Инклюзивное образование- обратная сторона медали. Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования.
статья по коррекционной педагогике
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Категории детей с нарушениями в развитии:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie-_obratnaya_storona_medali.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование: обратная сторона медали.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в современной системе образования.
В наше время, как не печально, растет процент детей с ограниченными возможностями здоровья. До 1917 года государственная помощь таким детям отсутствовала. Сейчас же существует множество программ поддержки детей с ОВЗ и документов, защищающих их права. Но в этом всем есть и обратная сторона.
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья является «Конвенция о правах инвалидов». Она была принята Генеральной резолюцией ассамблеи ООН 13.12.2006г. Согласно этой конвенции государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
1. к полному развитию человеческого потенциала, а так же чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человеческого многообразия;
2. к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а так же их умственных и физических способностей в полном объеме;
3. к наделению инвалидов правом эффективно участвовать в жизни свободного общества.
20 ноября 1989 г. была принята Конвенция ООН о правах ребенка, в которой говорится что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
В Российской Федерации основным нормативным документом, регулирующим государственные гарантии на реализацию права на образование, является Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Формально, все, что закреплено в законах относительно инклюзивного образования, выглядит красиво и гуманно, пока не столкнешься с этим в реальной жизни. Начнем с того, что наши учреждения образования, в большинстве своем не готовы к приему детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинство учреждений образования, будь то детские сады, школы или учреждения высшего образования, не имеют достаточного технического оснащения. Многие учреждения оборудованы пандусами, вроде бы «отлично», но проходим дальше и видим, что доступная среда, например, для инвалида-колясочника здесь и заканчивается. Крыльцо узкое, двери открываются на себя, лифт отсутствует. И, таким образом, этот инвалид без посторонней помощи дальше крыльца продвинуться не может.
Что касается детских садов и школ, то в них нет достаточного количества специалистов, способных эффективно работать с такими детками. Количество детей в группах и классах - это вообще отдельная тема для разговора. С той наполняемостью, когда в группе детского сада 35-40 малышей 3-4 лет, огромного труда стоит проводить занятия со здоровыми детками. А когда среди такого количества детей есть те, у кого ограниченные возможности здоровья, то страдают все. Падает успеваемость в классе, так как ну не сможет учитель уделять внимания поровну успевающим и очень слабым ученикам. Эти дети будут чувствовать себя лишними, худшими, успевать не смогут и совсем перестанут работать на уроке. Либо наоборот, учитель будет вынужден больше времени уделять деткам с ОВЗ, а остальная часть класса будет работать самостоятельно. В результате этого происходит периориентация с уже традиционного равнения на "сильного" ученика на равнение на "слабого". И развитие здоровых детей будет тормозиться.
В группах детского сада из взрослых присутствует только воспитатель и нянечка. Если нянечка ушла, например, в прачечную за чистым бельем, а в это время ребенка с ограниченными возможностями здоровья нужно проводить в туалет, то воспитатель вынужден это делать, оставив остальных детей без присмотра. Тем самым создается угроза жизни и здоровью детей.
Несмотря на требования, предъявляемые к педагогам в рамках инклюзивного образования, учитель, как и прежде, по сути своей остается всего лишь учителем: он не имеет нужного психологического образования, не обладает необходимыми знаниями в логопедии, не владеет специальными знаниями, облегчающими процесс обучения "особенных" детей (например, языком жестов или азбукой Брайля).
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сказать, что отношение государства к детям с ограниченными возможностями здоровья можно охарактеризовать пословицей "мягко стелят, да жестко спать". На мой взгляд, внедрение инклюзивного образования проходит неэффективно, государству еще есть над чем работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...
Статья "Технология обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в современной образовательной системе."
В статье анализируются программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья...
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В данной статье подниматеся проблема прав детей с ограниченными возможностями здоровья....
Форум "От возможностей к перспективам. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях"
07.12.2015 года на базе территориального отделения "Южное Бутово" ГБУ ГППЦ ДОгМ состоялся мастер-класс и выступление для сотрудников центра по теме: " Использование наглядности и ди...
Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...
Эффективная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольном уровне образования.
Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник материалов I Всероссийской научно- практической конференции, Москва, 16-18 апреля 2018 г. – М....
Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....