Роль средств физической культуры в коррекции нарушений у детей со зрительной патологией
статья по коррекционной педагогике на тему

Роль средств физической культуры в коррекции нарушений у детей со зрительной патологией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_instruktora_po_fizicheskoy_kulture_gbdou_1.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья инструктора по физической культуре ГБДОУ д/с № 17 Красногвардейского района СПб

Роль средств физической культуры в коррекции нарушений у детей со зрительной патологией

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует деликатного и гибкого подхода, т.к. эти дети требуют к себе особой заботы педагогов, врачей, специалистов. Поэтому от современного педагога требуются более глубокие знания об особенностях развития детей с отклонениями здоровья, владения специальными методиками, подходами к образованию и воспитанию таких детей, создание необходимой развивающей среды и более тесное взаимодействие педагогов, медиков, родителей.

В последние годы в ДОУ поступает все больше детей с сочетанной патологией различного характера. Растет количество детей с 4 и 5 группой здоровья. Усилия педагогов и мед. персонала направлены на защиту, сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств, и важнейшим из них является зрение, т.к. 95% информации о внешнем мире мы получаем теперь благодаря ему. Ослабление зрения лишает человека полноты представлений об окружающем мире, затрудняет его познание, ограничивает выбор профессии. Нарушение зрительной системы, имеющее столь высокое значение для развития ребенка и его жизнедеятельности, наносит ущерб формированию психических процессов, двигательной сферы, физическому развитию ребенка. Таким образом, дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию двигательных функций, коррекцию психоэмоциональной сферы и положительное влияние на все ослабленные функции организма ребенка.

Исходя из особенностей развития детей с нарушением зрения (внутрисистемных, межсистемных, особенностей психических процессов) ставятся коррекционные задачи и подбираются средства для их решения.

Внутрисистемные нарушения зрительного восприятия обусловлены нарушением функций в самой зрительной системе. В зависимости от нарушений ставятся коррекционные задачи и определяются средства физического воспитания для их решения. Коррекционные упражнения должны упражнять зрение, формировать у детей достоверные представления о предметах и явлениях, развивать зрительное внимание, память. Соединение разрезных картинок, накладывание фигуры на контур, игра «найди пару», подбор предметов по цвету, форме, величине - эти упражнения могут быть подготовительными к лечению на синоптофоре. Их можно использовать как дополнительный элемент подвижных игр (например «мышки» от «кота» убегают в «норку» определенного цвета или формы). Многие упражнения с мячом являются специальными. Они развивают глазомер, точность движений, бинокулярное зрение, прослеживающую функцию глаз. Для развития пространственных ориентировок используются строевые упражнения, задания с переменой направления движения, с одновременным выполнением двигательных действий.

Межсистемные отклонения в развитии функций связаны прежде всего с отклонениями в двигательной сфере. Ряд авторов, изучавших особенности физического развития детей с нарушениями зрения (Земцова М.И., Плаксина Л.И., Феоктистова Л.Ю. и др.), отмечают, что слабовидящие дошкольники характеризуются меньшей подвижностью по сравнению со зрячими сверстниками, нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности. Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. Осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность и ведет к отсутствию достаточно крепкого «мышечного корсета». При нарушении зрения у детей отмечаются нарушения осанки, позы, искривления позвоночника, а так же асимметрии развития движений рук и других органов тела. Помимо нарушений опорнодвигательного аппарата, у большинства детей с депривацией зрения снижены и функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем организма. Для коррекции всех этих нарушений выстраивается целый комплекс коррекционных задач, которые решаются средствами физической

культуры не только на физкультурных занятиях, но и во всех режимных моментах пребывания ребенка в детском саду.

Надо отметить, что работа ГДОУ направлена на решение задач системного подхода в лечении и воспитании детей с тяжелой зрительной патологий. Эта специфика обусловлена тем, что в зрительном восприятии у детей с нарушением зрения проявляются вторичные отклонения, т.к. формирование психического процесса зависит от тяжести первичного дефекта. Низкий уровень зрительного восприятия оказывает отрицательное влияние на состояние психофизического развития детей.

К особенностям психических процессов у детей с нарушением зрения прежде всего относят нарушения внимания, памяти и нарушения в коммуникативной сфере.

Основными задачами психолого-педагогической работы в направлении «Физическое развитие» для детей с ОВЗ являются:

- создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.

-стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование.

Важным условием организации работы с детьми с депривацией зрения является создание специальной развивающей среды с учетом офтальмологических требований, обеспечение безопасности и психо - эмоционального комфорта, создание условий для предупреждения вторичных отклонений и коррекции недостатков физического развития.

В этом помогают оздоровительные методики и технологии. Эффективно показала себя тренажерно - информационная система ТИСА.

Одним из основных средств коррекции являются физические упражнения, которые проходят через все режимные моменты ДОУ в специально созданной развивающей среде, в тесном сотрудничестве с семьей, с использованием специального оборудования.

Для изучения пространственной соотнесенности предметов используются упражнения на модели спортивного зала с основным оборудованием и перенос этих упражнений в большое пространство реального зала.

Упражнения на координацию проводятся при сложных сочетаниях движений. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции движений.

Упражнения в равновесии - гимнастические упражнения, направленные на тренировку вестибулярного аппарата. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. Эти упражнения способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

Одной из характерных черт физического состояния детей со зрительной патологией является недостаточное развитие мышечной системы, поэтому используются корригирующие упражнения с произвольно изменяемой величиной мышечного напряжения.

Большие потенциальные возможности для лечения и воспитания заложены в игре. Именно в игре эффективно укрепляется зрение в связи с непроизвольностью, свободой всех действий ребенка. Педагог, немного изменяя или дополняя правила игры, создает условия для развития зрительных функций (ситуации выбора цвета, формы, размера, ориентировки, требующие глазомера, тренирующие прослеживающую функцию глаз, развивающую координацию, равновесие и т.д.).

Одним из необходимых условий успешной коррекционной работы является организация физического воспитания совместно с другими специалистами и педагогами, т.к. разнообразные беседы, консультации, семинары-практикумы и другие формы сотрудничества, значительно помогают в осуществлении коррекционно- педагогических задач.

Вывод :

Таким образом, при целенаправленном систематическом воспитании детей с ОВЗ можно скоррегировать недостатки физического развития, предупредить вторичные отклонения, сформировать основные двигательные качества, развить коммуникативные качества, раскрыть потенциальные возможности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональные нарушения у детей со зрительной патологией.

Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения....

Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.

Как влияет игра на интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения....

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

проект «Акробатика как средство физической культуры и укрепления здоровья для детей старшего дошкольного возраста»

Целью современного образования является всестороннее развитие  ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных каче...

Модель взаимодействия инструктора по физической культуре и специалистов по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ

Цель коррекционного взаимодействия – обеспечение психологического базиса для развития высших психических функций и предпосылок к школьному обучению в соответствии с индивидуальными особенностями...