Педагогические условия развития игровой деятельности у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
статья
Игра выступает ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируются умения коллективных творческих действий и произвольной регуляции своего поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuchko_m.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Кучко М.Н.,
учитель - дефектолог
МКДОУ №86 город Курск
Курской области
Педагогические условия развития игровой деятельности у детей
с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Система обучения игре детей с умственной отсталостью строится на том, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития. Широкое использование разнообразных игр во всех формах и направлениях коррекционно-развивающей работы с дошкольниками на протяжении их пребывания в дошкольном учреждении – необходимое условие успешного физического и личностного развития детей. При развитии игры дошкольников с умственной отсталостью необходимо создать такие условия, чтобы реализовать последовательно три этапа этого длительного и сложного процесса. Продолжительность каждого этапа зависит от того, насколько успешно дети овладевают его содержанием.
Первый этап развития игры реализуется с теми детьми, которые не имеют или почти не имеют сформированной игровой деятельности. С этими детьми осуществляется: их эмоциональное развитие; обогащение представлений о предметном и социальном окружении; формирование предметной деятельности; проведение разнообразных игр и игровых упражнений; пробуждение интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками; проведение игр, направленных на сенсорное развитие детей. Сенсорика имеет большое значение в развитии всей познавательной деятельности ребенка, на обогащение сенсомоторного опыта, на данном этапе проводятся: двигательные игры; игры с предметами-орудиями; отобразительные игры; игры с образными игрушками; конструктивные игры, закрепляющие первичные представления о цвете, форме, величине, строении объектов действительности, расположении в пространстве, а также позволяющие использовать эти свойства в создании с помощью приемов конструктивной деятельности моделей объектов; развитие интереса к театрализованным играм.
Данный этап предполагает создание условий, таких как эмоциональное отношение детей с умственной отсталостью к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослыми, а также сформированность ориентировочной деятельности. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек. Действия с дидактическими игрушками способствуют накапливанию чувственного опыта, развитию восприятия, зрительно-двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками способствуют приобретению знаний об окружающем мире.
Второй этап развития игровой деятельности детей с умственной отсталостью продолжает начатую на первом этапе работу, а также формирует умения, связанные с участием в сюжетных играх, происходит ознакомление с ролью в театрализованных и сюжетных подвижных играх. Дети знакомятся с играми «Дочки-матери», «Семья», «Автобус», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор». На данном этапе важно создать такое условие, как усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия.
Это условие реализуется посредством следующих видов работ:
- наблюдение и анализ логичных действий в повседневной жизни в процессе режимных моментов.
- с целью усвоения детьми логики развития игровых действий необходимо систематически предлагать им выполнять последовательные игровые действия.
Обучение, проводимое с учетом указанных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавая условия для переноса ранее усвоенных действий на новые игрушки, в сходную ситуацию, что способствует преодолению косного стереотипа у детей с умственной отсталостью [1].
Третий этап развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью направлен на дальнейшее эмоциональное и нравственное развитие, расширение представлений о предметном и социальном окружении, умственное и эстетическое развитие, обогащение игрового опыта, закрепление интереса к играм и игровому общению со взрослыми и со сверстниками, формирование умений сюжетно-ролевой игры.
Процесс ознакомления детей с социальными явлениями ведется разными методами: экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, для этого используются игры-драматизации, способствующие развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.
В процессе проведения игры-драматизации нужно предоставить детям возможность попробовать себя в различных ролях, побуждая их максимально действовать в условиях воображаемой ситуации. Этому значительно способствует использование костюмов и различных атрибутов, помогающих войти в роль, лучше вникнуть в образ персонажа и ситуацию сказки [2].
Обучение детей с умственной отсталостью сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы: целенаправленное формирование представлений детей о профессии; подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры; проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый; развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.
В организации процесса развития игры детей рассматриваемой категории принимают участие учитель-дефектолог, воспитатели и другие специалисты. Работу по развитию игровой деятельности возглавляет и координирует учитель-дефектолог Содержание обучения игре, формы его реализации планируются совместно всеми педагогами, что находит отражение в плане работы учителя-дефектолога, логопеда и воспитателей группы.
Учитель-дефектолог организует и проводит наблюдения, экскурсии, обучает рассказыванию по картинам, знакомит с литературными произведениями, использует дидактические игры в работе по ознакомлению с трудом взрослых, осуществляет обучение игровым действиям, цепочке игровых действий, проводит обучающие занятия по введению игровых ролей. Воспитатели продолжают и расширяют обучение сюжетно-ролевым играм. При проведении логопедической работы логопед использует дидактические игры, литературный материал, обучающие игры для развития речевого общения и коррекции звукопроизношения у детей.
Основной формой организации процесса обучения в дошкольном учреждении является занятие (непосредственно образовательная деятельность), поэтому, развитие игры осуществляется в процессе занятий. В воспитании детей используются обязательные занятия и свободные игры. В процессе обучения нормально развивающихся дошкольников обе группы форм имеют примерно одинаковое значение, в то время как при обучении детей с умственной отсталостью ведущее значение приобретают обязательные занятия. Свободные игры и занятия, для которых также отводится время в режиме дня, вплоть до конца пребывания ребенка в дошкольном учреждении, как правило, стимулируются и организуются педагогом. При их организации учитываются возможности каждого ребенка, его интересы и увлечения и т.п. Они представляют собой совместную деятельность детей и взрослых и удовлетворяют потребности детей в активной деятельности, развивают их интересы и способности, закрепляют знания, игровые умения и навыки, активизируют инициативность, самостоятельность, взаимодействие детей друг с другом.
Важно, что в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью все занятия имеют игровой характер, являясь играми-занятиями. В процессе обучения игре используются все формы занятий: индивидуальные, групповые и фронтальные. В работе с дошкольниками с умственной отсталостью важна организация как группового, так и индивидуального занятия по обучению игре, поскольку их грамотное сочетание раскрепощает детей, снимает психическое и физическое напряжение, поддерживает ровное настроение, хороший эмоциональный фон, работоспособность.
Индивидуальные и групповые занятия по обучению отобразительным и сюжетно-ролевым играм проводит учитель-дефектолог, фронтальные — воспитатель, однако дефектолог также участвует в игре, организуемой воспитателем.
К занятиям по развитию игровой деятельности предъявляются следующие требования: планирование в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач; рациональный отбор содержания сюжетно-ролевой игры, методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности ребенка в процессе игры; структурная четкость и завершенность каждой сюжетно-ролевой игры; планирование по времени; использование наглядности в соответствии с содержанием сюжетно-ролевой игры и ее задачами; эмоциональная насыщенность игры; соблюдение санитарно-гигиенических норм проведения занятия [1].
Таким образом, процесс развития игры у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью нужно строить с учетом закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей в соответствии с единством закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Вместе с тем процесс обучения детей с умственной отсталостью игре имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения. Для лучшего и быстрого усвоения и развития игр необходимо обогащать представления у детей об окружающем мире.
Список литературы
- Довбенко Е.М Обучение детей с нарушением интеллекта первичным способам усвоения общественного опыта посредством сюжетно-ролевых игр [Электронный ресурс] режим доступа kidsunity.org.
- Амельчакова Л.А. Игровая деятельность дошкольников с нарушениями интеллекта. – Саяногорск: МБДОУ Детский сад № 20 «Дельфин» [Электронный ресурс] режим доступа www.uchkopilka.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
Предлагаю материал по развитию игровой деятельности у детей раннего возраста который был опробован на приктике в детском саду....
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с легкой умственной отсталостью старшего дошкольного возраста
Работа содержит в себе пример как можно оргагнизовать индивидуальное сопрвождение ребенка с легкой умственной отсталостью педагогом-дефектологом. Перечисленные основные направления коррекционной работ...
Формирование семантической стороны речи детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста.
данные представленны после проведенного исследования на базе компенсирующего детского сада....
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...
Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях дошкольной группы
Игра – это сквозной механизм развития ребенка (пункт 2.7. ФГОС ДО), с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативного развития»; &l...
Консультация для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Консультация для родителей«Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...
Консультация для родителей Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Формирование пространственных представлений у детей с умственной отсталостью старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»...