"Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка"
статья по теме

Попова Елена Александровна

   Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги  и родители должны  стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья для педагогов ДОУ33.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конструктивно-партнёрское  взаимодействие ДОУ с семьей

как условие повышения качества воспитания и развития ребенка

Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам[1.С.3]. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.

 В статье 18 Закона РФ  «Об образовании» говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений»[2].

   Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени приводит  к ухудшению физического и  психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы[1.С.3].

   Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги  и родители должны  стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

   Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей,  охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

   Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

- повысить психолого-педагогическую  компетентность родителей в области детско-родительских отношений;

- установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;

- создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий;

- помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;

- привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;

- организовать пропаганду положительного опыта общественного и семейного воспитания; дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми.

   Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Действенной формой общения воспитателей с семьёй ребёнка являются родительские собрания. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.    

Рекомендации по подготовке  и проведению родительского собрания:

- За неделю до собрания мы проводим  анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения).

- Для активизации родителей и обеспечения их явки на собрание изготавливаем приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов принимают активное  участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

- В соответствии с темой собрания оформляем  яркие и содержательные информационные уголки, изготавливаем буклеты, ширмы, папки-передвижки, оригинальные памятки с советами.  

- В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, участникам вручаются небольшие памятные подарки и грамоты.

- Для активизации родительского внимания мы используем  мультимедийное оборудование - видеозаписи   с участием детей, фотографии, схемы, графики.  

   Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок. Например, выставка «В мире любимых сказок», приуроченная к   литературной викторине «Мы - читающая семья!», где дети и родители не только представили свои рисунки и поделки из природного материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения. На родительском собрании «Научите ребёнка любить свой город», проведённом в форме интеллектуальной игры «Колесо истории», родителям был показан видеофильм «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города». Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и  позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию. Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в спортзале, на улице.

   Такая работа способствует расширению знаний родителей в области детско-родительских отношений, помогает формированию детско-взрослого сообщества, эмоциональному сближению детей и родителей, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, устанавливаются доверительные отношения педагогов и родителей, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка[4.С. 19].

    Дошкольники проживают удивительный период в своей жизни - период Детства. Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Часто Детство рассматривают как стартовую площадку, с которой начинается жизненный путь взрослого. Все начинается с детства[5.С.5].   Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». Поможем ребёнку расти счастливым!!!

Литература.

1. Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. Педагогика взаимопонимания [Текст] / О.В. Москалюк,                                              Л.В. Погонцева. – Издательство «Учитель». 2010. – 3 с.

2. Закон РФ  «Об образовании» [Текст] / М. 2008. - статья 18.

3. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением». [Текст] //2008.

     № 4. –  С.19.

4. Колпакова, Н.В. Поможем ребёнку расти счастливым [Текст] /Н.В. Колпакова. – Барнаул.  2007. – 5 с.

1 слайд - тема:

«Конструктивно-партнёрское  взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка».

2 слайд – Януш Корчак 

Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.

3 слайд – Закон об образовании

4 слайд – нестабильность, раздражительность стресс.

 Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени приводит  к ухудшению физического и  психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы.

5 слайд –Голуби – руки семья, ДОУ, ребёнок.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги  и родители должны  стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

6 слайд –качество работы ДОУ.

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей,  охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

7 слайд – для достижения конструктивного взаимодействия

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа.

  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей;

  • Установление  партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;

  •  создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий;

  • организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

  • помощь родителям в осознании своей роли в процессе развития ребёнка.

8 слайд – нетрадиционные формы общения

Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Действенной формой общения воспитателей с семьёй ребёнка являются родительские собрания. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.    

9 слайд – для активизации родительского внимания

- За неделю до собрания мы проводим  анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения).

- Для активизации родителей и обеспечения их явки на собрание изготавливаем приглашения каждой семье в виде рисунков, аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов принимают активное  участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

- В соответствии с темой собрания оформляем  яркие и содержательные информационные уголки, изготавливаем буклеты, ширмы, папки-передвижки, оригинальные памятки с советами.  

10 слайд – использование мультимедийного оборудования

Для активизации родительского внимания мы используем  мультимедийное оборудование - видеозаписи   с участием детей, фотографии, схемы, графики.   Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и  позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию.

11 слайд – в мире любимых сказок

В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, участникам вручаются небольшие памятные подарки и грамоты.

Например, выставка «В мире любимых сказок», приуроченная к   литературной викторине «Мы - читающая семья!», где дети и родители не только представили свои рисунки и поделки из природного материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения.

12 слайд - ВИДЕО

13 слайд –научите ребёнка любить свой город

На родительском собрании «Научите ребёнка любить свой город», проведённом в форме интеллектуальной игры «Колесо истории», родителям был показан видеофильм «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города».

14 слайд - ВИДЕО

15 слайд – От того как прошло детство

Такая работа способствует расширению знаний родителей в области детско-родительских отношений, помогает формированию детско-взрослого сообщества, эмоциональному сближению детей и родителей, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, устанавливаются доверительные отношения педагогов и родителей, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка

16 слайд – спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования

   Современная наука  выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством  воспитательно  – образовательного процесса и образования в целом. Он...

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условия повышения качества дошкольного образования.

Для формирования позитивного отношения к решению проблем  патриотического и духовно – нравственного воспитания  дошкольников у воспитателей и руководителей  ДОУ необходимо не прос...

Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.

Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....

Интеграционные процессыв образовательном процессе, как условие повышения качества музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Будущее страны-это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровеньэстетического сознания закладывается сейчас.Поэтому особо актуальным представляется поск, разработка новых технологий интег...

проект "Всех важней на свете мама" (муниципальный конкурс "Патриотическое и духовно - нравственное воспитание как условие повышения качества образования в ДОУ")

Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Все люди уважают и любят матерей. Сегодня в этот хмурый, осенний денек мы празднуем самый главный и значимый праздник – День матери! Ма...