Упражнения для зрения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Бабкова Оксана Михайловна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет с нарушением зрения.

Занятия для ребёнка - это труд, который требует длительного статистического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы и сопряжён со значительными зрительными нагрузками. В этой связи особую актуальность приобретают оздоровительные мероприятия, которые целесообразно включать в учебно-воспитательный процесс. Это, прежде всего, упражнения игрового характера, которые оказывают благоприятное влияние на организм детей:

  • на общий тонус,
  • на моторику,
  • способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы,
  • развивает внимание, память,
  • создаёт положительный эмоциональный настрой,
  • снимает психоэмоциональное напряжение.

Для профилактики близорукости как возможного последствия длительной зрительной нагрузки и, замедляя её прогрессирование, хорошо использовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренаж. Длительность физкультминуток 2-3 минуты. Они состоят из 5-6 упражнений. Возможны сочетания различных упражнений. Например, одновременно с упражнением для кистей рук рекомендуется выполнять офтальмотренаж, фиксируя взгляд на кисти. Важное значение для профилактики утомления детей имеет динамическая (подвижная) перемена, то есть организованный отдых на открытом воздухе продолжительностью 35-40 минут, из которых не менее 25 минут отводится на двигательную деятельность.

Упражнения, учитывающие индивидуальные особенности детей и развивающий характер:

БАБОЧКА - сжать пальцы в кулак и по очереди выпрямить мизинец, безымянный, средний, а большим и указательным сделать кольцо. Сначала правой, потом левой, затем двумя руками одновременно (10-15 секунд).

РЫБКА - поставить кисти рук на стол ладонями к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Двигать кистью во всех направлениях вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз (15-20 секунд).

ПТИЧКА - скрестить руки на уровне запястий, локти поставить на стол. Кисти соединить тыльной стороной. Прогнуть руки (движение вниз), затем "взмахом" вернуть их в первоначальное положение (6-8 раз).

ВЕЕР - положить кисти рук на стол ладонями вверх. По очереди собрать пальцы в кулак и вновь выпрямить их (6-8 раз).

КОНЬ - быстро ударить пальцами по столу, изменяя темп и интенсивность ударов (10-15 секунд).

ЗНАКОМСТВО - к большому пальцу поочерёдно прикасаются другие пальцы. Каждым их них можно делать несколько касательных движений, а также изменять темп (от медленного к быстрому).

ПАЛЬЦЫ-ПРЯТКИ - пальцы сжать в кулак, педагог называет героев сказки, ребенок выпрямляет палец (можно заранее договориться чьё имя носит пальчик).

Динамические упражнения:

ГОЛОВА-МЯЧ - положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом - "бросить" голову на левое плечо (6-8 раз).

ЛЮБОПЫТНЫЙ НОС - выполнить движение носом в разных направления: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево (15-20 сек).

НЕСГОВОРЧИВЫЕ УШИ - как будто прислушиваясь правым ухом к чему-либо, перемещать сначала голову, а затем всё туловище влево ("не хочу слышать"), затем тоже левым ухом вправо (15-20 сек).

НЕТЕРПЕЛИВЫЕ НОГИ - "отрывать" носки то левой, то правой ноги от пола, пятки остаются прижатые к полу. Затем "отрывать" от пола пятки, носки на месте. Можно менять темп и интенсивность движений (10-15 сек).

ВОДНАЯ ОХОТА - в игре 10-12 чел. Делятся на 2 команды. 1 - караси, двигаются очень быстро, 2 - щуки - медленно. По хлопку щуки начинают охотиться за карасями. Пойманный карась выбывает из игры. По следующему хлопку дети меняются ролями.

СПАСАТЕЛИ - участвуют 10-20 детей. Один ребенок - "волк". По правилам он может поймать ребенка, если он один, парами или устал. Однако в пары дети объединяются, если "волк" рядом; как только он отбегает - дети должны разойтись.

В игре возможны два варианта:

1 - дети видят "волка" ("опасность рядом") и объединяются в пары;

2 - появляются "спасатели" - дети, которые приходят на помощь (образуют пару) тому, кому угрожает опасность.

МАГНИТ - пол, земля превращаются в "магнит", который притягивает тем сильнее, чем ближе к нему ноги.

БОЛОТО - пол, земля превращаются в "болото". Дети совершают движение из вертикального положения в положение сидя ("болото засасывает").

ПРУЖИНКА - на полу, земле многочисленные воображаемые пружины. Дети совершают пружинящие движения, стараясь удержать равновесие.

ГОРНАЯ РЕКА - пол, земля превращаются в "горную реку" с множеством камней. Задание - перейти через реку по камушкам (осторожно, быстро, медленно и т.д.).

Дыхательные упражнения:

МАЯТНИК - покачивание головой вперед-назад.

КИТАЙСКИЙ БОЛВАНЧИК - покачивание головой вправо-влево.

ОГЛЯНИСЬ - повороты туловища вправо-влево. На каждый поворот или покачивание делать энергичный и порывистый вдох. Упражнение выполняется по 10 секунд.

Офтальмотренаж:

ФИЛИН - на счет 1-4 закрыть глаза, на счет 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (4-5 раз).

МЕТЕЛКИ - дети часто моргают, не напрягая глаза, на счет 1-5 (4-5 раз). Можно сопровождать моргание проговариванием текста: Вы, метелки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите".

ЖМУРКИ - на доске стоят маленькие игрушки или цветные фишки. Дети зажмуриваются на счет 1-4. За это время ведущий изменяет расположение предметов на доске. Открыв глаза, дети пытаются определить произошедшие изменения (4-5 раз).

ДАЛЕКО-БЛИЗКО - дети смотрят в окно. Педагог называет вначале предмет, находящийся далеко, а через 2-3 секунды - близко расположенный. Дети должны быстро отыскать глазами предметы, которые называет ведущий (6-8 раз).

ПОЙМАЙ ЗАЙКУ - педагог включает фонарик и запускает "солнечного зайчика" на прогулку. Дети, поймав глазами "зайчика", сопровождают его, не поворачивая головы (45 секунд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы «Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения» ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности или напротив, замкнутости, робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребёнок вдруг становит...

Упражнения в спортивном зале для детей с нарушениями зрения

Некоторые дидактические игры, игры-упражнения используемые в коррекционно-образовательном процессе...

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой моторики кистей рук, координированных движений обеих рук под контролем зрения.

Комплекс упражнений для развития крупной и мелкой    моторики кистей рук,     координированных движений обеи...

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Рекомендации для родителей "Игровые упражнения для зрения"

Родители дошкольника с нарушением зрения должны стать активными участниками игр. Причем играть можно и даже нужно с нормально видящими детьми. Родители должны корректировать ребенка, подсказыва...