"Значение игры для всестороннего развития детей с особенностями в развитии"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Департамент социальной защиты населения города Москвы
Государственное казенное учреждение
Детский дом - интернат для умственно отсталых детей № 15
Д О К Л А Д
на тему:
«Значение игры
для всестороннего развития детей
c особенностями в развитии »
Воспитатель: Нимгирова С. У.
г. Москва
декабрь 2014 г.
Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире. Не случайно многие педагоги-психологи - В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – считают игру основным средством социализации личности. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют.
В процессе игровой деятельности осуществляется:
- умственное развитие детей (происходит развитие восприятия, представлений, обучение анализу, сравнению предметов, их классификации по определенным признакам);
- физическое развитие (улучшается координация движений, ловкость, подвижность);
- нравственное воспитание (формируются навыки коллективного поведения, усвоение
этических норм и правил поведения в обществе);
- развитие речи детей (происходит расширение и обогащение словаря, развитие
коммуникативной, познавательной функции речи);
- трудовое воспитание (формируются представления о труде взрослых, моделируются
отдельные виды труда);
Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка с ограниченными физическими и умственными возможностями, поэтому рассматривается мной как одно из главных средств воспитания. Развитие ребенка происходит, прежде всего, за счет разнообразной направленности ее содержания. Игра позволяет использовать такие приемы и методы, которые соответствуют анатомо-физиологическим особенностям детей с глубокой умственной отсталостью.
В своей работе использую следующие виды игр:
- подвижные и спортивные игры, игры с использованием мягких модулей;
- настольные игры, настольное конструирование; игры с песком;
- сюжетно-ролевые; предметно-практические; дидактические игры;
- эстетические (музыкальные) игры.
Формой организации являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В индивидуальном порядке проходят: игры с песком, настольное конструирование и настольные игры. Такие виды занятий, как сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры с мягкими модулями предусматривают взаимодействие воспитанников между собой, поэтому проводятся в подгруппе.
Воспитанники с которыми я работаю, представляют собой разнородную группу с органическими нарушениями центральной нервной системы, ярко выраженными нарушениями моторной сферы, с глубоким системным недоразвитием речи. Психические процессы не соответствуют возрастной норме, находятся на низком уровне развития. Эмоциональное состояние воспитанников крайне нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, выражающийся в нарушении поведения, капризах, ссорах. Преодолевать эмоциональное напряжение помогают игры «Рычи, лев, рычи», «Можно и нельзя», «Рисуем настроение».
Развитие мелкой моторики пальцев подготавливают почву для последующего формирования речи. На каждом занятии ежедневно я уделяю три-четыре минуты на упражнения с обязательным речевым сопровождением. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность обучающимся ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Также провожу артикуляционные разминки, игры на развитие слухового восприятия, такие как «Ветерок», «Эхо», «Необычная песенка». Речевые подвижные игры в соответствии с тематикой уроков (например: в разделе «Осень» проводятся игры «По листочкам я шагаю»; знакомясь с понятиями «Одежда и обувь» - игра «Одеваемся на прогулку»; знакомясь с зимними месяцами и приметами зимы - игры «Мы погреемся немножко», «Зимой» и т.д.)
Целенаправленные двигательные действия, организованные мной в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных подвижных игр, выполняемых под стихи, песенки, с решением простейших математических задач облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении. Например, в игре «Дотронься до…» закрепляются представления об основных цветах, форме, величине предметов.
Таким образом, при подборе игр к занятиям необходимо учитывать следующие моменты: содержание игр должно соответствовать уровню интеллектуального и двигательного развития обучающихся;
- подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
- содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: развитие координационных способностей, мелкой и крупной моторики;
- в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Основными задачами для воспитателя являются социализация воспитанников в обществе, коррекция недостатков развития личности ребенка. С помощью игр решаются разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Таким образом, занятия по игротерапии, при всем их разнообразии, имеют практическую направленность.
Итак, игровая деятельность создает необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Как известно, любая деятельность определяется ее мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребенок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
Игра создает зону ближайшего развития ребенка, а потому является ведущей деятельностью. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
В статье рассказывается об особенностях когнетивного развития детей с проблемами в развитии....
Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития
В презентации рассматривается особенности всех сторон речи у детей с задержкой психического развития...
Особенности когнитивного развития детей с проблемами в развитии.
Дошкольное детство — особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результат...
«Раннее выявление, сопровождение и развитие детей с особенностями в развитии»
Дети с ОВЗ – это категория детей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ; нуждающихся в особенных условиях обу...
Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...
Особенности познавательного развития детей с задержкой психического развития.
Консультация по коррекционной педагогике...
- Мне нравится (1)