Конспект занятия с детьми комбинированной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (ОО «Познание») с детьми комбинированной подготовительной группы.
Тема "Встречают по одёжке, провожают по уму" (с использованием элементов русского народного костюма).
Воспитатель: Шевченко О.В.
Учитель-логопед: Рифаи Н.Н.
Педагог - психолог: Королёва С.Н.
Ноябрь 2014 г.
Программное содержание:
1. Познакомить с русским народным костюмом (мужским и женским);
2. Формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда;
3. Учить отгадывать описательные загадки;
4. Обогащать и активизировать словарь по теме: русский народный костюм; совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика); развивать зрительное восприятие;
5. Развивать творчество, интерес к прошлому наших предков;
6. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
7. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.
8. Учить делить слова на слоги (обозначать их), писать слоги.
Методические приёмы:
наглядный (показ, демонстрация, рассматривание)
словесный (художественное слово, беседа, вопрос- ответ, побуждение к активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);
игровой (динамическая игра, сюрпризный момент).
здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики.
Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и будничной одежде; владеет диалогической формой речи.
Организация и оборудование: первая часть занятия проводиться в мини - музее "Русская горница", вторая в групповом помещении; костюмы для детей - сарафан, сорочка, кокошник, платок, порты, картуз, косоворотка, кушак; сундучок, загадки об одежде.
Словарная работа: народный костюм, сарафан, порты, кушак, рубаха – косоворотка, сорочка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русской старинной одеждой, игра «Одень куклу»; чтение русских народных сказок.
Ход занятия
1. Орг. момент (проводит психолог).
Педагог-психолог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы. А для того, чтобы настроиться на отличную работу, мы проведем нашу зарядку
· упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура). Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение).
Педагог-психолог- Молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.
2. Первая часть занятия.
Хозяйка встречает гостей в русском костюме и платке (убирает избу).
- Проходите, гости дорогие, милости прошу. Давно вы у меня не были. Для дорогих гостей и двери настежь! Ну – ка, проходите, на убранство поглядите! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Разных предметов и вещей у меня в избе много. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его. Я сберегла и теперь тебе наказываю!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.
- Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.)
- А хотите заглянуть?
Несколько детей вместе с хозяйкой открывают сундук.
- Ой, да здесь старинная одежда, да какая красивая! Давайте её достанем и внимательно рассмотрим
(педагог раздаёт каждому ребёнку по одному предмету одежды). Я предлагаю пройти в просторную горницу (дети проходят в групповое помещение и рассаживаются на свои места).
- Назовите вещи, отгадав загадки из сундучка.
Один вход - три выхода. (Рубашка.)
Днём царица, ночью тряпица.
(Рубашка)
Ты иди туда, а я сюда, сойдёмся на пуповой горе.
(Пояс)
По дороге я шел,
Две дороги нашел.
По обеим пошел.
Да и в обе пошел.
(Порты)
Сижу верхом,
Не знаю, на ком.
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу.
(Шапка)
Отгадывая загадки, дети показывают отгадки (предметы одежды)
- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха-косоворотка. Она застегивалась очень интересно, застежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.
- Мужские брюки — порты — шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь - сапоги. Иногда выходные, праздничные штаны шили из ткани в полоску.
- Женщины носили одежду более сложную и многообразную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на сенокос.
- Поверх сорочки надевался сарафан - длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.
- Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ
благосостояния.
- Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет - благородство, синий цвет - радость, желтый цвет - тепло и ласка, черный цвет - богатство.
3. Физминутка (проводит педагог-психолог). Упражнения «Лежачая восьмерка», «Двойные рисунки», «Думающий колпак».
4. Вторая часть занятия.
а) Упражнение «Кто больше заметит?» ( проводит педагог-психолог)
- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка.
- Сейчас Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом внимательно посмотрите и скажите, что изменилось. Например: платок был завязан, а сейчас развязан.
Затем дети рассказывают, что изменилось, и самостоятельно воссоздают первоначальный образ.
Хозяюшка прощается с детьми и уходит.
б) Упражнение «Деление слов на слоги» (проводит учитель-логопед).
Дети вспоминают русскую одежду и ее части: сорочка, косоворотка, рукава, кушак, кокошник. Логопед показывает предметы или его часть.
- Это сорочка. Сколько слогов в этом слове? Обозначьте слово, слоги (кушак, косоворотка, кокошник, СОРОЧКА).
Это сарафан. Сколько слогов в слове САРАФАН?
Выложите звуки в первом и последнем слоге.
Напишите слог СА. Какому слогу он соответствует?
5. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"
Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....
Конспект занятия с детьми средней группы "Чудо - овощи"
Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания - огороде. Продолжать учить о...
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)
К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...
Конспект занятия с детьми второй группы младшего возраста "День леса" план-конспект урока по окружающему миру (младшая группа)
Цель: обогащать представления детей об окружающем мире....
Конспект занятия в старшей комбинированной группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок"
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории спо...