Коррекция нарушений в речевом развитии дошкольников посредством подвижных игр.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Хахалова Ольга Андреевна

Нарушения ечечвого развития у дошкольников. Виды игр и комплекс игр для коррекции и прафилактики нарушений речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsiya_rechi_v_igrah.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения в  речевом развитии  дошкольников и коррекция их посредством подвижных игр.

О. А. Хахалова, инструктор по физической культуре,

ГБДОУ детский сад №78 «Жемчужинка», Санкт-Петербург (Россия).

     Звуки -основной строительный материал человеческой речи и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении детьми письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

 Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью,

включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора.

       Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, ребенок не овладеет чтением[4].

       Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень–это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка».      Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова».[5]

       При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.[4] Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

       Привлечь сознание детей к звуковой стороне речи удается только после длительной подготовительной работы; попытки обучения грамоте на данном уровне без соответствующей речевой подготовки обычно не дают никаких результатов. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.[5]

       Достаточный уровень дошкольного образования во многом определяет возможность овладения детьми различными знаниями в школьном возрасте. В частности, успешное обучение грамоте невозможно без осознания элементов речевой действительности, что для многих дошкольников с нарушениями в развитии представляет значительные сложности.

     У детей с нарушением речевого развития наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость.Эти нарушения речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.[3]

     Многие дети этой группы часто отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с недостаточным уровнем умственной работоспособности, эмоциональной лабильности, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность.[3]

       Для обучения таких детей необходимы особые коррекционные  методики,   разработанные  с учетом характера и механизмов выявленных нарушений. Ранняя профилактика, дальнейшая комплексная и индивидуальная коррекция нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, учитывая распространенность указанной речевой патологии, становится всё более актуальной.

Виды упражнений по формированию фонематического слуха подбираются с учетом развития фонематических функций в онтогенезе, что определяет их последовательность:  

  • узнавание и различение неречевых и  речевых звуков

    На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Так же дети в играх учатся различать высоту, силу звука, тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова. Данные упражнения так же способствуют также развитию слухового внимания и памяти.

  • различение правильно и дефектно произнесенного звука

На этом этапе дети учатся распознаванию дефектного произношения, отличающегося от собственного в чужой речи (взрослого или ребенка).

  • различение слов, близких по звуковому составу

На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению, согласно контекста.

  • дифференциация слогов

На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости, формируется умение различать все оппозиционные звуки. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза.

  • дифференциация фонем

     На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы  в  звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков [а],[у],[и],[о],  затем дифференциация согласных звуков.

Виды упражнений:

1.Выделение гласных из ряда звуков.

2.Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

3.Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

4.Выделение согласных из ряда других звуков.

5.Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Основным условием успешного формирования речевых функций является организация общения с ребенком. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы общение, становясь личностно значимым для ребенка, обеспечивало усвоение коммуникативных средств, ориентировку в предметных и языковых отношениях.

       Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.Особую значимость в развитии  детей дошкольного возраста имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, соревновательные и спортивные развлечения. Они  обладают  большим  эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают  возможность  быстро  осуществлять  решение  двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать  игровые  действия,  создавать  новые  сюжетные  линии,                способствующие саморазвитию  личности на основе выявления интересов,  склонностей,  способностей  детей  к  двигательной  деятельности.      

       Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является иигровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Виды используемых активных игр для речевого развития:

1.Игры с элементами логоритмики. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

2.Игры с элементами дыхательной и пальчиковой гимнастик. Исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

3. Подвижные игры. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях, включая в работу разные уровни регуляции. Развивают ориентировку в пространстве, активизируют непроизвольное внимание, а так же нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.      

       Для успешной реализации разработанной системы занятий с данной категорией детей должны быть соблюдены следующие условия:

-игровая форма проведения занятий, с включением сюрпризных моментов;

-обучающие задания и упражнения должны быть увлекательны;

-использование большого количество наглядного материала;

-соблюдение временного режима проведения занятий;

- планирование по спирали: на каждом последующем занятии усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;

- необходим учет эмоционального состояния ребенка;

- активная позиция педагога.

       Во время организации занятий с элементами развития речи посредством подвижных игр, нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи служит формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. В связи с этим нужно подчеркнуть, что каждое занятие, помимо отработки самой техники речи, должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка, что отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания, что необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их активность в работе над речью и общению друг с другом.

        При создании комплекса подвижных игр для детей с нарушением речевого развития использовались методические материалы Дуровой Н.В.[1],Колесниковой Е. В.[2], Леоновой О.А. [4]. Данные игры могут быть использованы логопедами – практиками, воспитателями и специалистами дошкольного образования при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, а так же профилактики данных нарушений.

Примеры подвижных игр для развития речи

«Кто ты?»

Цель игры: развитие слухового внимания и памяти. Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование: карточки с изображением животных.

Описание игры: педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает движениям и  крику животного, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

«Стук по стук исправь звук»

Цель игры: различение слов, близких по звуковому составу.

Оборудование: резиновый средний мяч.

Описание игры: педагог произносит стихотворение: «Тает снег. Течет ручей.

                                                                                   На ветвях полно врачей».

Дети в такт отбивают мяч об пол. Если вдруг слышат «неправильное» слово,

останавливаются и исправляют «ошибку» педагога.

«Прыг-скок угадай слог»

Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.

Оборудование: синие и зеленые гимнастические обручи.

Описание игры: педагог произносит цепочки слогов с мягкими или твердыми согласными звуками.  В зависимости от мягкости/твердости звука дети запрыгивают то в зеленые, то в синие обручи.

«То скачу, то жужжу»

Цель игры: дифференциация слогов с оппозиционными звуками.

Описание игры: педагог предлагает детям, если услышат слоги со звуком [З]- прыгать как Зайчики, если со звуком [Ж] летать как Жуки. Далее педагог произносит цепочки слогов с заданными звуками.

«Поймай слог»

Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.

Оборудование: резиновый средний мяч.

Описание игры: педагог произносит цепочку  слогов(са-са-за-са…), ребенок ловит мяч на повторяющийся слог(са), но на слог(за), мяч НЕ ловит. (по принципу съедобное/несъедобное).

«То зеленый, то синий»

Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.

Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.

Описание игры: педагог произносит слоги, то с мягкими, то с твердыми согласными. Ребенок в зависимости от согласного в слоге кидает педагогу то синий, то зеленый мяч.

«Синий мяч, зеленый мяч, звук ты верно обозначь».

Цель игры: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.

Описание игры: у детей, которые стоят в шеренге, в руках  мячик(синий или зеленый). Педагог дает первому ребенку мяч (синий/зеленый) и произносит согласный звук (твердый/мягкий) в соответствии с цветом мячика. Если у ребенка получаются оба мячика синего(зеленого) цвета, он произносит только твердый(мягкий) согласный и передает мячик дальше. Если два мячика разного цвета(и синий, и зеленый), произносит любой звук, но передает соответствующий мячик.

«Заблудились в лесу-АУ!»

Цель игры: дифференциация гласных звуков.

Оборудование: средний резиновый мяч.

Описание игры: педагог нараспев произносит цепочку из гласных звуков: «ы-о-и-а-у-э-о-и-у-э-о-а-у-...». Дети передвигаясь на корточках по кругу катят мячи, но как только слышат в цепочке сочетание [ау], встают и повторяют это звукосочетание.  

«Звуки гласные поем и играем мы с мячом »

Цель игры: выделение гласного звука на фоне слова.

Оборудование: резиновый красный мяч.

Описание игры: педагог катит мяч ребенку и произносит слово, если в слове есть заданный звук, ребенок катит мяч обратно утрированно пропевая гласный звук при произнесении слова, пока катится мяч.

«Стучалочка»

Цель игры: определение первого гласного звука в слове.

Оборудование: резиновый красный мяч.

Описание игры: педагог бросает мяч ребенку и произносит слово наинающееся с гласного звука (обувь, отдых, утка, утро, аист, август, Ира, Инна, эхо и т.д.), ребенок повторяет слово, ударяя мячиком об пол, делая акцент  при произнесении первого гласного звука в слове и возвращает мяч педагогу.

«Мяч кидай и звуки поменяй»

Цель игры: определение звука в середине слова.

Оборудование: резиновый красный мяч.

Описание игры: педагог кидая мяч ребенку, произносит слово(из 3-х звуков: сок, бык, ток, мал, бак, лак,…) и просит заменить звук в середине слова, например  на звук [у]. Ребенок кидает мяч обратно и произносит новое слово.

«Живые звуки»

Цель игры: определение последовательности звуков в слове.

Описание игры: например, одному ребенку дается — звук [С], другому — [О], третьему — [К]. Эти дети громко и четко называют свои звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

Список литературы:

1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2003- 112с.

2. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет - М.:  Гном и Д. – 2012- 80 с.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.: Просвещение, 1967 (отредактирован 21.10.10) , (ссылка:http://www.twirpx.com)

4. Леонова О.А. Коррекция нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие- СПб, изд-во Детство-Пресс, 2013-96 с.

5.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»

Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...

Детская застенчивость, коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ

Почему дети становятся застенчивыми.Как помочь застенчивому ребёнку.Рекомендации педагогам при работе с застенчивыми детьми....

Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»

В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эм...

Нетрадиционные методы коррекции интеллектуального и речевого развития дошкольника

Настоящая работа посвящена изложению упражнений, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Растущий интерес к данной теме со стороны различных специалис...

Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"

Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...