Проект "Дидактические -логопедические пособия,как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего возраста"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Гордеева Алла Владимировна

Цель:Постановка и автоматизация звуков посредством дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад Тополёк»

Логопедический проект

«Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков  с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме.

                                                                                   

  Учитель-логопед:

Гордеева А.В

2016-2017 у/г

   

 Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском саду  перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.

     Однако воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Необходимо помочь  детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучить детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Постановка звуков и введение в речь осуществляется одновременно с развитием: словаря, связной, грамматически правильной речи.

    Исследования ученых, направленные на изучение вопроса овладения детьми дошкольного возраста речевой культурой, показали, что при педагогическом воздействии речевые недостатки легче и быстрее преодолеваются, что в свою очередь создает условия для полноценного речевого развития дошкольников.

    Я поставила  перед собой следующие задачи -  путем специально подобранных дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, что имеет большое значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением .

    Проанализировав результаты диагностики, проведенной в сентябре 2016 года, пришла к выводу, что при выполнении заданий наблюдались большие индивидуальные различия. Большинство детей испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных.(Свистящие, шипящие, сонорные звуки) Это связано с тем, что у дошкольников или еще недостаточно закреплены отдельные звуки,  они не умеют определять их на слух. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Недостаточная подвижность отдельных органов артикуляционного аппарата является причиной нарушений со стороны звукопроизношения, от его состояния зависит внятность и чистота речи.

При изучении и подборе методической литературы натолкнулись на интересную книгу Быковой И.А.  издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург 2005г.  При разработке проекта  решила взять за основу сказочные персонажи, корыте помогали бы детям выполнять однообразные артикуляционные упражнения в игровой форме в период  постановки  и автоматизации звуков.

Проект: «Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков  с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме.

Направление: творческое, коррекционное.

Сроки реализации: 3 месяца.

Цель проекта: постановка и автоматизация звуков у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи проекта: 

  • развивать артикуляционный аппарат;
  • закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков;
  • развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
  • Закрепить и автоматизировать поставленные звуки в речи

Способы оценки: 

  • диагностика уровня сформированной звуковой культуры речи детей;
  • наблюдения;
  • анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции, введение в речь поставленных звуков.

Подготовительный этап

 1 неделя.

- Подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения.

- Изготовила дидактические пособия, карточки – символы.

2 неделя

- Разработала индивидуальные звукотаблицы для домашних заданий  с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность.

 - Провела   консультацию "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей" с педагогами Доу.

Деятельностный этап

3 неделя.

- Проведение открытого интегрированное занятие  с педагогом психологом   для родителей "Путешествие по стране словарь " с использованием дидактических игр в развитии фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста", дифференциации звуков (С-Ш )

-  Использование в подгрупповых занятиях, индивидуальной работе с детьми следующие  логопедические пособия:

«Помоги язычку найти дорогу домой»;  «Звуковой домик»,  «Кубы – колобок»; « Звуковые пальчики « ;«Собери бусы» «Задуй звук» , "Пальчиковая гимнастика  ".

Заключительный этап

 4 неделя

- Провести диагностику   умения употреблять поставленные звуки в речи детей старшего  дошкольного возраста.

 "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту с воспитателем группы.

Результат проектной деятельности:

- детям поставлен и введен в речь звук (ш)

- дети правильно произносят гласные и согласные звуки в сочетание со звуком (Ш)

- дети умеют различать и дифференцировать  на слух и называть слова,  со звуком (ш) в начале в конце, середине слова;

- дети умеют подбирать слова, похожие по звучанию, выделять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;

- дети применяют  артикуляционную позицию в произношении заданного звука

- дети умеют определить на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса.

Приложение

Дидактические – логопедические игры и пособия в  подготовительном этапе постановки звуков.

Индивидуальная работа с детьми "Артикуляционная гимнастика  язычка"                      

Цель: активизация основных движений артикуляционного аппарата.

Дидактическое логопедическое  пособие «Приключение язычка»  

-  ребенок выполняет упражнения кладет карточку – символ по цифровому порядку, с каждым  упражнением продвигаясь ближе к домику (Язычка)  .        

  • Упражнение "Солнышко": язычок выглянул из окошечка, увидел яркое солнышко и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.
  • Упражнение "Стрекоза":  язычок увидел стрекозу, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
  • Упражнение "Лягушка": язычок дольше пошел гулять, на пруду увидел лягушку, она сидела на кувшинке и улыбалась вот так - растянуть губы в улыбке.
  • Упражнение "Уточка": язычок дальше отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: «Втянуть щеки между зубами»
  • Упражнение "Слоненок": увидел язычок в зоопарке слоненка - сделать из губ трубочку. «А теперь слоненок я, посмотрите на меня. подражаю я слону, губы хоботом тяну.
  • Упражнение "Лошадка": увидел веселый язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался, - улыбнуться, приоткрыть рот, медленно пощелкать кончиком языка. Покатался язычок на лошадке и отправился домой
  •  Замкнул заборчик, (упр.  заборчик)
  • лег спать(закрыть рот)

Использование на занятии рукавичку-язычок:

Логопед предлагает ребенку одеть на руку варежку  красного, синего или  зеленого цвета  на варежку крепится закрепляемый звук. Проговаривается слова спряженные гимнастикой.

- Жил на свете язычок(упражнение иголочка)

- Запирался на крючок (закрывают рот).

- Хоть один он проживал, никогда не унывал (упражнение  улыбка)                                                    

- Утром рано просыпался, за зарядку принимался    (упр. Окно)        

 -  вверх,  вниз (языком вверх вниз)                                                                

 -А потом ты ложись( язык прямой лежит на дне рта кончик упирается в н/резцы)  

 - А, затем подскоки, бег (грибок)                                                                      

  - Тут  совсем не до утех (часики)                                                                              

  -  Притомился язычок, даже заколол бочок (иголочка)                                                

 - Умываться он пошёл, щётку в ванной он нашёл (чистим зубки)                

  -  Зубы чистил, полоскал (имитируем полоскание рта)                                            

  -  А умылся – засверкал (улыбка)                                                          

 Дидактическое пособие «Погляжу – покажу»

Перед ребенком лежат карточки с символами, гласные буквы ,логопед  просит выбрать любой символ соотнести его с буквой воспроизвести артикуляцию с выбранным звуком

Символы гласных звуков геометрические фигуры круг, квадрат, овал и т.д Произносим гласные, утрированно показываем артикуляцию каждого гласного, сопоставляем артикуляцию губ с символами звуков.
Игра : «Угадай какой звук я произнесла?»- логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети по артикуляции узнают, какой звук он произнёс.(или наоборот ребёнок показывает артикуляцию, логопед называет звук)Ребенок показывает  символ заданного гласного звука.

Дидактическая игра  «Гласные пальчики»

Ребенок одевает наперсники с гласными звуками  на правой руке,  на левой с согласными , логопед читает пальчиковую гимнастику дети повторяют за логопедом , рассказывают какие звуки им удалось подружить.  

Дружат в нашей группе мальчики и девочки

Дружат в нашей группе маленькие пальчики

 Эй  ладошки поиграйте  немножко

Аш, Ош, Уш, Ыш, Еш.

Слога получились мы не удивились.

Дидактическая игра «Графическое изображение».

- выкладываем букву из палочек.

- рисуем букву в воздухе

- рисуем букву на песке или крупе

- выкладываем бусинки по контуру буквы

- раскрашиваем букву

- заштриховываем букву

- обводим букву по контуру

- печатаем букву

- находим букву среди других

Дидактическая игра  «В каком домике живет буква?»                   

Перед ребенком дидактическое пособие «Звуковой домик»  логопед уточняет , что на крыше домика красного цвета живут гласные в периметре домика синего цвета согласные, произносит звук. Контролируя артикуляцию,  перед зеркалом соотносим звук с цветом.

д/Игра «Символ-звук» 

Перед ребенком лежат карточки с буквами, графическое изображение звуков. Логопед произносит звук , ребенок находит его повторяет за логопедам соотносит его к графическому изображению, потом логопед с ребёнком меняются ролями.

д/Игра: «Определи , какой звук твёрдый или мягкий»                                    

 Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения. (По стрелочке от слова ведём пальцем и попадаем на твердую или мягкую поверхность)

  1. Дидактическое пособие «Звуковая карусель»
  2. Логопед предлагает ребенку покатать звуки на карусели, ребенок крутит колесо, где по периметру расположены слога, внизу у колеса стрелочка какой слог попадает под стрелку , ребенок берет его в реки читает
  3. Цель: Научить детей составлять слога  из  звуков соотносить по первоначальному звуку с картинкой.

Описание игры: однажды решили слога прокатиться на звуковой карусели, закружилась карусель, а остановиться не может, необходимо сказать слог, чтобы карусель остановилась. Над каждой картинкой слог, на него начинается слово \.

4.«Воздушные шары»

Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.

Описание игры: Логопед выставляет букву, дети произносят звук и из предложенных картинок выбирают только те, которые начинаются на этот звук.

  «Кто в домике живёт?»

 Цель: Учить детей подбирать картинки-слова к графическим схемам.

Описание игры: Однажды слова со звуком С и Ш решили вместе погулять , погреться на солнышке, вышли из своих домиков и не посмотрели как они выглядят, а когда пришло время возвращаться домой, не смогли найти свои домики. Дети помогают словам вернуться домой.

Многофункциональное дидактическое пособие «Весёлая гусеница»

Цель: Составлять слова из слогов,  (1, 2, 3) Учить определять количество слогов в слове.

Описание игры: Гусеницы бывают маленькие и большие, длинные и короткие, однажды маленькая гусеница «

МИ» ползла по дорожке и нашла два слога «ШО» . Дети читают слово, которое получилось.

 Дидактическая игра « Цепочка слов»

Цель: Учить детей определять первый звук, последний звук в слове.

Описание игры: Ребёнок находит картинку, помеченную звёздочкой. Это первое слово в цепочки. Определяет последний звук, с него начнётся следующее слово и находит картинку на заданный звук.

Дидактическая игра Собери бусы»

Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук.

Описание игры : Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок  есть заданный звук.

 Игры на развитие речевого выдоха(Лабиринт).

Описание игры : Перед ребенком пособие лабиринт, в начале лабиринта лежит бомбе тонный шарик, ребенок с помощью воздушной струи дует на шарик чтобы он покатился и вышел из лабиринта.

Дидактическое пособие  «Прятки на полянке»

Цель: Автоматизация звука, ориентация в пространстве, развитие памяти.

Описание игры: Какой звук спрятался под цветочком спряталась, верхнем правом углу? В первом ряду посередине? В левом нижнем углу? и т.д. (ребенок откручивает и называет  звук)

 «Говорим слово, наматываем ленту»                                                

 Цель: Закреплять понятие слог, определять количество слогов в слове.   

   Описание игры: ребёнок произносит слово по слогам, на каждый слог наматывает один кружок ленты.

 «Помоги мышке добраться до сыра»

Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук.

Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова(название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

«Собери по смыслу пару»

Цель: Определять первый звук в словах  и сравнивать слова, учить соединять слова по смыслу, развивать логическое мышление.Описание игры: Ребёнок соединяет между собой картинки, которые  начинаются на одинаковый звук « Поймай первый звук»; Ребёнок соединяет между собой картинки по смыслу («Кто, что ест?», «Съедобное», «Найти детёнышей»…)

 «Назови предмет»

Цель: Узнать предмет по силуэту, определить какой звук объединяет данную группу предметов (В одном яичке 5картинок)

Описание игры: детям раздают «киндер сюрприз», в них картинки на определённый звук. Ребёнок определяет, какой звук на его картинке

Закрепляем результат в "Чистоговорках" (звук С) на кубиках

Цель: обучение детей произносить звук  С  в словах.

Описание кубика: сом, сова, киска, самолёт, оса, бусы.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

В саду темно, все спят давно                                                                                      

 Одна сова не спит, на суку сидит.

Киска, киска, где твоя миска?                                                                                            

 Ест киска суп из миски.                                                                                                         Сыта киска - пуста миска.

Самолёт построим сами

Понесёмся над лесами                                                                                                                Понесёмся над лесами                                                                                      

 А потом вернёмся к маме.                    

Са – са – са – в саду оса                                                                                                    

Сы – сы – сы – в  саду осы.

Как, у нашей Дуси красивые бусы                                                                          

 Дуся бусы надевай  и за мамой успевай.

"Чистоговорки" (звук З) на кубиках

Цель: обучение детей произносить звук  З  в словах.

Описание кубика: зайка, зонт, змей, берёза, коза, гвозди.

Зайка не спит - Зою зовёт.                                                                                          

 Зайке коза спать не даёт.

Зоя зонт в руках держала                                                                                          

 Зоя зонтик потеряла.

Вот весёлая затея запускать на нитке змея                                                              

 Змей летит выше берёз, задирает кверху нос!

Зимним утром от мороза на заре звенит берёза.

Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.

Гвозди гнутся, гвозди мнутся, гвозди извиваются                                            

На место не вбиваются.

"Чистоговорки" (звук Ш) на кубиках

Цель: обучение детей произносить звук Ш в словах.

Описание кубика: каша, мышь, шубка, шапка, лукошко, заяц.

У Маши мошка в каше,
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
И покормила кошку.

Мышонку шепчет мышь:
"Ты что шуршишь, шуршишь?"
Мышонок шепчет мыши:
"Шуршать я буду тише".

Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка!
Пыхтит, как пышка,
Наш пухлый Мишка.

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.

Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Зайка серый скачет ловко,
Зайка кушает морковку.

Чистоговорки на звук «Ж»

Цель: обучение детей произносить звук  Ж в словах

Описание кубика: жук, ёжик, сапожки, дождик, буква Ж, мальчик Жора

Жук жужжит –жу, жу, жу, жу  я живу и не тужу                                                                               Я на веточке сижу и жужжу, жужжу, жужжжу

Бедный ёжик ёжится: Всё ему не можется.                                                              

 И синеет кожица- так ему не можется.

Шьёт своим ежатам ёжик восемь кожаных сапожек                                                      Каждому на ножки ежиные сапожки.

Дождик, дождик, не дожди, дождик, дождик подожди.                                  

Дай дойти до дому дедушке седому.

Эта буква широка и похожа на жука.                                                                          

И при этом точно жук, издаёт жужжащий звук.

Над Жорой жук весь час кружит,                                                                                  

От страха Жора весь дрожит.

Результат: участие в проекте способствовало формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, умению подбирать слова похожие по произношению, подбирать слова на заданный звук, выделять на слух слова в которых есть этот звук, не зависимо от его положения, определять место заданного звука в слове, выработке хорошей дикции.

В течение года я работала  над  проектом «Дидактические – логопедические пособия, как средство автоматизации и дифференциации звуков  с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме. Были разработаны системы игр и упражнений по автоматизации звуков, синтезу и анализу слов. Материал подобранный мной, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у детей совершенствуется навык звукового анализа и синтеза, навык чтения, развивается память, внимание, творческое воображение, мелкая моторика, мимика, жестикуляция. Работа по данному направлению способствовала более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, соотношению изучаемого звука с её графическим изображением – буквой. Во время проведения игр у детей активизировалась память, внимание, воображение, развивалось логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту с логопедом и детьми.

Список литературы.

1.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.

2.Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю»изд «Гном»,-М,2003

3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,1980.

4. Лобзякова М.И. Учимся правильно и четко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана - Граф, 2003.

5. Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4 - 6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА _ ПРЕСС Образование", 2005.

6. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с]».

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация и дифференциация звука [ш] и [с] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-лично...

Логопедический практикум для родителей "Автоматизация и дифференциация звуков"

Автоматизация звука – это закрепление навыка правильного произношение звука в специально организованных упражнениях.Дифференциация звуков – различение звуков в речи.Этапы автоматизации звуков и диффер...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...

Использование массажного шарика «Су-джок» на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья рекомендуется логопедам, учителям, воспитателям, родителям детей с ОВЗ. В ней описываетс практический материал по использованию массажного мячика "Су-джок" при автоматизации и диф...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. В детском с...

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Эта статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков...

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ

Статья предназначена логопеда, педагогам, родителям детей с ОВЗ. В ней описывается практический материал по использованию межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звук...