Коррекция нарушений в речевом развитии дошкольников посредством подвижных игр.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Нарушения ечечвого развития у дошкольников. Виды игр и комплекс игр для коррекции и прафилактики нарушений речевого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_rechi_v_igrah.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения в речевом развитии дошкольников и коррекция их посредством подвижных игр.
О. А. Хахалова, инструктор по физической культуре,
ГБДОУ детский сад №78 «Жемчужинка», Санкт-Петербург (Россия).
Звуки -основной строительный материал человеческой речи и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении детьми письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Речь является сложной многоуровневой психической деятельностью,
включающей операции восприятия и порождения речевого высказывания, формирование которой зависит от активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальным функционированием слухового анализатора.
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, ребенок не овладеет чтением[4].
Овладение грамотой происходит ступенчато: первая ступень–это фонематическое восприятие, вторая – звуковой анализ. Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова».[5]
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетания звуковых элементов в единое целое. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.[4] Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
Привлечь сознание детей к звуковой стороне речи удается только после длительной подготовительной работы; попытки обучения грамоте на данном уровне без соответствующей речевой подготовки обычно не дают никаких результатов. Это задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Накопление нечетких представлений о звуковом составе слова задерживает формирование фонематического восприятия, в основе которого лежат операции звукового анализа и более сложных операций обобщения и представлений.[5]
Достаточный уровень дошкольного образования во многом определяет возможность овладения детьми различными знаниями в школьном возрасте. В частности, успешное обучение грамоте невозможно без осознания элементов речевой действительности, что для многих дошкольников с нарушениями в развитии представляет значительные сложности.
У детей с нарушением речевого развития наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость.Эти нарушения речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.[3]
Многие дети этой группы часто отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с недостаточным уровнем умственной работоспособности, эмоциональной лабильности, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная тормозимость, неуверенность, медлительность, несамостоятельность.[3]
Для обучения таких детей необходимы особые коррекционные методики, разработанные с учетом характера и механизмов выявленных нарушений. Ранняя профилактика, дальнейшая комплексная и индивидуальная коррекция нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, учитывая распространенность указанной речевой патологии, становится всё более актуальной.
Виды упражнений по формированию фонематического слуха подбираются с учетом развития фонематических функций в онтогенезе, что определяет их последовательность:
- узнавание и различение неречевых и речевых звуков
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Так же дети в играх учатся различать высоту, силу звука, тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же неречевые и речевые звуки, звукосочетания, слова. Данные упражнения так же способствуют также развитию слухового внимания и памяти.
- различение правильно и дефектно произнесенного звука
На этом этапе дети учатся распознаванию дефектного произношения, отличающегося от собственного в чужой речи (взрослого или ребенка).
- различение слов, близких по звуковому составу
На этом этапе дети должны научиться не только различать слова близкие по звуковому составу, но и находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению, согласно контекста.
- дифференциация слогов
На этом этапе детей учат различать слоги по мягкости и твердости, по звонкости и глухости, формируется умение различать все оппозиционные звуки. Дифференцируются слоги со звуками раннего онтогенеза.
- дифференциация фонем
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные фонемы в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков [а],[у],[и],[о], затем дифференциация согласных звуков.
Виды упражнений:
1.Выделение гласных из ряда звуков.
2.Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
3.Узнавание гласных на фоне многосложных слов.
4.Выделение согласных из ряда других звуков.
5.Узнавание согласных на фоне многосложных слов.
Основным условием успешного формирования речевых функций является организация общения с ребенком. Занятия должны быть построены таким образом, чтобы общение, становясь личностно значимым для ребенка, обеспечивало усвоение коммуникативных средств, ориентировку в предметных и языковых отношениях.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.Особую значимость в развитии детей дошкольного возраста имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, соревновательные и спортивные развлечения. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, способствующие саморазвитию личности на основе выявления интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является иигровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, исамостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Виды используемых активных игр для речевого развития:
1.Игры с элементами логоритмики. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
2.Игры с элементами дыхательной и пальчиковой гимнастик. Исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
3. Подвижные игры. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях, включая в работу разные уровни регуляции. Развивают ориентировку в пространстве, активизируют непроизвольное внимание, а так же нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Для успешной реализации разработанной системы занятий с данной категорией детей должны быть соблюдены следующие условия:
-игровая форма проведения занятий, с включением сюрпризных моментов;
-обучающие задания и упражнения должны быть увлекательны;
-использование большого количество наглядного материала;
-соблюдение временного режима проведения занятий;
- планирование по спирали: на каждом последующем занятии усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;
- необходим учет эмоционального состояния ребенка;
- активная позиция педагога.
Во время организации занятий с элементами развития речи посредством подвижных игр, нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи служит формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. В связи с этим нужно подчеркнуть, что каждое занятие, помимо отработки самой техники речи, должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка, что отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания, что необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их активность в работе над речью и общению друг с другом.
При создании комплекса подвижных игр для детей с нарушением речевого развития использовались методические материалы Дуровой Н.В.[1],Колесниковой Е. В.[2], Леоновой О.А. [4]. Данные игры могут быть использованы логопедами – практиками, воспитателями и специалистами дошкольного образования при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, а так же профилактики данных нарушений.
Примеры подвижных игр для развития речи
«Кто ты?»
Цель игры: развитие слухового внимания и памяти. Развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Описание игры: педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает движениям и крику животного, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
«Стук по стук исправь звук»
Цель игры: различение слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: резиновый средний мяч.
Описание игры: педагог произносит стихотворение: «Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей».
Дети в такт отбивают мяч об пол. Если вдруг слышат «неправильное» слово,
останавливаются и исправляют «ошибку» педагога.
«Прыг-скок угадай слог»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: синие и зеленые гимнастические обручи.
Описание игры: педагог произносит цепочки слогов с мягкими или твердыми согласными звуками. В зависимости от мягкости/твердости звука дети запрыгивают то в зеленые, то в синие обручи.
«То скачу, то жужжу»
Цель игры: дифференциация слогов с оппозиционными звуками.
Описание игры: педагог предлагает детям, если услышат слоги со звуком [З]- прыгать как Зайчики, если со звуком [Ж] летать как Жуки. Далее педагог произносит цепочки слогов с заданными звуками.
«Поймай слог»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: резиновый средний мяч.
Описание игры: педагог произносит цепочку слогов(са-са-за-са…), ребенок ловит мяч на повторяющийся слог(са), но на слог(за), мяч НЕ ловит. (по принципу съедобное/несъедобное).
«То зеленый, то синий»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.
Описание игры: педагог произносит слоги, то с мягкими, то с твердыми согласными. Ребенок в зависимости от согласного в слоге кидает педагогу то синий, то зеленый мяч.
«Синий мяч, зеленый мяч, звук ты верно обозначь».
Цель игры: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.
Описание игры: у детей, которые стоят в шеренге, в руках мячик(синий или зеленый). Педагог дает первому ребенку мяч (синий/зеленый) и произносит согласный звук (твердый/мягкий) в соответствии с цветом мячика. Если у ребенка получаются оба мячика синего(зеленого) цвета, он произносит только твердый(мягкий) согласный и передает мячик дальше. Если два мячика разного цвета(и синий, и зеленый), произносит любой звук, но передает соответствующий мячик.
«Заблудились в лесу-АУ!»
Цель игры: дифференциация гласных звуков.
Оборудование: средний резиновый мяч.
Описание игры: педагог нараспев произносит цепочку из гласных звуков: «ы-о-и-а-у-э-о-и-у-э-о-а-у-...». Дети передвигаясь на корточках по кругу катят мячи, но как только слышат в цепочке сочетание [ау], встают и повторяют это звукосочетание.
«Звуки гласные поем и играем мы с мячом »
Цель игры: выделение гласного звука на фоне слова.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог катит мяч ребенку и произносит слово, если в слове есть заданный звук, ребенок катит мяч обратно утрированно пропевая гласный звук при произнесении слова, пока катится мяч.
«Стучалочка»
Цель игры: определение первого гласного звука в слове.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог бросает мяч ребенку и произносит слово наинающееся с гласного звука (обувь, отдых, утка, утро, аист, август, Ира, Инна, эхо и т.д.), ребенок повторяет слово, ударяя мячиком об пол, делая акцент при произнесении первого гласного звука в слове и возвращает мяч педагогу.
«Мяч кидай и звуки поменяй»
Цель игры: определение звука в середине слова.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог кидая мяч ребенку, произносит слово(из 3-х звуков: сок, бык, ток, мал, бак, лак,…) и просит заменить звук в середине слова, например на звук [у]. Ребенок кидает мяч обратно и произносит новое слово.
«Живые звуки»
Цель игры: определение последовательности звуков в слове.
Описание игры: например, одному ребенку дается — звук [С], другому — [О], третьему — [К]. Эти дети громко и четко называют свои звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
Список литературы:
1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2003- 112с.
2. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет - М.: Гном и Д. – 2012- 80 с.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.: Просвещение, 1967 (отредактирован 21.10.10) , (ссылка:http://www.twirpx.com)
4. Леонова О.А. Коррекция нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие- СПб, изд-во Детство-Пресс, 2013-96 с.
5.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000- 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Агрессивность»
Решить проблему агрессивности, ставшую в последнее время актуальной в силу повсеместной распространенности, не меняя при этом мировоззрение взрослых, не научив в первую очередь их самих справляться с ...
Детская застенчивость, коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ
Почему дети становятся застенчивыми.Как помочь застенчивому ребёнку.Рекомендации педагогам при работе с застенчивыми детьми....
Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»
В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эм...
"Коррекция нарушений эмоционально – личностного развития дошкольников в условиях ДОУ".
Консультация...
Нетрадиционные методы коррекции интеллектуального и речевого развития дошкольника
Настоящая работа посвящена изложению упражнений, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Растущий интерес к данной теме со стороны различных специалис...
Теоретический семинар для педагогов "Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ"
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкиваются педагоги - это нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. К сожалению, эмоциона...