Конспект занятия по теме"Перелетные птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Кузьменко Светлана Георгиевна

Дифференциация звуков [ Ж] [ Ш].

Закрепление предлогов места (направления) отвечающих на вопрос (где?, куда?, откуда?)на основе лексической темы "Перелетные птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pereletnye_ptitsy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

К О Н С П Е К Т

З А Н Я Т И Я

Тема:

Дифференциация звуков [ Ж] [ Ш].

Закрепление предлогов места (направления) отвечающих на вопрос (где?, куда?, откуда?).

Цель:

- развитие пространственных и фонематических представлений.

Задачи:

- развитие звукового анализа

- развитие слухового и зрительного внимания, памяти

- работа над пространственной терминологией

- закрепление употребление предлогов: в, на, под, над, около, перед, за, из-за и других в предложениях

-закрепление знаний о перелетных птицах

- работа над развитием связной речи

План занятия

1. Организационный момент

2. закрепление знаний о перелетных птицах

3. Выделение звуков (Ш),(Ж) из слов. Определение их места.

4. Д/ игра «Кто в доме живет» (вставь пропущенный звук).

5. Физкультминутка.

6. Составление рассказа с опорой на наглядность с использованием предлогов места (направления) (отвечающих на вопрос - где?, куда?, откуда?).

7. Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент.

С какой стороны от тебя дверь.

Сядет тот, кто скажет, с какой стороны от него:

Стоит 1 ……………….  2…………………..  3…………………..

4………………….5……………….6…………….

С какой стороны от тебя стою Я.

2. Закрепление знаний о перелетных птицах

 А сейчас я проверю, как Вы умеете отгадывать загадки:

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт …

                          Ответ: Жаворонок

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
                        Ответ: Журавли

Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
                                             Ответ: Стриж

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
                                 Ответ: Журавль

Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?

Кто же это?

         Ответ: Соловей (соловушка)

Кто эта птица?
Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

                                         Ответ: Кукушка

Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.

                      Ответ: Скворец

Жили в квартире 44.

Печку топили, кашу варили.

Кончив работу, шли на охоту.

Лежа в постели дружно свистели

44 веселых … (Чижа)

На пруду стоит двунога
И лягушек ловит много.
Страшно с ней шутить, не так ли?
Острый клюв у белой ... (Цапли)

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам … ( Грачи)

Пташка ходит по тропинке,
Ищет корм себе в травинках.
И трясётся хвостик узкий
Вверх и вниз у … (Трясогузки)

- О ком говорится в этих загадках

         - о птицах

Сейчас эти птицы нам споют, а вы попробуете догадаться, чью песню услышали (Сначалана ноутбуке  включается запись голоса, затем показывается изображение птицы).

- какие это птицы

        - дикие, перелетные

- Назовите этих птиц

- Почему эти птицы называются  дикими?

        - живут в лесу (парке)

        - сами добывают корм

        - сами заботятся о птенцах

        -сами строят или ищут себе гнезда

        - боятся человека

- Почему эти птицы называются перелетными?

3. Выделение звуков (Ш), (Ж) из слов. Определение их места.

Скажите, пожалуйста:

- в названии, каких птиц:

-есть звук (Ж):

- журавль, жаворонок, чижик, стрижик

- есть звук (Ш):

- кукушка, скворушка, соловушка

 Дети получают картинки с изображением птиц (по одной)

Скажите:

- какой звук (Ш) или (Ж) есть в названии вашей птицы.

- Где стоит этот звук (Начало, середина, конец)

- Назовите соседей этого звука

- Сколько слогов в этом слове?

Дайте характеристику

                            Звук (Ж)                               Звук (Ш)

                         Согласный                         согласный

                         Твердый                             твердый

                        звонкий                                глухой

4. Д/ игра «Кто в доме живет» (вставь пропущенный звук).

А теперь расселите птиц по квартирам в домике, который построен специально для них. Вы будете отгадывать название птицы, вставляя в слово пропущенную букву, а  я подскажу, куда ее поселить.

 В центре будет жить  …УРАВЛЬ

Над журавлем – КУКУ…КА

Под журавлем – СОЛОВУ…КА

С права от журавля – ЧИ…ИК

С лева от журавля – СКВОРУ…КА

Под скворушкой -  …АВОРОНОК

Над чижиком -   СТРИ…ИК

Слева от кукушки -  ЦАПЛЯ

Справа от соловья – ГРАЧ

Все птицы заняли свои квартиры в доме.

Скажите, есть ли в словах ЦАПЛЯ и ГРАЧ звуки /Ш/ или /Ж/.

5. Физкультминутка (аудиозапись музыки).

А теперь мы с вами пойдем  в лес.

Однажды по лесу

Птичка летела

(Дети машут руками)

Увидев пенек,

На него сразу села.

(Дети присаживаются на корточки)

Потом отдохнула,

Встала на ножки

(Дети поднимаются с корточек на ноги)

И важно, как цапля,

Пошла по дорожке

(Дети ходят на месте, высоко поднимая ноги)

Потом наша птичка

Как зайчик скакала

(Дети прыгают на двух ногах, согнутые в локтях и кистях руки находятся на уровне груди)

Летала, кружилась

Весь день и устала.

(Дети машут руками и кружатся на месте)

Устала и села опять на пенек.

(Дети садятся на корточки)

И время пришло продолжать нам урок.

(Дети садятся на свои стульчики).

6. Составление рассказа с опорой на наглядность с использованием предлогов места (направления) (отвечающих на вопрос - где?, куда?, откуда?).

        Я Вам расскажу историю, которая случилась на опушке леса.

Перед лесом протекала река, в центре которого росли  высокие камыши. Справа от камышей у реки был обрывистый берег, в котором кто-то вырыл норки. А на берегу за камышами лежал большой камень.

Справа от камня росла рябина. На ней птицы свили гнездо.

Слева от камня рос дуб с большим дуплом.

Так же на опушке росли ель и сосна, а между ними раскидистый куст.

И вот на эту опушку леса прилетели птицы.

Цапля приземлилась между камышами и камнем.

Журавль слева от камня.

Трясогузка села прямо на камень.

Скворец прилетел на ветку дуба и сел перед дуплом.

Грач опустился перед рябиной и стал искать червяков.

Стриж летел над речкой.

Кукушка села на верхушку ели, а под ней на ветку опустился соловей.

Чиж сел справа от куста, а жаворонок на поляну перед кустом.

И стали они спорить, кто из них лучше прятаться умеет.

Тут они услышали людей, которые выходили из леса и решили спрятаться.

Цапля спряталась в камыши.

Журавль - за камыши.

Трясогузка – за камень.

Скворец – в дупло.

 Грач - в гнездо.

Стриж в норку в крутом берегу.

Кукушка – под ветку ели.

Соловей перелетел на сосну.

А чиж и жаворонок – под куст.

Когда люди ушли, появились птицы. (От куда появились птицы?).

Цапля вышла из камышей.

Журавль и трясогузка из-за камня.

Скворец из дупла.

Грач из гнезда.

Стриж из норки в крутом берегу.

Кукушка из-под ели.

Соловей с сосны.

Чиж и жаворонок из-под куста.

А теперь они могут вернуться на свои места.

        Дети рассаживают птиц на первоначальные места  комментируя свои действия, используя полные предложения (Цапля стояла между камнем и камышами …. И т.д). 

Как Вы думаете, кто из птиц лучше всех спрятался.

7. Итоги занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Перелетные птицы"

Закрепление знаний у детей о диких перелетных птицах....

Конспект занятий на тему "Перелетные птицы"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию графомоторных навыков в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»...

Конспект открытого занятия на тему: "Перелетные птицы. Дифференциация звуков С, Сь"

Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных по теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по теме "Перелетные птицы" во 2-ой младшей группе.

Цель: расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах, закреплять желание заботиться о птицах.Наглядный материал: голоса птиц, изображения птиц, маски для игры.Ход занятия.- Здравствуйте,...

Конспект занятия на тему "Перелетные птицы".

laquo;Перелетные птицы»Образовательная область: познание.Программная область: формирование целостной картины мира.Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о птицах обучающая: формир...

Конспект занятия по теме «Перелетные птицы»

Конспект занятия в подготовительной группе...

Конспект занятия на тему: "Перелетные птицы" в подготовительной группе

Цель: закрепление представлений о перелетных птицах.Задачи: расширить и активизировать словарь детей по теме, развить познавательный интерес, продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развить...