциация плоскостного и объемного изображений; -конструирование из фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей; -классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы; - идентификация предметов и геометрических форм; | Дети могут дифференциро- вать сходные цветовые тона и геометрические формы. Умень- шаются трудности пространственного моделирования образов, развивается конструктивный праксис. | |
Развитие функций голоса и дыхания | -развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию; -стимулировать мышцы гортани; -активизировать целенаправленный ротовой выдох; - ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса; -формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости. | -упражнения на расслабление шейной мускулатуры; - активизация движений мягкого нёба, имитация жевания; - тренировка носового выдоха; -развитие произвольного речевого вдоха; -выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений; -выработка комбинированного типа дыхания; -упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха; -различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха; - выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
| Возрастает объем дыхания, нормализуется его ритм. Ды- хание, фонация и артикуляция становятся более координиро- ванными, появляется целенаправленный ротовой выдох. Уве- личивается сила голоса, доступным становится использова- ние звуковых комплексов различной громкости. | |
Развитие чувства ритма | -формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассо- циативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; -познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а], [о], [у], [и]; -развить сенсомоторные компоненты чувства ритма. | -ходьба и маршировка под музыку; -двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением; -ритмические упражнения для рук и ног; -воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием; -развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; -ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма; -соотнесение ритма со схематическим изображением; -произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек; -дифференциация ритмических рисунков; -отображение определенных качеств движения; -ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
| Формируется регулятивная функция речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного) развивается ритмико-интонационная сторона речи, слухового и тактильного восприятия. | |
Развитие импрессивной и экспрессивной речи | -формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия; -работать над семантикой слова; -стимулировать простые виды коммуникативной речи. | -узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные); -показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям различающихся по признакам; -выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний; -побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб; - развитие непроизвольного подражания звукового и словесного; -соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным звукоподражанием; -различение действий, совершаемых одним объектом; звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие; -соотнесение действий и глаголов, их обозначающих; -выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; -побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов; -автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди); -узнавание предмета по его словесному описанию; -экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката; -выработка обобщенных понятий; -смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты; - выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.
| Улучшается понимание ситуативной речи, возрастает число звукоподражаний и слов. Появляются символические действия. Становится возможным показ и называние предметов, игрушек, частей тела. Появляются некоторые обиходные глаголы или зву- коподражания, их заменяющие. В связи с этим расширяются возможности общения, в диалогической речи появляются ком- муникативно значимые слова (да, нет, хочу, могу, буду). Несмотря на эти успехи в состоянии речевой функции ос- | |
III этап логопедической работы: тренировочный | ||||
Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза Работа над голосом и дыханием | Развивать навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Формировать умение изменять силу и высоту голоса; нормализация речевого дыхания и голоса. | -использование знаково-символической деятельности; -выбор знака, воспринятого на слух; -выбор знака к жесту; -ответы на вопросы с использованием жеста или знака; -составление двухсловных предложений из рисованных знаков, воспринятых на слух или показанных жестом; -выбор карточки со знаковым предложением; -составление фраз по заданию выразить желание знаками;- простой невербальный диалог этюдного характера. -сочетание голосовых упражнений с двигательными; -упражнения на изменение силы и высоты голоса; -упражнения на чередование низкой и высокой тесситуры. | Значительно улучшаются зрительно-пространственный анализ и синтез, появляются навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов. Оперирование сенсорными эталонами и овладение соответствующими вербальными понятиями становятся удовлетворительными.
Обогащаются просодические характеристики речи. | |
Работа над ритмом | Формировать интонационную выразительность и ритмическую сторону речи. | -отхлопывание ритмической структуры; -восприятие, дифференциация и воспроизведение различных ритмов; -ритмические действия в сочетании с движениями рук, хлопками; -слоговые упражнения и т.д. | Формируется регулятивная функция речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного) развивается ритмико-интонационная сторона речи, слухового и тактильного восприятия. | |
Работа по стимуляции слухового восприятия | Совершенствовать фонематическое восприятие, осознание звуковой стороны речи.
| -членение речевого потока на смысловые фрагменты и отдельные звуковые комплексы; -различение на слух звуков речи с использованием игр и упражнений: «Угадай, кто, как кричит?», «Угадай, на чем играю?», «Угадай, что делают?» и др.
| Совершенствуется фонематическое восприятие, отмечаются улучшения в произносительной сфере. | |
Работа по формированию интонационной стороны речи | Развивать умение пользоваться повествовательной, вопросительной, восклицательной интонациями.
| - воспроизведение междометий в виде отдельных гласных или слогов в сопровождении различных произвольных движений, которыми пользуются в жизни для выражения радости, испуга, удивления; -проговаривание слов и предложений с выразительными движениями и мимикой; -работа над логическим ударением; и интонацией в играх; - воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной, побудительной интонаций в словах, словосочетаниях, двухсловных предложениях; -произнесение диалогов по ролям с их переменой.
| Расширяются рамки общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций. | |
Работа над лексико-грамматическим строем речи | Формировать лексико- грамматический строй речи. | - актуализация импрессивного и экспрессивного запаса; -выполнение действий с предметами; -группировка существительных по общему понятийному признаку; -развитие операций сравнения и обобщения; -работа над признаками предмета; -определение слова через внешние признаки денотата; -работа по развитию лексической антонимии, параметрических и качественно-оценочных прилагательных; - расширение глагольной лексики; -развитие тематических ассоциаций; -развитие навыков словообразования и словоизменения. | Возрастает активный словарь (предметный и глагольный). Становится возможной группировка существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения. Вместе с тем в речи наблюдается большое количество морфемных парафазий, не только семантически близких, но и семантически далеких, не входящих в парадигму морфем одного значения. Отмечается зависимость ошибок от лексической семантики, степени известности слова и от его звуко-слоговой структуры. Полученные на занятиях навыки используются в коммуникативных целях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы.
Адаптированная образовательная программа. План коррекционно-развивающей работы...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Анализ программных требований «Адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 3 до 7 лет». Образовательная область «Речевое развитие» воспитанников старшей и подготови
Материал будет полезен молодым специалистам ДОО...
Рабочая программа воспитателя по реализации адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе (6 - 7 лет) общей направленности
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 23 комбинированного видаМосковского районаСанкт-Петербурга Рабочая программа воспитателяпо реализации адапт...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные образовательные потребности
Материал по коррекционный педагогике...
Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности.
Адаптированная образовательная программа коррекционной - развивающей работы с воспитанником, имеющим индивидуальные и образовательные потребности. 1.Пояснительная запискаАдаптированная образовате...