Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.
статья по теме
Как влияет игра на интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_v_razvitii_intellekta_detey.docx | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактических игр в развитии интеллекта детей
со зрительными патологиями.
«Вы хотите, чтобы ваши дети были
способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги
по ступенькам творчества…»
Б. П. Никитин.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем познавательных способностей.
В настоящее время количество детей с нарушением зрения увеличивается с каждым годом, причем это не серьезные врожденные нарушения зрения как миопия или катаракта, а чаще всего косоглазие и амблиопия. В связи с увеличением числа таких детей, исследователей все больше волнует вопрос о развитии у них интеллектуальных способностей. Важным направлением в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения является формирование целостного восприятия окружающей действительности, и одним из основных источников ознакомления с окружающим миром дошкольников являются игры.
Для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе очень важно развитие его интеллектуального потенциала. Поэтому использование в работе с детьми дидактических и развивающих игр является одним из способов интеллектуального развития детей с нарушением зрения.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном детстве. Она является средством воспитания и обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут освоить причины, связи.
Игра воспитывает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. Через игру формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях.
Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.
Значение дидактической игры для развития детей дошкольного возраста заключается в следующем:
- Дидактическая игра способствует развитию познавательных и творческих способностей, является незаменимым средством интеллектуального развития.
- Дидактические игры учат сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.
- Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, которые являются первоисточником знаний о действительности и закладывают базу для формирования у детей представлений и понятий. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.
- Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В играх, также, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
- У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.
- Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.
- Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы.
Начиная работу с детьми в этом направлении необходимо:
- Изучить литературу по вопросу интеллектуального развития и дидактическим играм дошкольников.
- Изучить медицинские карты детей.
- Разработать технологию применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей детей с нарушением зрения.
- Создать предметно-игровую среду в группе.
- Провести диагностику интеллектуального уровня детей.
- Знакомить детей с дидактическими и развивающими играми в индивидуальной и совместной деятельности.
- Побуждать детей к самостоятельному использованию игр.
Чтобы помочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания, нужно:
- поощрять все усилия ребенка и его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- сравнивать результаты ребенка только с его собственными результатами;
- исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий, т.к. созданная воспитателем ситуация успеха повышает самооценку ребенка. А именно высокая самооценка делает ребенка уверенным в себе, позволяет ему приступить к новым, все более сложным играм, что в свою очередь развивает его способности.
Исходя из необходимости ситуации успеха, нужно учитывать индивидуальные способности и особенности развития каждого ребенка и предлагать ему ту игру, с которой данный ребенок может справиться, подобрать уровень сложности в играх. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом для того, чтобы ощутить уверенность в своих силах.
В работе по интеллектуальному развитию детей очень полезно использовать развивающие игры Никитина, Воскобовича, различные настольно-печатные дидактические игры. Они представляют собой набор задач, которые расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребенку идти вперед, совершенствоваться, развивать свои творческие способности.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. Эти игры способствуют также и развитию речи детей, т.к. они требуют не только действий или манипуляций с предметами, но и умения рассказать, пояснить действия и объяснить свои умозаключения; у детей развивается умение рассуждать, доказывать правильность своего решения.
Целесообразно использовать различные формы работы с детьми:
- работа с подгруппой детей,
- индивидуальная работа,
- помощь в организации подгрупп детей для самостоятельной игры,
- постановка и решение проблемных ситуаций.
Работы по развитию интеллектуальных способностей детей должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, характера нарушения зрения. Особенностью работы с детьми с нарушением зрения является соблюдение режима зрительной нагрузки: в зависимости от диагноза ребенку предлагаются объемные, крупные, яркие пособия с четким контуром на темно-зеленом фоне или мелкие на вертикальной подставке (здесь необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога и учителя-тифлопедагога). А это значит, что для некоторых детей изготавливаются индивидуальные комплекты игр, используются светлые или, наоборот, темные фоны.
Играя с детьми, мы поможем:
- формированию независимости мышления у детей, т.е. умению находить собственное решение, оригинальный ответ, открыто высказывать смелые мысли, защищать свое мнение,
- развитию целеустремленности и настойчивости при решении проблем,
- развитию инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в себе.
Библиография.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – № 6 – с. 52 – 56. 1986.
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира – СПб., 2000.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М., 2000.
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб., 2004.
- Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М., 2000.
- Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия. С-Пб., 2003.
- Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., «Рольф», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр в развитии речи детей
Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Дети создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ. В играх нет реальной обусловленности о...
Роль дидактических игр в развитии речи детей
Консультация для родителей....
Тема по самообразованию:"Роль дидактической игры в развитие речи детей"
Броссовый материал....
роль дидактических игр в развитии интеллекта детей со зрительными патологиями.
рекомендации родителям....
Роль дидактических игр в развитии речи детей
Роль дидактических игр в развитии речи детей...
консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.
Воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....