Методичка Формы взаимодействия с семьями воспитанников
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Как заинтерисовать родителей в совместной работе? Как организовать единое образовательное пространство для развития ребёнка; сделать родителей участниками образовательного процесса?
Формы работы с коллективом родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_formy_vzaimodeystviya_s_semyami_vospitannikov.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Наталья Ярославовна Реент
Методическая разработка «Формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Бывает очень сложно наладить контакт с родителями. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Воспитателям в ДОУ необходимо проводить планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
При составлении календарного планирования в начале каждого месяца я планирую работу с родителями, где указываю темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации, и другие формы взаимодействия с родителями.
Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание.
На этих собраниях я систематически знакомлю родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Чтобы встреча прошла более оживленной, я стараюсь сопровождать её показом детских работ, видеоматериалом, экскурсией по детскому саду.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в группе, я подбираю материал для коллективных бесед-консультаций, групповых родительских собраний. Консультации для родителей могут быть плановыми и внеплановыми.
Важным и обязательным звеном взаимодействия с родителями воспитанника является посещение семьи. Оно позволяет мне познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. В результате я могу дать родителям более обоснованные рекомендации, найти оптимальные пути создания единой линии воздействия на ребенка в детском саду и дома.
Посещая семьи своих воспитанников, я знакомлюсь с опытом семейного воспитания.
Наглядное информирование семьи – это разнообразные формы от педагогических информационных стендов, фотомонтажей, выставок, папок-передвижек и мелкомасштабных памяток до практических форм, позволяющих родителям активно участвовать в жизни ребёнка, а педагогам поддерживать «обратную связь» с семьёй.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести по направлениям:
• Информационно-аналитическое. Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить создание официального сайта в сети Интернет детского сада. На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании дополнительных коррекционно-развивающих, эстетических и оздоровительных услуг. На форуме происходит виртуальное общение родителей, с воспитателями и специалистами детского сада, где они высказывают свои предложения, пожелания, пишут отзывы о работе ДОУ.
Так же информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей.
Анкета, как один из видов работ воспитателя с родителями. С помощью анкеты можно получить данные, информацию о какой-либо стороне семейного воспитания. Проанализировав ответы, можно сделать вывод о взглядах родителей на вопросы воспитания детей.
Досуговое;
Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное. Например, совместные досуги, праздники: «Алло, мы ищем таланты», викторина «По сказкам Пушкина».
Познавательное направление;
В нём нужно стремиться обогатить родителей знаниями в вопросах воспитания и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно активными участниками образовательного процесса.
К познавательному направлению относятся семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством.
Моими силами по изобразительной деятельности в течение года организуются выставки совместного творчества детей и родителей, например мастер-классы: «Новогодняя игрушка», «Тестопластика – это интересно». Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными и вызывают огромный интерес детей, и желание родителей заниматься со своими детьми изобразительным искусством.
Наглядно-информационное направление включает в себя:
• - родительские уголки,
• - папки – передвижки;
• - семейный и групповые альбомы;
• - библиотека – передвижка,
• - фотомонтажы;
• - фотовыставки;
В своей работе я использую самые разнообразные формы работы с родителями. Пропаганда педагогических знаний ведется через родительские уголки, где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами. Оформлены специальные “Уголки здоровья”, где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности воспитывающих взрослых и детей, как проекты.
Я хочу поделиться своим опытом. Недавно я закончила проект на тему: «Мама, папа и я – читающая семья» , 2015год был объявлен годом литературы. И главной целью проекта было привлечь внимание и заинтересованность детей к книгам. Родители совместно с детьми приняли активное участие в проекте, все работали как одна команда. Совместно с родителями были проведены экскурсии в библиотеку им. А.С.Пушкина, посещение книжного магазина Родничок. С большим интересом дети рассказывали о домашних чтениях, с большим удовольствием обменивались книгами. Был оформлен фотоальбом «Читаем мы, читаем везде».
В итоге проведения этого проекта удалось приобщить дошкольников совместно с родителями к чтению литературы. Нам удалось создать единое творческое сообщество: ребёнок-родитель-педагог в совместной проектной деятельности.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.
Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Специфика взаимодействия педагога с родителями – это задача любого педагога обучать и воспитывать не вместо, а вместе с родителями. При этом очень важно авансировать взрослых доверием. Ведь некоторые вещи родители лучше знают, чем воспитатели. И, наверное, самое главное избегать директив т. е. не надо навязывать своё собственное мнение и командовать процессом взаимодействия с родителями, а проще всего, наверное, подключиться к тому, что они предлагают или предложить им интересную деятельность, тогда это будут более интересные находки в работе с детьми и родителями.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
В конце года на последнем собрании я всегда отмечаю благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Очень важно знать, что успешно решать все проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьей, при единстве и сплоченности усилий педагогов.
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И конечно, им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка!
Используемая литература:
Данилова Е. Ю «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями». М., 2009г.
Емельянова М. «От сосуществования к сотрудничеству и партнёрству». Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал №7-М., 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...
Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников
Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно ...
Опыт работы на тему:"Вариативные формы взаимодействия с семьями воспитанников в процессе реализации основной общеобразовательной программы"
Опыт работы был представлен на городской конференции работников дошкольного образования....
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а педагоги призваны помочь, поддержать, направить, допо...
«Современные модели и формы взаимодействия с семьями воспитанников на основе партнерских отношений в ДОУ и семьи».
сделать родителей активными участниками педагогического процесса...