Особенности применения планшетного компьютера в образовательном процессе детского сада для детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Мелёхин А.И.

Клинический психолог ГБОУ Детский сад № 437

Мелёхина О.В.

 

Учитель-дефектолог ГБОУ Детский сад № 437

 

Аннотация: В статье приводятся примеры исследований о плюсах и минусах применения планшетного компьютера IPAD в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Приводится система специально подобранных приложений (программ, игр) как средств для развития психических функций у дошкольников.

 

На данный момент наблюдается пик появления интерактивных технологий: планшетных компьютеров (IPAD, Samsung Tab, BlackBerry PlayBook), консолей (XBOX 360, Playstation 3) и т.д, которые полностью заполняют всю жизнь и деятельность современных детей, начиная с раннего возраста.

Исследования психологов показывают, что дети, начиная с 1,5 (2,5) лет очень быстро осваивают планшетный компьютер IPAD. Родители таких детей часто говорят: "там действительно все очень просто, наглядно и интуитивно понятно",  "моему ребенку пришлось показывать, что там и как – раз-два-три, после чего он уже самостоятельно игрался с гаджетом и не просил ничего". Социологические исследования показали, что самым ожидаемым подарком от Деда мороза, который просят дети, является 1) планшетный компьютер IPAD 2) мобильный телефон Iphone.

Появляются различные исследования о том, что при помощи планшетного компьютера IPAD можно приучить ребенка к горшку (К. Галлардо, 2012) и таких новостей прибавляется все больше и больше. Возникает серьезный вопрос: как подобные интерактивные технологии влияют на развитие ребенка и на его Детство в целом?

Психолог Уоррен Баклеитнер (2008) указывает, что с одной стороны планштный компьютер IPAD – является революционным образовательным инструментом и на данный момент стал неотъемлемой частью Детства современных детей. Однако с другой стороны, частое использование и злоупотребление IPAD не приводит к благоприятному развитию, а наоборот способствует возникновению различных поведенческих проблем у ребёнка, в том числе и развитие игровой или мобильной зависимости, что негативно складывается на весь процесс развития ребенка в целом.

Согласно последним исследованиям в Великобритании и США (конец 2011 г. – начало 2012 г.), в которых принимали участие 2200 семей у которых были дети, было показано, что 31 % детей от 3 до 8 лет пользуются IPAD родителей, а 15% детей имеют свои собственные планшетные компьютеры.

77% родителей считают, что использование планшетных компьютеров их детьми способствует их развитию и помогает развивать творческие способности. Детям нужны игры и игрушки, которые позволяли бы им отражать близкие и знакомые жизненные ситуации. Они должны быть похожи на настоящие предметы,  соотноситься с ними по величине. В этом смысле планшетный компьютер гораздо точнее отражает мир, чем рисунки на кубиках лото и книжках. К тому же на планшетном компьютере можно смотреть неограниченное число лексических тем и модельный ряд постоянно обновляется. Все, что происходит на экране, движется, издает такие же звуки и сигналы, как в реальности. «Книжка же и игрушки, как правило, молчат и рискуют устареть и быстро надоесть", "планшетный компьютер IPAD не ограничивает фантазию ребенка" именно так утверждают многие современные родители дошкольников.

Детский психолог, заведующий одной из крупнейших лаборатории по детской психологии в Австралии (“Swinburne Baby Lab”) Дж. Кауфман        (J. Kaufman) в своей статье: «Помогает или вредит психическому развитию детей планшетный компьютер IPAD?» («Is the iPad helping or harming children?» (2012) рассказывает о том, как влияет IPAD на развитие мозга у детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.i._melyohin_original_stati.docx50.39 КБ

Предварительный просмотр:

11.01.13

Особенности применения планшетного компьютера Apple IPAD

в образовательном процессе детского сада

Мелёхин А.И.

Клинический психолог ГБОУ Детский сад № 437

vjchuck@yahoo.сom

Мелёхина О.В.

Учитель-дефектолог ГБОУ Детский сад № 437

cad437@mail.ru

Аннотация: В статье приводятся примеры исследований о плюсах и минусах применения планшетного компьютера IPAD в обучении и воспитании ребенка дошкольного возраста. Приводится система специально подобранных приложений (программ, игр) как средств для развития психических функций у дошкольников.

На данный момент наблюдается пик появления интерактивных технологий: планшетных компьютеров (IPAD, Samsung Tab, BlackBerry PlayBook), консолей (XBOX 360, Playstation 3) и т.д, которые полностью заполняют всю жизнь и деятельность современных детей, начиная с раннего возраста.

Исследования психологов показывают, что дети, начиная с 1,5 (2,5) лет очень быстро осваивают планшетный компьютер IPAD. Родители таких детей часто говорят: "там действительно все очень просто, наглядно и интуитивно понятно",  "моему ребенку пришлось показывать, что там и как – раз-два-три, после чего он уже самостоятельно игрался с гаджетом и не просил ничего". Социологические исследования показали, что самым ожидаемым подарком от Деда мороза, который просят дети, является 1) планшетный компьютер IPAD 2) мобильный телефон Iphone.

Появляются различные исследования о том, что при помощи планшетного компьютера IPAD можно приучить ребенка к горшку (К. Галлардо, 2012) и таких новостей прибавляется все больше и больше. Возникает серьезный вопрос: как подобные интерактивные технологии влияют на развитие ребенка и на его Детство в целом?

Психолог Уоррен Баклеитнер (2008) указывает, что с одной стороны планштный компьютер IPAD – является революционным образовательным инструментом и на данный момент стал неотъемлемой частью Детства современных детей. Однако с другой стороны, частое использование и злоупотребление IPAD не приводит к благоприятному развитию, а наоборот способствует возникновению различных поведенческих проблем у ребёнка, в том числе и развитие игровой или мобильной зависимости, что негативно складывается на весь процесс развития ребенка в целом.

Согласно последним исследованиям в Великобритании и США (конец 2011 г. – начало 2012 г.), в которых принимали участие 2200 семей у которых были дети, было показано, что 31 % детей от 3 до 8 лет пользуются IPAD родителей, а 15% детей имеют свои собственные планшетные компьютеры.

77% родителей считают, что использование планшетных компьютеров их детьми способствует их развитию и помогает развивать творческие способности. Детям нужны игры и игрушки, которые позволяли бы им отражать близкие и знакомые жизненные ситуации. Они должны быть похожи на настоящие предметы,  соотноситься с ними по величине. В этом смысле планшетный компьютер гораздо точнее отражает мир, чем рисунки на кубиках лото и книжках. К тому же на планшетном компьютере можно смотреть неограниченное число лексических тем и модельный ряд постоянно обновляется. Все, что происходит на экране, движется, издает такие же звуки и сигналы, как в реальности. «Книжка же и игрушки, как правило, молчат и рискуют устареть и быстро надоесть", "планшетный компьютер IPAD не ограничивает фантазию ребенка" именно так утверждают многие современные родители дошкольников.

Детский психолог, заведующий одной из крупнейших лаборатории по детской психологии в Австралии (“Swinburne Baby Lab”) Дж. Кауфман        (J. Kaufman) в своей статье: «Помогает или вредит психическому развитию детей планшетный компьютер IPAD?» («Is the iPad helping or harming children?» (2012) рассказывает о том, как влияет IPAD на развитие мозга у детей.  

В исследовании приняли участие 46 дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет. Исследовалось внимание и умение решать те или иные задачи в двух условиях: при использования IPAD и при использовании реальной игрушки. Детей просили решить определённую задачу, используя реальную игрушку, а также просили решить аналогичную этой же задаче, используя специальные приложения в IPAD моделирующие или замещающие реальную игрушку. Также дошкольникам предлагалась задача по рисованию, аппликации, конструированию как в материальном плане (реальная игрушка), так и на IPAD.

Результаты исследований показали, что применения IPAD в ведущих типах деятельности дошкольников (рисование, игра, аппликация, конструирование и т.д.) не оказывает негативного влияния на особенности поведения, на когнитивные процессы (внимание, память, мышление), а наоборот оказывает более развивающее значение в проявлении творчества дошкольников. В 2004 г. в журнале Педиатрия (Pediatrics) было опубликовано исследование Г.Дж. Беннета, которое показало, что у детей, подвергшихся раннему приобщению к компьютеру и телевизору в раннем возрасте (0-3 лет), наблюдалось нарушение концентрации внимания в дошкольном возрасте.

Другая группа исследователей в области детской психологии советует чередовать и естественные формы обучения и инновационные. Одна из важных проблем, которую отмечает Дж. Кауфман - это контроль использования IPAD детьми в целях развития (обучения), т.е. оценка качества и учет возрастно-психологических особенностей используемых программ ребенком - "психологическая безопасность приложений".

Ряд детских психологов и психиатров на конгрессе по развитию в раннем и дошкольном возрасте в Нью-Йорке на секции “Влиянии планшетных компьютеров на развитие” (“Baby Brains and Video Games”) поставили вопрос о влиянии планшетных компьютеров на психическое развитие ребенка. 18 % родители в Великобритании и США жалуются, на то, что у большинства их детей “нельзя вытащить из рук планшетный компьютер”.

Лиза Гернски в своей книге: “Экранное время” (2009) ставит вопрос о том, что “могут ли современные дети сосредоточить все свое внимание на разговоре с взрослым, со сверстником, а не смотреть на экран в течение 30-50 минут?”. Действительно современный родитель должен учитывать и понимать, что IPAD не может быть «цифровой няней или родителем» (В.Нейсен) для ребёнка. Педиатр Дж. Миррет советует: «если вы все же решили маленькому ребёнку дать в руки IPAD, делаете на нем все вместе. Не нужно преследовать принцип «подарить и уйти». Нельзя заменить живое общение, совместную деятельность с ребёнком – планшетным компьютером. Ребенок осознает себя первоначально через других: от них он получает слова, формы, тональность для формирования первоначально представление о себе самом.  “Сознание человека пробуждается, окутанное чужим сознанием» (М.М. Бахтин). Наоборот же нужно понимать, что планшетный компьютер может быть средством лучшего взаимодействия ребёнка и взрослого, ребёнка и сверстника. В этой совместной деятельности и будет происходить развитие ребенка. Говоря о совместном действии, то здесь у ребенка вообще самостоятельных действий нет, так как взрослый действует руками ребенка (лишь постепенно вычленяя отдельные звенья, производимые собственно ребенком). Взрослый начинает действие, потом ребенок его продолжает, и вновь действует взрослый. Совместная деятельность «лепит» форму и содержание социальных предметов действий индивида - она становится базой для последующего развития и формирования как многообразных форм предметной деятельности, так и многообразных форм социальных действий и общения (Д.Б. Эльконин).

Ещё одна сторона данной проблемы - это использование IPAD как средства развлечения и средства обучения. В. Нейсен (2011) проведя исследование, показал, что 77% опрошенных родителей в США используют IPAD как средство развлечения (например: показывают фильмы и мультики детям, а также дают поиграть в игры). 23 % родителей используют в образовательных целях.  Интересным фактом исследования В. Нейсена является дополнительный опрос, который показал, что 75 % родителей используют IPAD, чтобы отвлечь ребенка, когда родители занимаются собственными делами.

Таким образом, видно что родители, предлагая своим детям IPAD используют его как средство развлечения (77%), нежели средство обучения (15%). Почему так происходит?

На западе (Великобритания, Франция, США) с момента выхода IPAD (2009 г.) активно используется на различных ступенях образования (от начального до высшего), в том числе и в образовании детей с особыми образовательными потребностями (СДВГ, умственная отсталость, трудности обучения, аутистический спектр и др.).

В России интерактивные технологии только начинают вливаться в рамках образования. Любое развитие следует вооружить адекватными средствами. Также важно учитывать, чтобы познавательная активность детей протекала в форме внешних исследовательских действий, сопровождалась рассуждениями в плане громкой речи. Эта активность должна быть правильно организована педагогом и преследовать цель формирования у детей выделения существенных признаков и отношений в данной области действительности (Запорожец А.В., Подъяков Н.Н.).

На протяжении 2011-2012 г. в ГБОУ Детский сад № 437 комбинированного вида проходило пилотное исследование по внедрению в образовательный процесс (развивающий и коррекционный процесс) – IPAD. В пилотном исследовании приняло участие 80 дошкольников с 3 до 7 лет посещающих детский сад. Исследование проходило под руководством педагога-психолога и учителя-дефектолога.

Главная цель исследования состояла в систематизации программ и игр, которые носят общеразвивающий характер и направлены на развитие той или иной психической функции у дошкольников.

Всю психическую организацию принято разделять на следующие функционально-уровневые блоки:

1. Мотивационно-энергетический блок: внимание, продуктивные виды деятельности, познавательный интерес.

2. Информационно-содержательный блок: сенсорно-перцептивная сфера, зрительная, слуховая и смысловая память.

3. Операциональный блок: мышление (мыслительные операции).

4. Ритмический блок «чувство ритма».

На основе этих блоков была построена развивающая система приложения для IPAD (см. табл.1). Ниже приведена таблица, в которой, соответствуя блокам, указаны приложения для IPAD. С описанием приложений можно ознакомиться в официальном интернет магазине iTunes Store, там же можно и их приобрести.

 Принципы отбора приложений используемых при обучении дошкольников (по Коркиной А.Ю.):

1. Возрастно-психологический аспект, т.е. учёт особенностей типа ведущей деятельности, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и сенсомоторики.).

2. Педагогическая значимость.

3. Развивающий потенциал.

4. Психологическая безопасность.

Табл. 1

Развивающая система приложений для IPAD (для детей с 3-7 лет)

Функционально-уровневые блоки

Психические функции

Название программ

1. Мотивационно-энергетический блок

Внимание

Find it-Match it; Match it up (1,2,3); Real Puzzle; Toddler Puzzle shapes, Five sports, Tap the frog, Monkey Preschool Lunchbox, Карточки для детей, Букварио и др.

Продуктивная деятельность (рисование, конструирование)

Drawing, Blackboard, Drawing Pad, Drawing Den, Build it up, DisegniCol, Kids Draw, Shape-builder preschool-learning, Планшет для рисования, Разукрашка, Моя первая загадка (1-4), Раскрась по номерам, Шестиугольная мозайка, Круглая мозайка и др.

Познавательный интерес

Imazing, Maze, Kid Einstein, Emotions, AnimalChatter, Репка, Колобок, Talking Tom и др.

2.  Информационно-содержательный блок

Сенсорно-перцептивная сфера

Differenсes, Animal,  Bloki HD, Kids Puzzle HD,  MosaicHD, Geometry, Preschool Colors, LunchBox, Wooden Puzzle,  QuickTap, Shapes, Tracing Pad,Азбука HD, Мал, да удал, Рисуем и др.

Зрительная, слуховая и смысловая память

Farm Flip, Vocabulary, MemoreCue HD, Букварио, Find it-Match it, LunchBox, Animal Life, AB Color,  RocketTot и др.

3. Операциональный блок

Мышление

(Мыслительные операции)

Flash Cards2, KidMath, Earle Math, PaperCutKids, LunchBox, Match it ip (1,2,3), Build it ip,  Numbers, KidsMathFun, СlockMaster, Slice It, Bloki HD, 5 in 1 Kids pack и др.

4. Ритмический блок

«Чувство ритма»

Babe Classical HD (Bach,Mozart и др.), Baby DJ, BabyPiano HD, Bukvar, Букварио, Talking Tom и др.

В таблице приведены все основные приложения, однако список их список может быть расширен и дополнен. В составлении данного списка приложений участвовал «Детский мультимедийный центр» (Childrens Digital Media Center, Georgetown university), сайт "IPAD для детей" (www.babyipad.ru), «каталог детских приложений для IPAD по возрастам» (www.ipadstory.ru).

Проект Букварио (www.bookvar.io) - это проект по созданию обучающих и игровых программ для детей раннего и дошкольного возраста на русском языке.

Букварио  -  это яркая и красочная электронная азбука для детей от 1 до 5 лет для IPAD. Она познакомит вашего малыша с буквами русского и английского алфавита в увлекательной и весёлой форме. В приложении предусмотрены два режима работы: «Для малышей» - упрощённое управление программой для самых маленьких, и обычный режим – для дошкольников. Букварио содержит два вида упражнений:

1. На изучение и запоминание букв.

Малыш листает карточки, на каждой из которых изображены и озвучены буква и соответствующий рисунок или фотография. Для лучшего запоминания и проверки можно перемешивать карточки, а также отключать произношение. Есть и возможность собственного озвучивания карточек, что позволит вашему ребёнку слушать звуки родного родительского голоса, а не чужой тёти.

2. На развитие памяти и концентрации внимания.

Перед малышом появляется набор перевёрнутых карточек. Необходимо, открывая по две карточки, искать среди них пары одинаковых. При нахождении такой пары прозвучит название изображённого на ней животного, и эти карточки останутся открытыми. И так до разгадывания всех пар. Сложность задания можно варьировать, выбирая наборы с разным числом карточек: от 8 до 30.

Cтоит указать ключевые достоинств использования IPAD в детском саду:

1. Богатый выбор приложений для различного возраста.

2. Сенсорный интерфейс, который позволяет обеспечить высокий уровень интерактивности.

3. 10 часов автономной работы означает, что IPAD может быть использован на протяжении всех занятий проводимых психологом или дефектологом.

4. Быстрая работа IPAD позволяет мгновенно проводить занятие.

5. Лёгкость, портативность и безопасность работы с IPAD для ребенка.

В ходе наблюдений за занятиями дошкольников с IPAD нами была замечена высокая степень вовлечённости детей в образовательный процесс. Буквально говоря, дети были в восторге от тех приложений, которые предлагал педагог на занятии. Одновременно с развитием психических функций психолог, учитель-дефектолог повторял (закреплял) различные лексические темы, математические представления, суть которых отражена в подобранных приложениях. Тем самым IPAD выступает в роли помощника для педагога в более наглядном закреплении пройденного материала.

На данный момент в ГБОУ Детский сад № 437 проходит исследование по исследованию влияния IPAD на особенности формирования у дошкольников математических представлений, общей осведомлённости, представлений о окружающим мире и т.д.

В заключение данной статьи следует отметить, что, несмотря на то, что интегративные технологии вводятся в современную систему дошкольного образования, это не значит, что интегративное - есть априорное, т.е. включает в себя сразу образовательную часть. Именно эту образовательную часть при помощи IPAD для ребёнка должен создать взрослый, который зная возрастные и психологические особенности ребенка, владея педагогическими компетенциями, подберёт такие приложения и так выстроит образовательный процесс, который будет способствовать более творческому развитию ребенка. IPAD не панацея, а лишь средство для более эффективного обучения и развития ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада

Использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада

Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...

консультация "Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада"

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся...