Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.
консультация по физкультуре
Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, связанными с ориентировкой в пространстве,что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников. Нами выделены направления коррекционно-педагогической работы, такие как: профилактическое и оздоровительное; повышение уровня развития основных движений и физических качеств; развитие ориентировки в пространстве; активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей. Правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
- Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
- Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
- Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
- Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.
Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма детей с особыми возможностями здоровья. Двигательная активность – это биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой, зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.Наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья физическое воспитание направлено на преодоление недостатков физического развития у детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, связанными с ориентировкой в пространстве, что сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.
В нашей дошкольной образовательной организации воспитываются дети с косоглазием и амблиопией. Особенностями физического развития таких детей являются:
- меньшая подвижность,
- нечеткость координации движений,
- снижение темпа выполнения движений,
- уменьшение ловкости,
- нарушение ритмичности,
- появление неточности движений,
- трудности при ориентировке в пространстве,
- трудности при выполнении движений на равновесие.
Результаты диагностики показывают, что до 62 % детей с косоглазием и амблиопией в младшем возрасте имеют отклонения в физическом развитии. Это свидетельствует, что дети с нарушением зрения отстают по основным показателям и уровню физического развития от своих сверстников. Отклонения в физическом развитии у них встречается в 3 — 4 раза чаще, чем у здоровых сверстников.
Решая задачи физического воспитания нами создана коррекционно-развивающая среда в процессе адаптивного физического воспитания, благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, раскрытия резервных способностей, повышения двигательной активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь жизненно необходимых двигательных навыков и умений и тем самым улучшение уровня качества жизни детей со зрительной депривацией.
При организации образовательного процесса мы учитываем:
- принцип коррекционно - развивающей направленности процесса обучения и воспитания детей с патологией зрения, который предусматривает отбор специальных методов и приёмов педагогического воздействия на личность обучающегося, направленных на преодоление недостатков ее развития;
- принцип индивидуально - дифференцированного подхода в обучении и воспитании, который предусматривает необходимость учёта индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития слабовидящих дошкольников в осуществлении педагогической деятельности;
- принцип комплексного подхода .
Необходимо помнить о том, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке. Поэтому все коррекционные упражнения, используемые нами, направленные на тренировку зрительных функций, развитие зрительного восприятия, формирование представлений о предметах и явлениях, развитие зрительного внимания, памяти, ориентировки в пространстве способствуют развитию нарушенных двигательных функций, зрительно-двигательной координации.
Нами выделены направления коррекционно-педагогической работы, такие как:
1. Профилактическое и восстановительное направление.
Оно заключается в коррекции нарушенной осанки, укреплении опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в исправлении и профилактике плоскостопия.
2. Повышение уровня развития основных движений и физических качеств (быстроты, точности, скорости, ритмичности, координации, динамического и статического равновесия).Прежде всего, мы формируем правильные зрительные представления о движениях. Эту задачу решаю не только я, как инструктор по физической культуре, но и воспитатели, и тифлопедагог на коррекционных занятиях, используя специальные формы работы:
• различные куклы (объемные, шарнирные, плоскостные);
• рисунки, изображающие различные позы человека при движении (цветные, силуэтные, контурные);
• пиктограммы или графические схемы движений.
Использование таких пособий дает возможность моделировать различные движения по памяти, образцу-схеме, показу сосредотачивать взор на движениях, выполняемых куклой, моделировать движения в пространстве, воспроизводить их самому.
В овладении различными движениями детям также помогают валеологические знания о своем теле и организме. Наша дошкольная образовательная организация уже не первый год работает в этом направлении, основной целью которого, является проживание детям потребности в здоровом образе жизни и необходимости беречь и укреплять свое здоровье.
3. Развитие ориентировки в пространстве.
Это, прежде всего формирование навыка пространственной ориентировки, умения соизмерять собственные движения в пространстве и окружающие объекты. Навык двигательной ориентировки вырабатывается на основе сформованных представлений о различном положении тела и предметов в пространстве, а также различных пространственных направлениях. На физкультурных занятиях используем различные зрительные и слуховые ориентиры, схемы - пути. Развитая ориентировочно-двигательная деятельность способствует преодолению недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства) и повышению двигательной активности детей.
4. Активизация зрительных функций через активную двигательную деятельность детей.
Это, прежде всего развитие глазодвигательных функций: фиксации взора и прослеживающей функции, цветоощущений, зрительного контроля за движениями, зрительнодвигательной координации, развитие восприятия признаков предметов, зрительного внимания и наблюдательности.
В организации зрительного восприятия на занятиях физической культуры нами ставятся следующие задачи:
- Создать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, знакомства с оборудованием).
- Формировать умение наблюдать (вычленять важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности).
- Предъявлять оптимальный объем информации на одном занятии, чтобы не рассеивать внимание детей и не создавать напряженность при восприятии.
- Учитывать индивидуальные возможности детей.
- Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию.
- Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, т.к. боязнь снижает точность восприятия и его полноту.
Мы также обеспечиваем выбор пособий, соблюдая требования к оборудованию: мячи, гимнастические палки, обручи имеют специальные метки для сосредоточения на предмете, точного воспроизведения действия, его зрительного анализа. На канатах, веревках, скакалках также имеются специальные обозначения в виде полоски, которые помогают детям координировать действия руки и глаза, согласовывать движения руки и ноги, определять направления при движении и свое положение в пространстве.
Большое внимание мы уделяем детям, имеющим медицинские противопоказания. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, высокая близорукость, заболевания сетчатки) противопоказаны движения, связанные с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясением тела, резкими прыжками. Под особым наблюдением во время занятий находиться дети, которые оперированы по поводу косоглазия, этим детям противопоказаны упражнения с резкими и значительными усилиями и метанием в цель. Таким детям чаще устраиваем зрительный отдых. Таким образом, на занятиях соблюдаем дифференцированный подбор атрибутов и дифференцированную физическую нагрузку.
В заключении важно заметить то, что, корригируя двигательную систему детей, исправляя вторичные отклонения опорно-двигательного аппарата, мы способствуем развитию дыхательной и кровеносно-сосудистой систем. Организм ребенка лучше насыщается кислородом. Кислород поступает в достаточном объеме в мозг ребенка, что способствует улучшению кровообращения сосудов головного мозга и питания глазного дна, что в свою очередь улучшает работу зрительного анализатора, ускоряет лечебный процесс.
Подводя итог следует отметить, что правильная организация и осуществление физического воспитания детей с нарушением зрения определяются:
- Педагогической компетентностью и заинтересованностью педагогов;
- Современными подходами к организации и выбору средств и методов;
- Соблюдением требований офтальмологии, тифлопедагогики;
- Признание принципа комплексного подхода ведущим.
Инструктор по физической культуре
Рогуленко Светлана Вячеславовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.
Образование сегодня становится главным общенациональным приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...
Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения.
музыкально- ритмическое воспитание для детей с нарушением зрения...
Современные подходы к проблеме преемственности в коррекционно-педагогической работе дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения и общеобразовательной начальной школы.
В данной статье раскрываются проблемы преемственности между дошкольным коррекционным учреждением и начальной общеобразовательной школой. Раскрываются современные формы преемственности, актуальность да...
Коррекционно – педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения (теоретические подходы)
Современный этап практики и теории тифлопедагогики располагает некоторой научно-практической базой для решения вопросов управления развитием нарушенного зрительного восприятия дошкольников....
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения...
Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми в средней группе, имеющими нарушение зрения».
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и...
Методическая разработка "Коррекционно педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ"
Физическое воспитание – неотъемлемая часть общей системы коррекционно-профилактической работы...