Конспект занятия с детьми комбинированной группы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Рифаи Наталья Наиловна
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим (ОО «Познание») с детьми комбинированной подготовительной группы.
Тема "Встречают по одёжке, провожают по уму" (с использованием элементов русского народного костюма).
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                            Воспитатель: Шевченко О.В.
                                                                            Учитель-логопед: Рифаи Н.Н.
                                                                            Педагог - психолог: Королёва С.Н.
 
 
Ноябрь 2014 г.

 

Программное содержание:

1. Познакомить с рус­ским народным костюмом (мужским и женским);

2. Формировать понятия «праздничная» и «домашняя» (будничная) одежда;

3. Учить отгадывать описательные загадки;

4. Обогащать и активизировать словарь по теме: русский народный костюм; совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика); развивать зрительное восприятие;  

5. Развивать творчество, интерес к про­шлому наших предков;

6. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

7. Совершенствовать двигательные навыки (общая и мелкая моторика). Развитие зрительного восприятия.                  

8. Учить делить слова на слоги (обозначать их), писать слоги.

 

Методические приёмы:

наглядный  (показ, демонстрация, рассматривание)

словесный (художественное слово, беседа, вопрос- ответ, побуждение к  активной мыслительной деятельности, рассказ педагога);

игровой (динамическая игра, сюрпризный момент).

здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза, метод образовательной кинестетики.

 

 

Планируемые результаты: проявляет интерес к русскому народному костюму; имеет представление о праздничной и буд­ничной одежде; владеет диалогической формой речи.

 

Организация и оборудование: первая часть занятия проводиться  в мини - музее "Русская горница", вторая  в групповом помещении; костюмы для детей - сарафан, сорочка, кокошник, платок, порты, картуз, косоворотка, кушак; сун­дучок, загадки об одежде.

 

Словарная работа: народный костюм, сарафан, порты, ку­шак, рубаха – косоворотка, сорочка.

 

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с русской старинной одеждой, игра «Одень куклу»; чтение русских народных сказок.

 

Ход занятия

     1. Орг. момент (проводит психолог).

Педагог-психолог – ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА. Какие вы нарядные, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их. Посмотрите какая одежда на наших гостях, в чем разница ваших костюмов мы узнаем сегодня , в ходе нашей беседы. А  для того, чтобы настроиться на отличную работу, мы проведем нашу зарядку

·     упражнение «Ритмирование» (подготовительная процедура). Оно включает в себя упражнения, позволяющие обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание, подготавливает ребёнка к выполнению последующих упражнений. Показателями ритмированного состояния тела являются четыре свойства: энергетичность, равновесие в работе левой и правой половины тела и полушарий мозга, активность, положительный настрой (как готовность принять новое обучение).

Педагог-психолог- Молодцы, а теперь вас в гости ждет Хозяюшка.

        2. Первая часть занятия.

Хозяйка встречает гостей в русском костюме и платке (убирает избу).

            - Проходите, гости дорогие, милости прошу.  Давно вы у меня не были. Для дорогих гостей и двери настежь! Ну – ка, проходите, на убранство поглядите! Горница у меня небольшая, да красивая какая! Разных предметов и вещей у меня в избе много. Вот видите, у меня в горнице сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя матуш­ка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук до­бра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его. Я сберегла и теперь тебе наказываю!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может, и больше.

-  Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.)

-  А хотите заглянуть?

Несколько детей вместе с хозяйкой  открывают сундук.

- Ой, да здесь старинная одежда, да какая красивая! Давайте её достанем и внимательно рассмотрим

(педагог раздаёт каждому ребёнку по одному предмету одежды). Я предлагаю пройти в просторную горницу (дети проходят в групповое помещение и рассаживаются на свои места).

 

- Назовите вещи, отгадав загадки из сундучка.

Один вход - три выхода. (Рубашка.)

 

Днём царица, ночью тряпица. 
                                        (Рубашка)

Ты иди туда, а я сюда, сойдёмся на пуповой горе. 
                                                                     (Пояс)

     По дороге я шел,

     Две дороги нашел.

     По обеим пошел.

     Да и в обе пошел.

                                                                        (Порты)

    Сижу верхом, 
   Не знаю, на ком. 
   Знакомца встречу, 
   Соскочу – привечу.

                                               (Шапка)

Отгадывая загадки, дети показывают отгадки (предметы одежды)

 

- В стародавние времена на Руси у мужчин основной частью одежды была рубаха-косоворотка. Она застегивалась очень интересно, за­стежка была сбоку, а не посредине груди. Белая косоворотка часто украшалась по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета.

- Мужские брюки — порты — шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их но­сили заправленными в обувь - сапоги. Иногда выходные, празд­ничные штаны шили из ткани в полоску.

-     Женщины носили одежду более сложную и многообраз­ную. Главной частью женской одежды была сорочка. Сшитая из холста, она нередко служила домашней одеждой. В ней летом крестьянки ходили на сенокос.

- Поверх сорочки надевался сарафан - длинная одежда без рукавов. На голове женщины носили кокошник.

-    Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс, или, по-другому, кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ
благосостояния.

-    Цвет рубахи и сарафана имеет свое значение: красный цвет - благородство, синий цвет - радость, желтый цвет - тепло и лас­ка, черный цвет - богатство.

      3. Физминутка (проводит педагог-психолог). Упражнения «Лежачая восьмерка», «Двойные рисунки», «Думающий колпак».

      4. Вторая часть занятия.

     а) Упражнение «Кто больше заметит?» ( проводит педагог-психолог)

- Посмотрите и запомните, как одета Хозяюшка  Дети внимательно смотрят и запоминают, как одета Хозяюшка.

-  Сейчас  Хозяюшка, что-то изменит в костюме, а вы закройте глаза, потом  внимательно посмотрите и скажите, что изменилось.  Например: платок был завязан, а сейчас развязан.

Затем  дети  рассказывают,  что  изменилось,  и  самостоятельно воссоздают первоначальный образ.

     Хозяюшка прощается с детьми и уходит.

     б) Упражнение «Деление слов на слоги» (проводит учитель-логопед).

    Дети вспоминают русскую одежду и ее части: сорочка, косоворотка, рукава, кушак, кокошник. Логопед показывает предметы или его часть.

- Это сорочка. Сколько слогов в этом слове? Обозначьте  слово, слоги (кушак, косоворотка, кокошник, СОРОЧКА).

Это сарафан. Сколько слогов в слове САРАФАН?

Выложите звуки в первом и последнем слоге.

Напишите слог СА. Какому слогу он соответствует?

       5. Итог занятия. 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы из цикла "Женские рукоделия" Тема занятия: "Вышивка"

Продолжать знакомить детей в мини-музее сада "Русская изба" с экспонатами музея, традицией совместного труда девушек на посиделках. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к рукоделиям....

Конспект занятия с детьми средней группы "Чудо - овощи"

Познакомить  детей  с  плодами  овощных  культур. Закрепить  знания о  месте  их  произрастания  -  огороде. Продолжать  учить  о...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

Конспект занятия в старшей комбинированной группе по развитию речи "Путешествие в страну сказок"

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории спо...