Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.
Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.
В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости , преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачами программы являются:
1. Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
2. Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
3. Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться
1. Иметь положительное представление о себе.
2. Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
3. Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
4. Уметь выражать свои чувства.
5. Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.
Структура занятий
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_samootsenka.doc | 60.5 КБ |
samootsenka.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
для дошкольников
с заниженной самооценкой
средствами сказкотерапии
Пояснительная записка
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе на основе сформированного представления окружающих. В качестве основного критерия оценивания выступает система личных ценностей. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач индивидуального выбора в различных ситуациях, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки сверстников, родителей и педагогов.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться в обществе и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Его самооценка позволяет осуществлять личностный рост. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к жизни, трудно сходятся со сверстниками. Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость становятся их постоянными спутниками. Они не хотят участвовать в играх, потому что бояться оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Их ранят насмешки и сравнения со сверстниками.
Очень часто заниженная самооценка формируется в семье как результат выбранного стиля воспитания ребёнка родителями. Это может быть гиперопека, когда ребёнок лишается всякой самостоятельности и инициативы. Он воспитывается по принципу «Ты ещё маленький, тебе рано. Я лучше знаю, как будет лучше». В таком случае у ребёнка не формируется желание взрослеть. За ним закрепляется выражение «Маменькин сыночек». Другой сценарий – авторитарный подход в воспитании личности. В данном случае любое проявление своеволия малыша наказывается. От него ждут беспрекословного послушания. В него вселяют веру, что он ничего и никогда не сможет.
Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально - психологической помощи данной категории детей. С этой целью и была разработана программа коррекции низкого уровня самооценки у детей дошкольного возраста.
В программе основным методом в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку, избрана сказкотерапия. Сказка близка детям по духу. Волшебный мир помогает постигать премудрости , преодолевать препятствия, проявлять лучшие качества своего характера, а главное, подражая действиям положительных героев, верить в себя.
Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода.
В основе данной программы лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
• сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
• сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
Цель коррекционной программы - формирование позитивной Я-концепции: повышение уверенности в собственных силах и коррекция поведенческих реакций средствами сказкотерапии.
Задачами программы являются:
- Формирование у детей адекватных эмоциональных реакций в отношении себя, своих возможностей;
- Закрепление навыков положительных поведенческих реакций в коллективе;
- Формирование у детей опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться
- Иметь положительное представление о себе.
- Верить в свои возможности и стремиться к их реализации.
- Устанавливать контакт со сверстниками, проявляя интерес к общению.
- Уметь выражать свои чувства.
- Проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений.
Структура занятий
Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.
Занятия проводятся два раза в неделю по 20 -25 минут в группах по 8 человек.
Тематический план занятий
Название темы Часы
- Давай познакомимся. Диагностика. 2
Установление межличностных контактов
между участниками группы. Выработка правил группы.
2.Мир эмоций.( Снятие эмоционального напряжения) 2
3.Научись любить себя. 2
(Формирование позитивного отношения к себе)
4.Все в моих силах.( Актуализация потенциала ребенка) 4
5.Вместе тесно, а врозь скучно. 6
(Обучение методам социально-приемлемого
выражения негативных эмоций,
техникам конструктивного разрешения конфликтов).
6.Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много. 2
(Развитие коммуникативных умений и навыков в общении как со сверстниками, так и со взрослыми).
7.Праздник. Заключительное занятие - рефлексия. 2
Содержание коррекционной программы
Тема 1
Цель: Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы. Диагностика уровня самооценки детей.
Методы: Методика диагностики самооценки «Лесенка», « Два дома» , «Золотая рыбка». Игры на знакомство и положительного отношения друг к другу.(«Ручеёк», «Шустрики-мямлики»).Введение в сказкотерапию.(Викторина по сказкам. Оценка личности героев сказки)
Материалы и оборудование: куклы сказочных героев, музыкальное сопровождение , бумага и карандаши.
Рефлексия. «Свет в твоём окне».( Каждый ребёнок рисует свой многоэтажный дом. По итогам каждого занятия закрашивает окно зелёным, жёлтым или красным цветом в зависимости от полученного настроения и знаний). В конце курса можно проследить динамику.
Тема 2
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Методы: Социально - психологические игры, прослушивание отрывков сказок с участием отрицательных героев, беседа о страхах и недостатках (лень, зависть, жадность, глупость), рисунок «Мой любимый герой в сказке», «Герой без моей симпатии».
Материалы и оборудование: карточки с изображением отрицательных героев, карточки с изображением разных эмоций, записи отрывков сказок («Три поросёнка», «Лиса и заяц», «Вершки и корешки», «Волк и лиса»)
Тема 3
Цель: формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
Методы: релаксация по представлению «Здравствуй Я, мой любимый», чтение сказки Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», Шарля Перо «Золушка», «Заяц-хваста»,рисунок «Это я теперь», «Я в будущем», социально-психологические игры. Психогимнастика «Солнечный зайчик»
Материалы и оборудование: текст сказки, магнитофон и кассета с музыкой для релаксации. Мешок для игры «Я хороший – я плохой», жетоны.
Тема 4
Цель: развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах, актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств, формирование положительных поведенческих реакций.
Методы: чтение сказок(«Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Маша и медведь»), социально - психологические игры( «Мышеловка», «Голова дракона», «Вороны и воробьи» «Соломинка»), беседа, рисунок «Как мы боремся с трудностями», диагностика уровня самооценки «Лесенка». Игра «Неоконченные предложения»
Материалы и оборудование: тексты сказок, серединки и лепестки «цветика-семицветика» для игры «Скажите мне хорошее», бумага и карандаши, одеяло.
Тема 5
Цель: обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в группе.
Методы: чтение сказки, социально - психологические игры, беседа. Моделирование ситуаций ( «Ты меня обидел», «Ты меня толкнул», «Ты взял моё»)
Материалы и оборудование: текст сказки («Теремок», «Зимовье зверей») небольшие подушки для петушиных боёв.
Тема 6
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Методы: чтение сказки («Рукавичка», «Про Чебурашку», «Красная шапочка»)социально - психологические игры ( «Рукавички», «Царь зверей», «Капитаны»), беседа.
Материалы и оборудование: текст сказки, рукавички из бумаги, магнитофон, кассета с веселыми детскими мелодиями.
Тема 7
Цель: подвести итог всей проделанной работе.
Методики: праздник, беседа, социально - психологическая игра «Чемодан», диагностика самооценки «Лесенка», «Я и мои друзья»
Материалы и оборудование: бланки для диагностики, рисунки чемоданов для игры «Чему я научился»
Организуется чаепитие и сладкий стол. Руководитель поощряет свободное общение детей, обмен мнениями о прошедших занятиях, о некоторых моментах занятий.
Литература
Андреев О.А. Тренируем свою память. – Ростов н/Д, 2004.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щебинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 5, 6, 7 лет.
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 18/2005. Двигательные игры-разминки (для первоклассников, и не только),
Газета "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 37/2004. Метод быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
Кузнеченкова С. Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Кисова В.В., Конева И.А, Практикум по специальной психологии. – Спб.: Речь, 2006.
Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей. – Спб.: Речь, 2010.
Локалова Н.П. «120 уроков психического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008.
Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Практикум по сказкотерапии/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Павлова Н.Н., руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2011.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Ткачева И. Коррекция и развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Дрофа, 2010.
Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста. – М.: Генезис, 2003.
Предварительный просмотр:
«я!»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: выбирается «именинник» (по очереди). Ему задается вопрос от группы: «Какие в тебе есть хорошие качества? Ответы ребенка записываются. Далее именинник залезает на стул. Его просят каждый раз, когда он услышит свое хорошее качество, громко выкрикнуть: «Я!». Ведущий зачитывает записанные качества. А группа хором повторяет.
«Что мне нравится в тебе?».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Проводят в парах или в круге. О каждом из участников группа (по очереди) высказывается: «Мне нравится в тебе, (имя ребенка), ... » В парах участники называют качества друг друга, которые им нравятся (несколько характеристик).
«Что я умею делать хорошего?».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждого из участников просят рассказать о том, что он умеет делать хорошего. При затруднениях группа дополняет ответ участника.
«Я - король!».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый из участников имеет возможность побывать в роли короля, сидеть на троне, давать указания, издавать законы. Время «царствования» - 7 минут.
«Главная роль».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: В условиях театрализации ребенку с низкой самооценкой дается роль победителя, героя. Можно поставить любую сценку, подходящую детям по возрасту.
Рисование на тему «Я победитель!».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Детям дается все необходимое для рисования и предлагается нарисовать себя в роли победителя.
«Пожелания»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый из участников высказывает, что бы он пожелал другим от чистого сердца.
«Мой подарок для тебя!»
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Ведущий распределяет детей на пары и говорит: «Возьмите за руки партнера. Подумайте, что бы вы подарили друг другу. Почему именно этот подарок? Нарисуйте свой подарок и подарите».
«Мой хороший поступок».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Каждый по очереди рассказывает о своем хорошем поступке.
«Именинник».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Выбирается именинник, который рас- сказывает о своем хорошем поступке. Затем распределяются роли и проигрывается ситуация, изложенная именинником; далее он делится своими впечатлениями. В итоге участники группы подходят к имениннику, жмут ему руку и, глядя в глаза, говорят: «Молодец!»
«Ромашка успеха».
Цель: повышение самооценки ребенка.
Содержание: Сердцевиной ромашки становится фотография улыбающегося ребенка. Желательно, чтобы фотография ассоциировалась с каким-либо ярким, богатым впечатлениями моментом из жизни (детский праздник, рыбалка с папой ... ). Вокруг сердцевины нужно расположить семь крупных лепестков разного цвета. Каждый лепесток - это день недели, и он имеет свой цвет. На лепестках отмечаются успехи, которых ребенок достиг в течение дня. В выходные родители могут торжественно зачитать список достижений ребенка за неделю.
Игры на повышение самооценки у дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.
Содержание 1. Пояснительная записка1.1 Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2 Понятие «агрессивного поведения»1.3 Специф...
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...
Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики
Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с заниженной самооценкой средствами сказкотерапии
Этот проект позволяет в системе строить работу по повышению самооценки детей дошкольного возраста, используя сказкотерапию....
Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»
В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...