Ранний детский аутизм. Что мы знаем о нем?
презентация по коррекционной педагогике на тему
Ранний детский аутизм (РДА) впервые описал швейцарский психиатр Лео Каннер в 1943 году. Для детей с этим диагнозом характерны следующие показатели:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
autizm.pptx | 460.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранний детский аутизм (РДА) впервые описал швейцарский психиатр Лео Каннер в 1943 году. Для детей с этим диагнозом характерны следующие показатели: избегание контактов с людьми, желание оставаться в одиночестве привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках, причудливое их использование мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации неплохой познавательный потенциал, который проявляется в хорошей механической памяти или выполнении проверочных тестов страхи, нарушения сна и привычек приема пищи, приступы ярости, агрессия вплоть до самоповреждения возникновение симптомов аутизма в раннем возрасте (до трех лет)
В 30% случаев дети нормально развиваются до второго года жизни, затем наступает регресс приобретенных навыков и постепенное формирование аутизма . В остальных случаях на втором году жизни у детей повышается чувствительность к слуховым, зрительным, осязательным и двигательным раздражителям, а затем появляются повторяющиеся навязчивые жесты. Родители многих детей- аутистов отмечают особенности поведения ребенка уже в первые месяцы жизни: нарушения сна, пищевого поведения, повышенную пугливость и страх малейших шорохов или практически полное отсутствие реакции.
Сегодня детей с типичным аутизмом Каннера не слишком много, преобладают атипичные формы аутизма . Врачи называют такие случаи синдромами аутизма.
Когда аутисты становятся старше, отчетливо проявляется их нежелание участвовать в коллективных играх. Игра – это, прежде всего, следование определенным правилам. У аутиста нет способности к игре, нет осознания смыслового характера этого процесса. Аутист способен только манипулировать.
Для аутистов характерно стереотипное поведение, например, монотонное открывание и закрывание дверей или водопроводного крана: ребенок слышит только шум – скрип двери, журчание воды, – не понимая назначения предметов.
У этих детей развиваются повторяющиеся стереотипные движения (похлопывание руками, кивание головой), они закрывают руками лицо, уши. Также типичны ходьба на носочках, хождение по кругу, раскачивание, которые усиливаются при беспокойстве или в новой ситуации.
Ребенок- аутист , научившись уверенно стоять, пытается бегать, минуя стадию ходьбы. Он бежит без страха, с закрытыми глазами, и ему невозможно объяснить реальную опасность таких действий.
У детей- аутистов старшего возраста заметно нарушены восприятие, социальные контакты, и практически отсутствует творческий потенциал.
Речевые нарушения у аутистов могут проявляться по-разному, от полного отсутствия речи до отказа использовать речь для общения, отказа имитировать даже звуки; иногда наблюдаются расстройства плавного перехода от одного слога к другому, « застревание » речи.
Приблизительно у трети детей с аутизмом так никогда и не развивается речевая коммуникация. У других появляются элементы речи, которые ребенок использует для конкретных просьб. Нарушение речи у аутистов – результат вербальной слуховой агнозии, невозможность различать в быстром потоке речи звуки и слова.
Дети с аутизмом обладают повышенной чувствительностью к раздражителям, но иногда наступают периоды, когда ребенок вообще не реагирует ни на какие стимулы, даже на боль.
Какова природа аутизма? Однозначного ответа нет. Среди причин возникновения аутизма ученые выделяют следующие: семейную отягощенность синдром ломкой Х-хромосомы наступления беременности на фоне приема гормональных препаратов инфекции (например, коревая краснуха), перенесенные матерью во время беременности и повреждающие мозг прием матерью токсичных для плода лекарств или воздействие на нее токсичных веществ алкоголизм и наркомания родителей грубая асфиксия в родах (полное отсутствие кислорода в течение нескольких минут).
Аутисты – это живая модель того, как ствол мозга, мозжечок, лимбическая система и другие структуры мозга реагируют на длительную асфиксию в родах.
Аутизм у детей – это комплексное нарушение функционирования различных структур мозга, он может развиваться под воздействием разных факторов.
Существует набор синдромов, которые определяют развитие аутизма у детей с неврологических позиций : синдром зеркальных клеток аудиторный синдром мозжечковый синдром лимбический синдром синдром нарушения переработки сенсорной информации синдром Ландау- Клефнера .
Атипичный аутизм – один из часто встречающихся вариантов течения раннего детского аутизма. О нем можно говорить в случаях общего расстройства развития, которое проявляется в возрасте старше трех лет .
В реабилитации детей с ранним детским аутизмом используются разные методики : методика поведенческой терапии, направленная на формирование желательных образцов поведения и устранение нежелательных методы, ориентированные на физическое воздействие: интенсивное навязывание физического контакта аудиотерапия и другие нейросенсорные методы медикаментозная терапия речевая компьютерная программа Fast ForWord .
В настоящее время проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных в области детской психиатрии. Это объясняется в первую очередь высокой частотой развития этих состояний (26 случаев на 10000 детского населения ). Сочетание аутизма с умственной отсталостью – 20 случаев на 10000 детского населения. Преобладает это расстройство у мальчиков в соотношении 3:1.
Постановка диагноза аутизм возможна при наличии четкого заключения о психическом состоянии ребенка. Это заключение может быть сделано в специализированных центрах и включает следующие этапы: клиническое заключение, основанное на данных анамнеза и анализе текущего состояния заключение невролога психологическое заключение, определяющее уровень развития интеллекта, познавательных, личностных особенностей заключение логопеда об уровне речевого развития заключение о психомоторном развитии.
Время – важный момент в диагностике и постановке диагноза. Ранее считалось, что диагностика аутистов должна проводиться в возрасте 3-4 лет, когда болезнь становится клинически очевидной. Сейчас большинство ученых настаивает на необходимости проведения обследования в самом раннем возрасте, что позволяет раньше начать коррекцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Особенности коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом в дошкольном образовательном учреждении."
Семинар по аутизму...
Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.
Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....
Презентация "Ранний детский аутизм"
В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.
Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....
Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.
Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...
Ранний детский аутизм
Содержание1. Психофизическое развитие детей в младенческом возрасте2. Психофизическое развитие детей в раннем возрасте3. Особенн...
Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду
Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...