Толерантность как важное условие взаимодействия педагогов и детей
материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Толерантность как важное условие взаимодействия педагогов и детей»
Бирюкова Мария Викторовна, педагог-психолог
г.Чебоксары, МБДОУ «Детский сад №125» г. Чебоксары
Цель
- Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи
- Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
- Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”, “границы толерантности”.
- Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
- Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
- Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей. Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.
Оборудование: макет дуба.
Материал для семинара достаются из волшебного мешочка.
Материал: очки, мячь, дубовые листочки, фломастеры, карандаши.
Упражнение “Мы похожи!”.
Цель:
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы работаем в одном садике, или мы одного роста и т.д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение “Волшебные очки”
Подбираются пластмасовые, необычные, в полоску, очень большие и смешные.
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы, положительный эмоциональный настрой.
Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали” и сделаете ему комплимент.
Педагог-психолог: Предлагаю несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу. Проиграть их с воспитателями.
Упражнение “Это здорово!” (для детей)
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею рисовать”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
Упражнение “Аплодисменты” (для детей).
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Упражнение “Комплименты” (для детей).
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.
Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.
Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.
Групповая дискуссия “Толерантная личность. Интолерантная личность. Границы толерантности”.
Процедура проведения: На заготвленных листочках написанны качества толерантной и интолерантной личности, воспитатели с помощью прищепок распологают их на сенсорной доске расспределяя их по группам.
Толерантная среда | Интолерантная среда |
Умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться; расспрашивание; совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка | Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание |
Упражнение “Дубок толерантности”.
Цель: Повышение самооценки, развитие доверия в группе.
Уважаемые колеги сейчас я вам предлагаювыростить дубок нашей толерантности друг к другу, на дубовых листьях написать то качество кторое вам помогает быть толерантным по отношению друг к другу.
На листе бумаги раздаются заготовки в виде листочков дуба по количеству человек. В центре пишется имя. На одном из литков человек сам себе пишет то качество, которое, на его взгляд, помогает ему быть толерантным с людми на работе, дома. После чего листочки крепятся на заготовленный макет дуба.
Обратная связь от участников группы:
- Что сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?
Литература
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. “Жить в мире с собой и другими” - М: “Генезис”,2001.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: “Генезис”, в 4-х томах, 2003-2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое преобразование развивающей среды, как важнейшее условие формирования познавательной деятельности детей раннего возраста с нарушением зрения.
Создание оптимальных условий для целостного развития детей раннего возраста...
Организация развивающей среды на участке детского сада - важное условие воспитания познавательной активности детей
Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание созданию познавательно-развивающей среды на участке детского сада. Ежегодно облагораживается территория детского сада силами сотрудников и родител...
"Много двигаться!"- важное условие для здорового развития детей
"Много двигаться!"-важное условие для здорового развития детей.Консультация для родителей детского сада о роли спорта для детей....
Коррекция нарушения речи дошкольников в условиях взаимодействия педагогов
В настоящее время перед логопедом, работающим в ДОУ, стоит большой комплекс коррекционно – развивающих задач, которые ему необходимо решить. Однако, ряд специфических особенностей работы на логопункте...
Театрализованная игра как условие успешного взаимодействия педагога и детей раннего возраста
Статья...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Личностно-ориентированная модель общения педагога с воспитанниками – важное условие сохранения психологического здоровья детей».
Модернизация образования предполагает переход к новым технологиям и, прежде всего к личностно-ориентированному образованию, которое основано на отрицании авторитарных методов, принуждающих к уче...
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»
Опыт работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий»...