Система коррекционной работы с безречевыми детьми раннего возраста. Взаимодействие логопеда и семьи.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)

Модель взаимодействия учителя - логопеда и родителей безречевых детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система коррекционной работы с безречевыми детьми раннего возраста. Взаимодействие логопеда и семьи.

В последнее время, мы специалисты консультационного центра все чаще сталкиваются с безречевыми детьми раннего возраста, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет их речевое развитие. Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?

Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей — вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко произносимые обиходные слова, — не может служить для полноценного общения.

Эта «речь», которая есть у ребенка, не выступает «регулятором поведения», поскольку выработка условных связей на слова значительно затруднена. Что же является характерным для этих детей? Можем отметить отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость — все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

При наличии общности проявлений основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько такой ребенок нуждается в особом внимании. Действительно, иной раз сложно определить сдерживающий фактор речевого развития дошкольника раннего возраста — либо это неумение или же просто нежелание использовать свои речевые возможности. Участие взрослого в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов помощи ему. Выявив «проблемы» с помощью предлагаемой нами диагностических заданий, можно наметить план работы, от которого зависит социальная адаптация дошкольника.

Уважаемы родители, важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребенка, что поможет сформировать у неговорящего малыша не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

В настоящее время материал большинства пособий для обследования речи детей, не отвечает запросам на взаимодействие с безречевыми детьми младшего возраста, в подобных изданий не отражается ряд особенностей развития неговорящего ребенка.

И поскольку мы очень часто от родителей, слышим вопросы такого характера: с чего же начать работу по формированию речи, нам с большим трудом удается организовать деятельность ребенка, если его внимание крайне неустойчиво, как определить слабые стороны развития речи малыша?

Данное методическое пособие призвано помочь вам, уважаемые родители эффективно и доступно установить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения, речи, восприятия, внимания, памяти, используя в течение всего дня соответствующие игры и упражнения предлагаемые нами.

Не только формирование собственно речи, но и правильное эмоциональное развитие ребенка, воспитание желания и потребности общаться со взрослыми и сверстниками должно стать основой ваших игровых сеансов..

Для вашего удобства мы разработали карту логопедического обследовании для наблюдений и фиксаций результатов речевого развития детей раннего возраста с различными заданиями. Которые позволят выявить индивидуальные особенности развития речи, найти оптимальны способы развития вашего малыша, выявить трудности и соответственно корректировать приемы работы с ребенком.

Логопедическое обследование детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

I часть — изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

Цели: — выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока — семантический и эмоциональный смысл; — уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.

II частьизучаем неречевые функции.

Цели: — определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте; — в составе этих функций выделить специфические компоненты.

III часть — изучаются невербальные компоненты коммуникации.

Цели: — выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении; — изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения.

В случае если ребенок, на каком- то этапе не справляется с заданием, не паникуйте, не ругайте малыша, не требуйте сразу правильного ответа. Рекомендуем проводить игровые сеансы с ребенком постепенно, используя предлагаемые задания, желательно в первой половине дня, не утомляя малыша- 5 - 10 минут.

Играйте вместе, показывая малышу пример - выполняйте задания вместе с ним!

Карта речевого развития ребенка

I часть

• Выявление объема и точности словаря.

Содержание

Да

Нет

Для заметок

1

Предложите ребенку показать игрушки, например:

«Покажи машинку, куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Затем видоизмените задание: «Возьми машинку, куклу (матрешку...)». Предложите подать поочередно игрушки: «Дай мне машинку, куклу (матрешку...). Если ребенок справляется с заданием, предложите ему узнать знакомые предметы на картинке (стул, шкаф, мяч, чашка

2

Предложите показать обиходные предметы: стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

3

Выяснение знаний слов обобщающего характера. В комнате сгруппируйте предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки. Предложите ребенку найти те или иные предметы: «Найди посуду (игрушки, одежду и др.).

4

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост). Предложите ребенку: «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

5

Соотнесение предметов с их назначением. Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку. Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?» Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы

6

. Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. Предоставьте ребенку возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)». Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке действий, выраженных возвратными глаголами: «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)». Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации. Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

7

Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и показать их, ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)»; «Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»; «Где красный (желтый, синий) мячик?».

• Выявление понимания и различения элементарных грамматических форм.

1

Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2

Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

3

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Покажи, где чашка, где чашечка. Где стол? Где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка)».

Понимание предложений.

1

Выполнение инструкции: «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

2

Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

• Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.

1

Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов: найти звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

2

Выяснение направленности слухового внимания: с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

3

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши), услышав определенный звук (заранее условленный).

II часть — Изучаем неречевые функции.

1

Попросите ребенка показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где….? (спальня, кухня, окно, дверь)». Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

2

На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложите: «Покажи, где крыша? Где труба?»

3

Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4

Просим ребенка повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».

Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза»,«ладони/лодочка», «очки /кулак». Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5

Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот; улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; сделать губы как при звуке [о]; высунуть язык лопаткой; поднять кончик языка вверх; опустить кончик языка вниз; поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7

Просим воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8

Предлагаем сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем;

III часть — изучаются невербальные компоненты коммуникации.

1

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

2

Реакция на незнакомого человека, входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

3

Реакция на впечатление. Ребенок входит в комнату с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

4

Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

5

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

6

Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

7

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

Способность изображать и играть роль: «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и подкреплены Вашими краткими одобрениями или жестами.

Анализируя полученные результаты можно определить следующие направления работы в формировании предпосылок общения и речи у детей:

— развитие слухового восприятия;

— способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; — зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

— зрительно-пространственного анализа и синтеза:

— сенсорно-перцептивной деятельности;

— функций голоса и дыхания; — чувства ритма; — импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие слухового восприятия

Игровые приемы:

— привлечение внимания к звучащему предмету;

— совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

— определение местонахождения и направленности звука;

— ознакомление с характером звучащих предметов;

— различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

— запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

— реагирование на громкость звучания;

— узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

— выделение слов из речевого потока; — развитие подражания неречевым и речевым звукам;

— различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

Приведем примеры игровых заданий по развитию слухового восприятия:

1. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Малыша знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.

2. Ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если ребенок слышит стук барабана, производит имитационные движения рукой.

3.Перед ребенком находится такой же набор предметов, как у взрослого — бумага, мяч, карандаш, монеты, спички. Малышу демонстрируются различные действия с этими предметами — стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек. Затем, взрослый производя действия с этими предметами за спиной ребенка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.

4. Ребенка знакомят со звучанием коробочки, наполненной горохом. Затем ему предлагается найти такую же среди двух- трех одинаковых по внешнему виду коробочек (с различными наполнителями — мелкими монетками, песком, спичками).

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

Игровые приемы:

— развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;

— выполнение действий по невербальной инструкции;

— ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

— моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);

— выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;

— выбор знака к предъявляемому жесту;

— дополнение фразы жестом или рисованным знаком;

— развитие мимики и жеста;

— ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;

— демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;

— имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;

— выполнение имитационных движений руками;

— жестовое приветствие и прощание;

— действия с воображаемыми предметами;

— воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;

— выполнение имитационных движений.

Приведем примеры игровых занятий по развитию способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

1. Взрослый показывает ребенку, как причесывают волосы (рукой поглаживает по волосам); как едят суп (рукой действует в направлении от стола ко рту); как пьют из чашки (руку прикладывает ко рту и запрокидывает голову); как грозят пальцем и т.д.

Затем просит дошкольника произвести эти действия не с реальными, а воображаемыми предметами.

#1056;ебенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «Бабочка летит» — дошкольник машет руками, имитируя махи крыльев насекомого; «Девочка кушает» — действует рукой от стола ко рту, «Кошка лакает молоко» — совершает имитирующее движение языком и т.д.

3. Взрослый знакомит ребенка с двумя нарисованными знаками (машина, яблоко) и предлагает дополнить незаконченное предложение одним из них, подняв его вверх: На дереве растет... По дороге едет... Затем дошкольник, используя жест «дай», указывает рукой на ту картинку, которую бы хотел получить.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики

Игровые приемы: — прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;

— прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;

— массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

— проведение рукой ребенка по различным поверхностям (мех, щетка с ворсом различной жесткости);

— узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

— размазывание крема на различных поверхностях;

— двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком; — «рисование» в воздухе рукой;

— пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

— различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

— активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

— упражнения с пластилином; — использование кукол бибабо;

— артикуляционная и мимическая гимнастика;

— задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

— упражнения на преодоление сопротивления;

— автоматизация отдельных звуков;

Приведем примеры игровых заданий по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

1 «Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с низкими бортиками, в которой слоем в 6—8 см насыпаны горох или фасоль. Взрослый, читая стихотворный текст, побуждает ребенка к одновременному выполнению движений в «бассейне» (предварительно продемонстрировав их дошкольнику). Например:

Мама и дочка стирали Ребенок совершает движения

платочки раскрытой ладонью по дну

Вот так, вот так! бассейна вперед-назад

пальцы растопырены

Мама и дочка полоскали Делает движения кистью в

платочки направлении слева направо.

Вот так, вот так!

Мама и дочка полоскали Действуют кистью вверх-

платочки вниз над «бассейном».

Вот так, вот так!

2. Упражнение выполняется каждой рукой попеременно. Раскрытая ладонь движется в направлении сверху вниз с фиксацией запястья рукой взрослого. Аналогичное движение выполняется рукой, сжатой в кулак.

3. Ребенок опирается рукой на дно «бассейна». Взрослый, приподнимая кисть руки, отводит его большой палец назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное напряжение и побуждает перебирать пальцами, передвигаясь по дну «бассейна» — пальчики «побежали» вперед.

4. Игра «Зеркало», копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза

Игровые приемы:

— нахождение игрушек в пространстве комнаты;

— перемещение игрушек в заданном пространстве;

— соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;

— определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела;

— выработка навыков ориентировки;

— упражнения в перекрестном ориентировании;

— выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

— определение недостающих частей у предметов по картинкам;

— узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;

— запоминание изображений предметов;

— фиксация изменений в расположении предметов;

— выделение из множества предметов;

— запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

— идентификация зрительных изображений по заданной теме;

— определение различий в предметах и картинках;

— сравнение сходных по зрительному образу предметов;

— конструирование по образцу, инструкции;

— конструирование заданных предметов со сходными и дискретными признаками из отдельных деталей;

— выделение фигуры из фона;

— вычленение наложенных друг на друга предметов.

Приведем пример задания по развитию зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Ребенку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого дошкольника просят показать, как он «вымоет» определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рта, носа).

Развитие сенсорно-перцептивной деятельности

Игровые приемы: — выработка умения ориентации в окружающем;

— работа с тактильными таблицами;

— выделение цвета;

— ознакомление с размером и формой (плоскостной и объемной);

— выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой);

— выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

— соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

— дифференциация плоскостного и объемного изображений;

— конструирование из фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей;

— классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы;

— идентификация предметов и геометрических фигур;

Приведем примеры :

1. В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шарики разной величины, объемные геометрические фигуры, чайная и столовая ложки и т.д. Ребенку предлагается найти на ощупь и вынуть например, шарик. Затем просим дошкольника показать, как можно играть с ним, побуждает к совершению различных действий. После того как все предметы выбраны из мешочка, ребенок и взрослый рассматривают их, находят отличия (разная величина) и соответственно раскладывают их в большую и маленькую коробочки

2. В крышке коробки вырезаны квадратное, круглое и треугольное отверстия. Взрослый жестом предлагает ребенку убрать в коробку объемные фигуры (шар, куб, призму), не поднимая крышку, особое внимание уделяется соотнесению формы прорези с геометрической формой.

Затем по просьбе взрослого дошкольник вынимает заданные фигуры.

#1048;спользуя тактильные таблицы (на картоне наклеены квадраты с меховой, шелковистой и шероховатой поверхностями) научить узнавать на ощупь предметы различной фактуры. Ребенка последовательно знакомят с их свойствами : меховая — мягкая, пушистая; шелковистая — гладкая, ровная шероховатая; изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая. Взрослый просит дошкольника ощупать, погладить их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами).

Подобные квадратики можно разнообразить за счет включения колючей поверхности — аппликатор Кузнецова и неровной — наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма и т.п.

Развитие функций голоса и дыхания

Игровые приемы:

— упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

— активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

— тренировка носового выдоха;

— развитие произвольного речевого вдоха;

— выработка произвольного контроля за объемом и темпом выполнения движений;

— выработка комбинированного типа дыхания;

— упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

— различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;

— выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Приведем примеры игровых заданий по развитию функций голоса и дыхания.

#1055;еред ребенком на столе устанавливается зажженная свеча. Взрослый предлагает дошкольнику подуть так, чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

#1044;ля проведения игры используются два одинаковых набора коробочек с различными наполнителями (еловые или сосновые иголки, специи, апельсиновые корочки). Ребенку предлагается понюхать каждую из коробочек первого набора и рассмотреть ее содержимое. Затем коробочки закрываются легкой тканью. Предлагаем малышу последовательно понюхав коробочки, подобрать аналогичные из второго набора.

#1053;а столе в определенном порядке выставлены коробочки. Взрослый предлагает ребенку понюхать их и поставить коробочки из своего набора в той же последовательности.

#1056;ебенку предлагается рассмотреть парные картинки «большой — маленький самолет (кукла, заяц, лошадка). Затем взрослый объясняет ему, что большой самолет гудит громко — «У-у-у», а маленький — тихо «у-у-у» (кукла — издает звук [а], заяц — [о], лошадка — [и]), побуждая дошкольника к произнесению этих звуков. Затем картинки перемешиваются, и ребенку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие звуки. Как вариант можно попросить малыша выбрать из предложенных только те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

Развитие чувства ритма

Игровые приемы: — ходьба и маршировка под музыку;

— двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

— ритмические упражнения для рук и ног;

— воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

— развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности; — ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

— соотнесение ритма со схематическим изображением;

— произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

— дифференциация ритмических рисунков;

— отображение определенных качеств движения;

— ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Приведем примеры заданий по развитию чувства ритма.

#1056;ебенку предлагается выбрасывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух». После того как все игрушки окажутся на полу, на каждый удар бубна игрушка кладется обратно в корзинку. Как варианты дошкольнику предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фонарик) или перелистывать страницы книги из плотной бумаги или картона на каждый звуковой или световой сигнал.

#1053;а глазах ребенка взрослый выкладывает сплошную дорожку из мозаики, произнося звукоподражание а-а-а-а-а с одновременным нажимом пальца на каждую из деталей. Затем он просит дошкольника повторить это звукоподражание. Затем ритмический рисунок меняется — из мозаики выкладывается дорожка (с пропуском через одну). Взрослый , нажимая на деталь мозаики, произносит звукоподражание а-а-а, и молчит, нажимая на пропуск. Дошкольник за взрослым повторяет ритмический рисунок

Развитие импрессивной и экспрессивной речи

Игровые приемы: — узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);

— показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям различающихся по признакам;

— выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;

— побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;

— развитие непроизвольного подражания — звукового и словесного;

— соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным звукоподражанием;

— различение действий, совершаемых одним объектом; звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие;

— соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;

— выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;

— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

— узнавание предмета по его словесному описанию;

— выработка обобщенных понятий;

— смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты;

— выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений.

Приведем примеры заданий по развитию импрессивной и экспрессивной речи.

#1056;ебенку показывается кукла и сообщается, что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу, сопровождая действия ритмичным звукоподражанием а-а-а, а-а-а. Затем показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием, и побуждает дошкольника к совершению аналогичных действий со звукоподражанием.

#1055;еред ребенком расставлены тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде игрушки. Дошкольник последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец предварительно демонстрирует взрослый).

#1042; мешочке, находятся знакомые ребенку игрушки: животные -,лошадка, зайка, мишка и т.д Дошкольник по произнесенному взрослым звуку догадывается, кто так «говорит» и выбирает соответствующую игрушку на ощупь.

#1047;накомые ребенку игрушки завернуты в фольгу, бумагу. Взрослый предлагает ребенку, ощупав игрушку и не разворачивая ее, догадаться, кто (что) там, произнеся соответствующее звукоподражание.

Заключение.

Предлагаемая система игровых приемов апробирована в нашем консультационном центре МАДОУ детский сад №63 на игровых сеансах учителя – логопеда в центре «Мишутка» с детьми раннего возраста и их родителями. Предлагаемые приемы опираются на неуклонное проведение принципа последовательного воздействия с использованием сохранных функций для нормализации нарушенных.

Успешное формирование общения и речи невозможно без разработки средств и способов, обеспечивающих реализацию системы обратных связей. Предлагаемые приемы следует рассматривать как начальные этапы логопедической работы с безречевыми детьми. Необходимо получить положительные результаты перед переходом к применению всего современного арсенала коррекционно-педагогического воздействия. Организованное, поэтапное и активное обучение положительно влияет на формирование общения и речи у малышей.

Литература:

  1. Давидович Л.Р Ребенок плохо говорит? – М., Гном и Д, 2007
  2. Калягин В.А. Когда ребенок говорит плохо: советы психолога- СПб., КАРО 2018
  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- СПб., САГА 2020
  4. Нагорная А.Ф Логопедические проблемы детей дошкольного возраста- М., Сфера 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по коррекционной работе с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции

Методическое пособие по коррекционной работе  с безречевыми детьми для эмоциональной стимуляции...

Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».

Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...

Коррекционная работа с безречевыми детьми в условиях детского сада.

В статье раскрывается поэтапная корекционная работа с неговорящими детьми....

Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми

Я намеренно употребляю этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от­дельные нечетко произ...

Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте

Система коррекционной работы с агрессивными детьми в дошкольном возрасте...

Использование «Прозрачного мольберта» в коррекционной работе с безречевыми детьми

Цель - развитие коммуникативных навыков, высших психических функций, творческого мышления и коррекция эмоциональных нарушений у безречевых детей. Задачи:v развитие речи и психических функци...

Опыт работы "Система коррекционной работы с безречевыми детьми с нарушением опорно - двигательного аппарата"

Опыт содержит описание коорекционной работы с безречевыми детьми со сложной структурой дефекта старшего дошкольного возраста....