"Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка"
статья по теме
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство.И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья для педагогов ДОУ | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей
как условие повышения качества воспитания и развития ребенка
Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам[1.С.3]. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится:
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений»[2].
Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени приводит к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы[1.С.3].
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области детско-родительских отношений;
- установить партнерские отношения, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
- создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий;
- помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;
- привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;
- организовать пропаганду положительного опыта общественного и семейного воспитания; дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми.
Воспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Действенной формой общения воспитателей с семьёй ребёнка являются родительские собрания. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание.
Рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания:
- За неделю до собрания мы проводим анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения).
- Для активизации родителей и обеспечения их явки на собрание изготавливаем приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов принимают активное участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
- В соответствии с темой собрания оформляем яркие и содержательные информационные уголки, изготавливаем буклеты, ширмы, папки-передвижки, оригинальные памятки с советами.
- В нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, участникам вручаются небольшие памятные подарки и грамоты.
- Для активизации родительского внимания мы используем мультимедийное оборудование - видеозаписи с участием детей, фотографии, схемы, графики.
Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок. Например, выставка «В мире любимых сказок», приуроченная к литературной викторине «Мы - читающая семья!», где дети и родители не только представили свои рисунки и поделки из природного материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения. На родительском собрании «Научите ребёнка любить свой город», проведённом в форме интеллектуальной игры «Колесо истории», родителям был показан видеофильм «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города». Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию. Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в спортзале, на улице.
Такая работа способствует расширению знаний родителей в области детско-родительских отношений, помогает формированию детско-взрослого сообщества, эмоциональному сближению детей и родителей, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, устанавливаются доверительные отношения педагогов и родителей, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка[4.С. 19].
Дошкольники проживают удивительный период в своей жизни - период Детства. Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство - это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. Часто Детство рассматривают как стартовую площадку, с которой начинается жизненный путь взрослого. Все начинается с детства[5.С.5]. Ребенок не просто готовится к будущей жизни. Он живет «здесь и сейчас». Поможем ребёнку расти счастливым!!!
Литература.
1. Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. Педагогика взаимопонимания [Текст] / О.В. Москалюк, Л.В. Погонцева. – Издательство «Учитель». 2010. – 3 с.
2. Закон РФ «Об образовании» [Текст] / М. 2008. - статья 18.
3. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением». [Текст] //2008.
№ 4. – С.19.
4. Колпакова, Н.В. Поможем ребёнку расти счастливым [Текст] /Н.В. Колпакова. – Барнаул. 2007. – 5 с.
1 слайд - тема: «Конструктивно-партнёрское взаимодействие ДОУ с семьей как условие повышения качества воспитания и развития ребенка». |
2 слайд – Януш КорчакРебёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей. |
3 слайд – Закон об образовании |
4 слайд – нестабильность, раздражительность стресс.Потребность детей в любви, тепле, ласке, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня необходимость поиска заработка, перегрузка на работе, сокращение свободного времени приводит к ухудшению физического и психического состояния родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам, что наносит ущерб физическому и психологическому здоровью ребёнка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике, психологии, медицине, чтобы решить возникающие проблемы. |
5 слайд –Голуби – руки семья, ДОУ, ребёнок.Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. |
6 слайд –качество работы ДОУ.Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее всестороннее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. |
7 слайд – для достижения конструктивного взаимодействияВзаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа.
|
8 слайд – нетрадиционные формы общенияВоспитатель ДОУ ежедневно общается с детьми и родителями, видит их проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Действенной формой общения воспитателей с семьёй ребёнка являются родительские собрания. Однако родители – люди занятые, им порой некогда поговорить с воспитателем, прийти на собрание или они считают, что уже все знают о своём ребенке. В этом случае педагог должен знать, как заинтересовать родителей необходимой педагогической информацией, а затем как эффективнее построить родительское собрание. |
9 слайд – для активизации родительского внимания- За неделю до собрания мы проводим анкетирование родителей по теме собрания. (Анкеты заполняются дома и их результаты используются в ходе его проведения).- Для активизации родителей и обеспечения их явки на собрание изготавливаем приглашения каждой семье в виде рисунков, аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. В изготовлении приглашений-секретов принимают активное участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.- В соответствии с темой собрания оформляем яркие и содержательные информационные уголки, изготавливаем буклеты, ширмы, папки-передвижки, оригинальные памятки с советами. |
10 слайд – использование мультимедийного оборудованияДля активизации родительского внимания мы используем мультимедийное оборудование - видеозаписи с участием детей, фотографии, схемы, графики. Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию. |
11 слайд – в мире любимых сказокВ нашем детском саду используются такие формы привлечения родителей на родительские собрания, как: подготовка конкурсов, выставок, поделок по теме собрания. При этом в конкурсах участвуют и дети, и их родители. Все подготовленные работы выставляются до начала собрания, участникам вручаются небольшие памятные подарки и грамоты.Например, выставка «В мире любимых сказок», приуроченная к литературной викторине «Мы - читающая семья!», где дети и родители не только представили свои рисунки и поделки из природного материала, но и читали друг другу стихи, рассказывали сказки и невероятные истории, героями которых были их творения. |
12 слайд - ВИДЕО |
13 слайд –научите ребёнка любить свой городНа родительском собрании «Научите ребёнка любить свой город», проведённом в форме интеллектуальной игры «Колесо истории», родителям был показан видеофильм «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города». |
14 слайд - ВИДЕО |
15 слайд – От того как прошло детствоТакая работа способствует расширению знаний родителей в области детско-родительских отношений, помогает формированию детско-взрослого сообщества, эмоциональному сближению детей и родителей, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДОУ, устанавливаются доверительные отношения педагогов и родителей, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка |
16 слайд – спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности...
Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка: педсовет....
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условие повышения качества дошкольного образования
Современная наука выделяет свыше 12 подходов к формированию системы управления качеством воспитательно – образовательного процесса и образования в целом. Он...
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание, как условия повышения качества дошкольного образования.
Для формирования позитивного отношения к решению проблем патриотического и духовно – нравственного воспитания дошкольников у воспитателей и руководителей ДОУ необходимо не прос...
Взаимодействие детского сада и семьи как условие повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка.
Статья содержит практические советы из опыта работы детского сада по улучшению взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе....
Интеграционные процессыв образовательном процессе, как условие повышения качества музыкально-эстетического воспитания дошкольников.
Будущее страны-это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровеньэстетического сознания закладывается сейчас.Поэтому особо актуальным представляется поск, разработка новых технологий интег...
проект "Всех важней на свете мама" (муниципальный конкурс "Патриотическое и духовно - нравственное воспитание как условие повышения качества образования в ДОУ")
Слово «мама» - одно из самых древних на Земле. Все люди уважают и любят матерей. Сегодня в этот хмурый, осенний денек мы празднуем самый главный и значимый праздник – День матери! Ма...