Рекомендации воспитателям ,работающим с детьми с нарушением зрения ,по содержанию коррекционных уголков.
материал по коррекционной педагогике на тему

Гайдай Елена Николаевна

В материале представлены рекомендации воспитателям по содержанию коррекционных уголков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям,

 работающим с детьми с нарушением зрения, по содержанию коррекционных уголков в группе.

                                                                       Гайдай Е.Н.-воспитатель высшей кв.категории

                                                                        Бойко Л.А.-тифлопедагог первой кв.категории

Уважаемые коллеги!

Мы знаем, что ,в связи с особенностями в развитии зрительного восприятия у детей с нарушением зрения ,к развивающей среде, дидактическим играм, пособиям, материалу предъявляются дополнительные требования, которые учитывают необходимость одновременного обучения и воспитания детей, и коррекции их нарушенного зрительного восприятия.

Данные рекомендации по насыщаемости коррекционных уголков в группе позволят Вам осуществлять коррекционно-педагогическую работу на достаточно высоком профессиональном уровне.

Пособие

Назначение

1.

-2 цветных фланелеграфа для фронтальной работы

-индивидуальные фланелеграфы

-подставки

-указки

-лупы

-осветительные приборы на все затемненные участки

-фоны для восприятия

-ограничительные рамки

Обязательно: белый, черный

Светло-темно серый, темно-зеленый, коричневый, темно-бордовый

Для индивидуального восприятия благоприятен показ на черно-белом фоне, на зеленом, коричневом, оранжевом

Над фланелеграфом, в коррекционном уголке, в уголке для рисования, в книжном уголке

Разного размера: от 13 на 15 (оптимальный формат восприятия для детей с нарушением зрения) и до формата А4

2.

Пособия по развитию зрительного восприятия:

-пособия на восприятие цвета

-пособия на восприятие формы

-пособия на восприятие величины

-на различение

-на сравнение и соотнесение

-на локализацию определенного цвета из множества других цветов

-на фиксацию по насыщенности цвета

-на ритмическую последовательность

-на анализ и синтез сочетания цветов

-на формирование цветовых образов

-игры на практическое выделение формы

-на сравнение и соотнесение

-на локализацию определенной формы среди других форм

-на ритмическую последовательность

-на анализ и синтез сочетания форм (плоскостное конструирование)

-на соотношение формы предмета с геометрическим эталоном

-игры на практическое выделение величины

-на сравнение и соотнесение

-на локализацию определенной величины предмета среди других величин

-на ритмическую последовательность

-на выкладывание предметов по убыванию и возрастанию величин

-на словесное обозначение величин

-на развитие глазомера

-набор условных мерок

3.

Формирование предметных представлений

4.

Пособия на развитие зрительно-слуховой памяти

-натуральные предметы

-муляжи

-игрушки

-цветные картинки разного размера

-картинки с изображением одного объекта , но в разных модальностях (различные положения, ракурс)

-объемный предмет и его плоскостное изображение

-цветное изображение – силуэт – контур

-недорисованные изображения

-восприятие предметов на зашумленном фоне, перекрытие, пересечение контуров

-игры на целостное восприятие (анализ и синтез изображения)

-трафареты: внутренние и внешние

-алгоритмы иллюстрации по предметному восприятию

-игры на дифференцировку звуков по источнику звучания, месту, громкости

-игры на соотнесение одинаковых звуков

-звуковые шумы

5.

Пособия на развитие тактильно-кинестетических ощущений

-различные поверхности (тактильные дощечки)

-напольные сенсорные дорожки

-наборы геометрических форм и предметов для опознания объектов на ощупь

-набор различных видов ткани

6.

Пособия на ориентировку в пространстве

 

-игры на восприятие пространственных отношений между предметами

-игры на умение воспроизводить (моделирование) пространственных отношений между предметами

-игры на ориентировку на листе бумаги и на плоскости фланелеграфа

-игры на ориентировку в помещении

-игры на формирование пространственных представлений

-схемы и макеты группы

7.

Пособия по развитию мыслительной деятельности

-игры на группировку предметов по разным свойствам

-игры на выделение существенного свойства предмета

-игры на определение причинно-следственных зависимостей

-игры на формирование соотношений между словом и образом

-игры на обобщение

8.

Пособия по развитию мелкой моторики рук

-шнуровки, застежки, пособия на нанизывание, плетение

-наборы мозаики

-набор плоскостных геометрических фигур для конструирования, выкладывания орнаментов

-счетные палочки

-набор предметов разной формы и размера

-набор предметов для игр с водой

-бросовый материал

-пальчиковый театр

-раскраски

9.

Пособия на восприятие различных видов картин

-набор сюжетных, предметных и пейзажных картин

-наборы изображений поз человека

-набор с изображением эмоций

-серии сюжетных картин

10.

Пособия по развитию зрительных функций

-кольцебросы

-серсомотиваторы

-лабиринты

-калька для обводки по контору изображений предметов

-пазлы

-игры на прослеживающую функцию глаз

-мишени

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ Элементы развивающей среды в группе для детей с нарушением зрения

1. Оформление стен  групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами: схемы Базарнова, различных лабиринтов (тренирует мышцы глаз), гибкие светящихся шнуров, упражнение в метании и т.д.

Размещение зрительных тренажёров:  для детей с расходящимся косоглазием размещают тренажеры ниже уровня глаз, а со сходящимся выше уровня глаз; работа с лабиринтами

2. В группе должны быть созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры. Подбор дидактических  игр и игрушек для развития должен осуществляться в соответствии с возрастом

3. Постоянное обновление лексического уголка.

4 Создание условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности: подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет о работе творческой группы воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие) в ДОУ

Отчет о работе воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения ( амблиопия и косоглазие) в ДОУ. С использованием элементов здоровьесберегающей технологии д.м. наук В.Ф.базарного....

Методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны характерологические особенности таких детей, а также даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушениями в развитии

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с нарушениями в развитии  Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи, ...

Консультация для воспитателей на тему: “Что должен знать воспитатель, работающий с детьми с нарушением зрения”.

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию, компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебновосстановительной работы, а также успешную подго...

Консультация для воспитателей "Рекомендации воспитателям работающим с детьми с ЗПР"

Воспитатель, работающий в группе комбинированной или компенсирующей направленности для детей с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории....

Памятка для педагогов, работающих с детьми, имеющими нарушения зрения.

Рекомендации для педагогов,  работающих с детьми,  имеющими нарушения зрения. Особенности организации образовательного процесса....