Программа коррекционного обучения
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Орлова Любовь Андреевна
1.Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей.
2.Постановка отсутствующих звуков у детей.
3.Формирование навыков различения звуков на слух.
4.Обучение детей навыкам анализа и синтеза звукового состава слова.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа коррекционного обучения Исполнитель Орлова Л.А.

Слайд 2

2 Филичева Татьяна Борисовна – Академик Международной Славянской Академии Образования им. Я.А.Коменского , академик Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы; главный редактор журнала «Логопедия», член редколлегии журналов «Дефектология», «Дети с проблемами развития»; автор вузовских учебников и программ для дошкольных и коррекционных учреждений. Чиркина Галина Васильевна (1935-2013) – известный советский и российский специалист в области логопедии, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи в Институте коррекционной педагогики РАО.

Слайд 3

«Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада) разработана в 1993 г. Задачи: Закрепление и автоматизация навыков правильного произношения звуков, имеющихся в речи детей. Постановка отсутствующих звуков у детей. Формирование навыков различения звуков на слух. Обучение детей навыкам анализа и синтеза звукового состава слова. 3

Слайд 4

Три периода по содержательному принципу: I . Индивидуальные подгрупповые занятия включают: а) закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков гласные – а,о,у,и,э,ы доступные согласные – м- мь , н- нь , п- пь , т- ть , к- кь , ф- фь , в- вь , б- бь , д, г- гь и т. д. ЦЕЛЬ : активизировать артикуляционный аппарат, создать основу для самостоятельного появления в речи отсутствующих звуков, увеличить внятность речи в целом. 4

Слайд 5

б) Постановка отсутствующих звуков. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. свистящие и шипящие: с- сь , з- зь , ц, ш, ж, ч, щ озвончение: з и б, от з – ж, от б – д, от д – т соноры : р и л 5

Слайд 6

РАБОТА НАД ПРОИЗНОШЕНИЕМ 2 ЭТАПА Постановка звука при изолированном произношении. Отработка в сочетании с другими звуками в слогах, словах 6

Слайд 7

СИСТЕМА ОТРАБОТКИ ЗВУКОВ В СОЧЕТАНИИ С ДРУГИМИ ЗВУКАМИ: а ) В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ (ЗВУК В УДАРНОМ СЛОГЕ): СА – САНИ СУ - СУК СО – СОВЫ СЫ – СЫН б) В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ : ОС – НОС; в) В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ: САС – СОСНА ; г ) В СТЕЧЕНИИ С СОГЛАСНЫМИ: СТА – СТАНОК, СТУ – СТУК, СКА – МИСКА; д) В СЛОВАХ, ГДЕ ИЗУЧАЕМЫЙ ЗВУК НАХОДИТСЯ В БЕЗУДАРНОМ СЛОГЕ: МАСКА, КИСКА, МИСКА. Мягкий звук отрабатывают после твердого в той же последовательности 7

Слайд 8

Полезны слоговые упражнения с постепенным наращиванием слогов, с попеременным ударением. Пример последовательности дифференциации звуков: Са – ша ша – са саша шаса саш сош сашаса саша шаса шас шос шасаша В период закрепления большое значение имеет неоднократное повторение слов, включающих заданный звук 8

Слайд 9

II . Фронтальные занятия Этапы : 1. Закрепление правильного произношения изучаемого звука. 2. Дифференциация звуков (на слух и в произношении). 9

Слайд 10

1 этап: Закрепление правильного произношения изучаемого звука. Упражнения: - на употребление лексико – грамматических категорий (единственное и множественное число существительных, согласование прилагательных и числительных с существительными, приставочные глаголы) - развитие связной речи (рассказ по картине) 10

Слайд 11

2 этап: Дифференциация звуков ( на слух и в произношении) От умения воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки зависит точное воспроизведение звуко -слоговой структуры слов 11

Слайд 12

III. Подготовка к овладению грамотой Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов. 12

Слайд 13

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, первые 2 недели ноября) Индивидуальная и подгрупповая работа – ежедневно Фронтальные занятия по произношению – 2 раза в неделю На фронт альных занятиях изучают гласные звуки, доступные по артикуляции согласные: а,у , ау, и, о, э, ппь , т, ккь , птк , ауои , ы, йот, ль, йот-ль. В течении 1- го периода обучения дети учатся четко воспроизводить гласные звуки, угадывать их в беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. 13

Слайд 14

Все задания предлагаются в игровой форме Упражнения воспитывают у детей внимание к речи и звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков Игра с мелками 14 Игра с ленточками Игра «Эхо»

Слайд 15

Обработку произношения простых согласных звуков ( ппь , т, ккь , ль ) сочетают с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, определять наличие данного звука в слове Выделения начальной и конечной позиции звука в слове п аук, пау к Запоминание слоговых рядов та - ат , пу – уп - пу С разной интонацией и силой голоса медленно и обрывисто с выделением ударного слога па – па – па па – па – па па па па Процесс проговаривания сопровождают отхлопыванием , отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. 15

Слайд 16

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению места звука в слове Игра « Кто в домике живет?» Дети ищут картинки, в названии которых есть данный звук, а затем «расселяют» их в трехэтажном домике. на 1 этаже – звук в начале слова на 2 этаже – в середине слова на 3 этаже – в конце слова Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов ( ат,ап,ут,уп,ит,ип,аль,оль ) 16 т

Слайд 17

Второй период обучения (вторая половина ноября – первая половина февраля) Индивидуальная и подгрупповая работа – ежедневно Фронтальные занятия по произношению – 3 раза в неделю На индивидуальных занятиях продолжается постановка звуков и их автоматизация. Новое – дифференциация по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. 17

Слайд 18

На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль - ы – и, сь , ссь , з, з – зь , с – з, сь – зь , ц, б – п, ш, ж, с- сш , з – ш, з – ж, с – ш – з - ж каждый звук 2 – 3 занятия продолжают работу по составлению предложений по вопросам, рассказа по картинке; продолжают работу по закреплению навыков звукового анализа и синтеза; усваивают термины: слог, слово, гласные, согласные звуки, предложение. 18

Слайд 19

Третий период обучения (февраль, март, апрель, май) Индивидуальная и работа – по необходимости Фронтальные занятия – 3 раза в неделю В течение этого времени изучают звуки: л, р, л – ль, р – рь , л – р, л – ль – р – рь , ч, щ. Осуществляется их дифференциация; Развитие самостоятельных высказываний; Звуковой анализ и синтез: гласные – красными кружочками, согласные синими . К концу 3 периода самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением ( сто, шко , сту ). Обучение заканчивается в июне. 19

Слайд 20

Спасибо за внимание! 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Рабочая программа коррекционного обучения детей с нарушениями речевого развития 6 -7 лет на логопункте

Рабочая программа, составленная в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (С.Г.Шевченко, М.А.Васильевой) для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности (6 л – 7 л) на 2017 – 2018 учебный год.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со...

Конспект занятия по лепке ≪Новогодние бусы≫ (для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно- развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой первый год обучения)

ЦППРК ≪Детская личность≫Конспект занятия по лепке≪Новогодние бусы≫(для детей с нарушением интеллекта по программе коррекционно-развивающего обучения и воспитания Е.А. Екжановой иЕ.А. Стребелевой первы...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )

1.1Пояснительная записка     Рабочая программа составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности  учителя-логопеда с ребенком 4– летнего возраста, имеющег...