Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Этот проект позволяет в системе строить работу по повышению самооценки детей дошкольного возраста, используя сказкотерапию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_den_znaniy.doc | 40 КБ |
korr-razv_rab_po_samootsenke.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №2 «Солнышко»
Автор: педагог-психолог Булгурян Е. А.
С. Чалтырь
2016 г.
Тема: «День знаний!»
Сроки: 24 августа-6 сентября.
Итоговое событие: фотовыставка «Я в детском саду», участие в празднике «День знаний»
Цели: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Продолжать работу по подготовке руки ребенка к письму. Упражнять в чтении отдельных слов. Развивать связную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов). Развивать графические навыки, образное мышление, память. Формировать положительные представления о профессии учителя и деятельности ученика, позитивное отношение к обучению в школе, уважительные дружеские отношения детей друг к другу.
Образователь ные области | Познавательное развитие | Социально-коммуникативное развитие | Речевое развитие |
Виды деятельности | Познавательно- исследовательская деятельность: Д/и «Что нужно первокласснику». (Цель: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе; воспитывать собранность, аккуратность, желание учиться в школе. Д\и «Путешествие в прошлое книги».(Цель: Познакомить детей с историей создания книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к книгам и чтению. Учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели. Игровое упражнение Считай дальше». (Задачи: 1.Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 10, Знакомство со счетом в пределах 20. 2. Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. (называть предыдущее и последующее число). 3. Закрепить умение самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание 4.Закрепление умения составления чисел 9 и 10 из двух меньших. Д/и «Кому что?» (Цель: учить детей использовать свои знания о школьных профессиях. Развивать связную речь, логическое мышление, инициативность.) Д/и «Выбери фигуру». (Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в их классификации по разным признакам (цвету, величине, форме).Учить их называть элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы Конструирование: Игра с крупным строительным материалом «Строим детский сад.» (Цель: учить детей осуществлять пространственный анализ знакомой постройки, самостоятельно находить способы ее выполнения из конструктора, обосновывать свои решения. | Коммуникативная деятельность: Социализация: сюжетно-ролевая игра «Школа». (Цель:познакомить детей с сюжетно-ролевой игрой «Школа». Задачи: расширить, уточнить, конкретизировать знания детей о школе. Воспитывать у детей желание учиться. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.) Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». (Цель: способствовать творческому использованию детьми в игре представлений об окружающей жизни, применению знаний о режиме, важности его соблюдения. Развивать игровую деятельность. Самообслуживание и элементарный бытовой труд: оценивать правильность своих действий). Расширять знания детей о способах сохранения здоровья, учить применять их в повседневной жизни. Показать рациональные способы и приемы работы, требования к качеству выполненных действий. Работа в центре книг: реставрация книг. (Цель: учить детей выявлять книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их. Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок. | Развитие речи: Интегрированное занятие «Приключения портфеля» Цель. Систематизировать и расширять представления детей о школе. Продолжать работу по подготовке руки ребенка к письму. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные дружеские отношения детей друг к другу. Беседы: 1. «Где были, что видели?». (Цель: побеседовать с детьми о том, где они отдыхали летом.) 2. «Как хорошо у нас в саду!». (Цель: расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим. ) 3. «Этичные и неэтичные поступки». (Цель: формировать навыки культурного поведения дома, в детском саду, в школе, в общественных местах. ) 4. Д/и «Скажи по-другому». (Цель: учить детей подбирать синонимы, обогащать словарный запас детей, развивать вербальное воображение. 5.Беседа на тему «Кто я»? (Цель: развивать самосознание детей. Учить называть правильно свое имя, отчество, фамилию, адрес, телефон, страну. Учить понимать, какие социальные роли исполняет каждый человек.) 6. «Мое имя» (Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения имен. Рассказать о значении имен детей группы, об их происхождении. Расширять словарь детей, развивать связную речь.) |
Создание условий для самостоятельной деятельности | Внесение атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад», «Школа». Выкладывание в книжный уголок энциклопедий - история, география… |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
для дошкольников
с заниженной самооценкой
средствами сказкотерапии
Разработала:
Педагог- психолог
первой квалификационной категории,
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.
Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.
В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости , преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачами программы являются:
- Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
- Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
- Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться
- Иметь положительное представление о себе.
- Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
- Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
- Уметь выражать свои чувства.
- Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.
Структура занятий
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.
Тематический план занятий
Название темы Часы
- Давай познакомимся. Диагностика. 2
Установление межличностных контактов
между участниками группы. Выработка правил группы.
2.Мир эмоций.( Снятие эмоционального напряжения) 2
3.Научись любить себя. 2
(Формирование позитивного отношения к себе)
4.Все в моих силах.( Актуализация потенциала ребенка) 4
5.Вместе тесно, а врозь скучно. 6
(Обучение методам социально-приемлемого
выражения негативных эмоций,
техникам конструктивного разрешения конфликтов).
6.Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 2
(Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми).
7.Праздник. Заключительное занятие - рефлексия. 2
Содержание коррекционной программы
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», « Два дома» , «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу.(«Ручеёк», «Шустрики-мямлики»).Введение в сказкотерапию.(Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки)
Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение , бумага и карандаши.
Рефлексия. «Свет в твоём окне».( Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику.
Тема 2
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии».
Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок («Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)
Тема 3
Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста»,рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны.
Тема 4
Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций.
Методы: чтение сказок («Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально - психологические игры( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»
Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло.
Тема 5
Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)
Материалы и оборудование: текст сказки («Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв.
Тема 6
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки («Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка»)социально - психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.
Тема 7
Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»
Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился»
Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.
Литература
Андреев О.А. Тренируем свою память. – Ростов н/Д, 2004.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только),
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
Кузнеченкова С. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Кисова В.В., Конева И.А, Практикум по специальной психологии. – Спб.: Речь, 2006.
Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей. – Спб.: Речь, 2010.
Локалова Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Практикум по сказкотерапии/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Павлова Н.Н., руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2011.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Ткачева И. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2010.
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главн...
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»
В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...