"Современные требования к проведению коррекционного занятия"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике на тему

Нимгирова Светлана Улюмджиевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2013.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей № 15

Департамента социальной защиты населения города Москвы

«Современные требования к проведению коррекционного занятия»

                                                                            Воспитатель: Нимгирова С.У.

г. Москва

февраль 2013г.

      Категория детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. Коррекционное занятие - основная форма организации образовательно-воспитательной работы в специальном учреждении, которое имеет логически законченную, целостную, ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии должны быть представлены  все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать  предлагаемый материал:

  • на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
  • на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных  (частично совместных) с педагогом действий;
  • на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне речевой инструкции.

         Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

  1. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
  3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
  4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной  работы.
  5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
  • рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
  • игры с песком (пескотерапия);
  • игры с водой (водотерапия);
  • игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
  • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
  • изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты  сопряженных и полусопряженных действий с педагогом.

   Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития воспитанников, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями  в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

 

         Воспитанники с которыми я работаю, представляют собой разнородную группу с органическими нарушениями центральной нервной системы, ярко выраженными нарушениями моторной сферы, с глубоким системным недоразвитием речи. Психические процессы не соответствуют возрастной норме, находятся на низком уровне развития. Эмоциональное состояние воспитанников  крайне нестабильно, оно может быстро меняться под влиянием утомления, недомогания, боли и других причин. Возникшее эмоциональное напряжение может вызвать внутренний дискомфорт, выражающийся в нарушении поведения, капризах, ссорах. Преодолевать эмоциональное напряжение хорошо помогают музыкальные занятия. Система упражнений, заданий, игр на основе сочетания  музыки и движения способствуют релаксации, развитию восприятия, тренировки и корректирования общей и речевой моторики, а также на развитие волевых черт характера.

Коррекционное занятие «Фея осени» логично вошло в систему планирования, т. к. к концу I квартала  у детей в достаточной степени сформированы представления о осени и осенних явлениях. Этому предшествовала работа и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. В ходе занятия решались следующие коррекционные задачи: обогащение представления детей о выразительных  средствах музыки; развитие и коррекция компонента музыкальной деятельности – восприятие музыкальных произведений; приобщение детей к выразительной передаче музыкального образа; воспитание коммуникативных качеств в коллективном пении, играх. В оформленной осенними листьями игровой детям было предложено прослушать спокойную музыку П. Чайковского «Осеняя песня» и небольшой отрывок С. Прокофьева «Фея осени». Музыка с сильными акцентами, тревожная, быстрая, громкая. После прослушивания воспитатель задает вопрос о прослушанной музыке. Дети отвечают, что пошел сильный дождь, подул ветер, началась гроза, стало холодно. Воспитатель включает вновь музыку и побуждает детей мимикой и жестами показать, как им холодно, неуютно. Выразительные движения: брови немного нахмурены, дети сидят, съежившись, обхватив себя руками.

Цель образовательного процесса была достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, метод вопросов, метод указания, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: наглядно-слуховые, наглядно-зрительные, тактильно-мышечные.  Включение игр «Согрей ладошки», «Солнышко и дождик» делает музыкальное занятие более продуктивным, повышает активность детей, развивает сообразительность. Наводящие вопросы активизируют мышление и речь детей. К их ответам надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление). Зрительная наглядность имеет большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.
        Кропотливая работа по совершенствованию коррекционных занятий
 расширяет социальный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у воспитанников. Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методов и приемов, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у детей с интеллектуальной недостаточностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Современные требования к проведению утренней гимнастики в детском саду".

Схема проведения нетрадиционной утренней гимнастики в детском саду для детей, начиная со второй младшей группы....

Выступление на педсовете. Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста».

Выступление на педсовете.Тема: « Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного     возраста»....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ

В настоящее время проблемы обучения и вопитания детей с нарушениями слуха приобретают все большую актуальность. Процессы обучения и воспитания детей данной категории, инклюзированных в общеобразовател...

Консультация для воспитателей "Современные требования к проведению мастер-класса с детьми дошкольного возраста"

Современные документы нацеливают нас на использование во взаимодействии с детьми форм, максимально создающих  им условия для проявления свободы выбора, общения и проявления инициативы и самостоят...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ГЛУХИМИ И СЛАБОСЛЫШАЩИМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В настоящее время проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха приоб...

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО

Современные требования к проведению занятий в соответствии с ФОП ДО.В данной презентации даются ответы на вопросы:1. Основные понятия, относящиеся к современному занятию2. Формы образовательного ...

Опыт работы: Современные требования к проведению занятий по обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач учителя – логопеда в детском саду. Многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет утверждать, что около половины дош...