Доклад «Формирование потребности в здоровом образе жизни через проведение воспитательных мероприятий».
статья по коррекционной педагогике на тему
Здоровье – это главная ценность любого человека. Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитание в семье, в образовательном учреждении. Последний фактор особенно актуален для коррекционных школ – интернатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formirovanie_potrebnosti_v_zozh.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инсарская общеобразовательная школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Доклад «Формирование потребности в здоровом образе жизни через проведение воспитательных мероприятий».
Подготовила: воспитатель. Рузавина Елена Сергеевна, 2014 г. Здоровье – это главная ценность любого человека. В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких – либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов. Обычно выделяют следующие факторы, от которых зависит здоровье подрастающего поколения – окружающая среда, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитание в семье, в образовательном учреждении. Последний фактор особенно актуален для коррекционных школ – интернатов, т.е. на формирование здоровья воспитанников коррекционных школ – интернатов оказывают влияние не столько неблагоприятные факторы наследственности и микросоциальной среды семьи, где они находились до помещения их в интернатные учреждения, как в значительной степени условия организации жизни и психоэмоциональный климат учреждения. Основной контингент детей, поступающий в коррекционные школы – интернаты – это дети из неблагополучных семей. Поэтому неудовлетворительное состояние этих детей закономерно. Большинство заболеваний и функциональных отклонений, имеющихся у этих детей, впервые диагностируется при поступлении. Учитывая это, в коррекционных школах – интернатах создаются благоприятные условия, максимально приближённые к домашним, способствующие умственному, эмоциональному и физическому здоровью. Хорошее крепкое здоровье позволяет добиваться многих серьезных целей, в то время как слабое здоровье вынуждает его обладателя тратить значительную часть своей жизни на лечебные и восстановительные процедуры. Поэтому для того, чтобы обладать хорошим здоровьем, нужно вести здоровый образ жизни. Для этого с раннего детства нужно учить правильному отношению к своему здоровью, формировать у детей здоровый образ жизни. Все больше исследований в последние годы рассматривают понятие «здорового образа жизни (ЗОЖ)» как комплекс оздоровительных мероприятий, способствующих оздоровлению и укреплению здоровья человека. А к компонентам относят: трудовую деятельность, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, личную гигиену, закаливание, рациональное питание. Но нельзя рассматривать ЗОЖ, как ряд мероприятий. Соблюдение ЗОЖ зависит еще и от внутреннего настроения, потребностей человека, его общей культуры. Подростки воспринимают свое здоровье, как нечто естественное, данное на всю жизнь. А дети и вовсе не задумываются над тем, что здоровье нужно беречь. Изменить отношение воспитанников к своему здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей. При создании образовательной среды, направленной на единую цель можно сформировать у воспитанников ценностное отношение к своему здоровью. Необходимо вести работу по формированию потребности в здоровом образе жизни , т.е. обучать каждого воспитанника способам поддержания и сохранения здоровья, воспитывать и развивать детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков; формировать эмоционально-ценностное отношение к своему здоровью. Это будет способствовать достижению каждым выпускником максимально возможной самостоятельности и независимости. Исходя из этого можно выделить следующие педагогические задачи:
· Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и ЗОЖ.
· Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у воспитанников познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды, развития воли при принятии и реализации компонентов ЗОЖ.
· Коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной к природным и социальным условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране ближайшей окружающей среды.
Организация работы по формированию потребности в ЗОЖ в коррекционной школе - интернате имеет свои особенности. Успешность коррекционной работы направленной на преодоление недостатков в развитии детей, в условиях коррекционной школы, зависит от комплексного взаимодействия всех взрослых, участвующих в воспитательно - образовательном процессе. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.
Дети с нарушением интеллекта любой клинической градации, в силу особенностей психофизического развития имеют разнообразные дефекты, которые усугубляют вторичный дефект - стойкое нарушение познавательной сферы. Поэтому проблемы коррекции и устранения, сглаживание нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
Педагогические условия должны быть «провоцирующими развитие». Вокруг детей с самого детства необходимо создавать такую учебно-познавательную среду, которая была бы насыщена атрибутами и обычаями ЗОЖ. Реализация внедрения ЗОЖ в повседневную деятельность детей должна осуществляться на основе формирования традиций. Создание традиций это долговременный процесс. Важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек и привязанностей. Не достаточно знать и понимать, важно жить этим.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривают единство двух компонентов:
Первый компонент призван вооружить воспитанников знаниями о культуре здоровья, физической культуре. С этой целью надо проводить специальные занятия. Для младших детей, занятия направлены на изучение и закрепление правил личной гигиены и безопасности жизнедеятельности. С раннего детства нужно приучать ребенка к чистке зубов, ежедневному принятию душа, мытью рук перед едой и прочим гигиеническим процедурам. Чем лучше вы объясните, зачем ребенок это делает, тем больше шансов, что подобные привычки станут частью его жизни. В дальнейшем осуществлять углубление знаний и навыков по вопросам личной гигиены, питания, правильной осанки, сохранение зрения и слуха, предупреждение заболеваний и вредных привычек, о способах оказания первой помощи, знакомство с элементарными лекарственными растениями.. В результате у воспитанников закрепляются представления о значимости культурно-гигиенических навыков в жизни человека, закладываются представления о целостности организма человека, о взаимозависимости всех его систем, а также о собственных взаимоотношениях с окружающим миром. Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы. Желательно оградить детей от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей. При проведении мероприятий необходимо придерживаться следующих правил: *системность, постепенность и последовательность мероприятий,
*учет психо-эмоционального состояния ребенка,
*соответствие методик и приемов возрастным особенностям воспитанников,
*согласованность действий и требований взрослых,
*пример окружающих,
*обоснование важности приобретения и закрепления основных гигиенических навыков. Второй компонент – физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме дня: гимнастика, прогулка, коррекционные паузы, физкультурные праздники, дни здоровья, закаливание, массаж.
1) Необходимо создавать щадящие, благоприятные условия для детей, т.е. строгое соблюдение режима дня, включение в режим оздоровительного сна после обеда.
2) Создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении: на территории школы должны быть оборудованы баскетбольная и волейбольная площадки, спортивно-гимнастический комплекс, футбольное поле. В здании школы тренажерный зал, теннисный стол, мини батут. Для физкультурных занятий приобретены: лыжи, коньки, самокаты, футбольные и баскетбольные мячи, дарц. Накопленный дидактический материал, позволяет правильно организовать коррекционно-воспитательную работу.
3) Эффективным средством предупреждения утомления и улучшения общего состояния является физкультминутки. Их следует проводить во время самоподготовки, во время специальных воспитательных занятий. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на занятиях
4) Коррекционные паузы необходимо проводить в течении всего дня. Коррекционные паузы включают в себя разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.
5) Утренняя зарядка. Основная цель – поднять настроение и мышечный тонус ребенка, а так же обеспечить профилактику нарушения осанки, способствует закаливанию организма. По возможности надо проводить на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, под музыкальное сопровождение,
6) Комплекс оздоровительных мероприятий::необходимо организовывать двигательную активность на прогулке - различные игры, соревнования. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Двигательная активность создает энергетическую основу для роста и формирования системы организма, нормального физического и психологического развития.
Двигательная активность - хорошее средство психогигиены ребенка. Концентрация возбуждения в нервных центрах, связанных с работой мышц ведет их к активному торможению, которые берут на себя нагрузку при умственной работе. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение и утомляемость, улучшают самочувствие детей. Участие в спортивных занятиях и играх улучшают формирование речи и мышления.
7) Важный компонент здорового образа жизни - закаливание, которое дает организму возможность сопротивляться всевозможным простудам и вирусам, которые не только ослабляют организм, но и нарушают принятый распорядок дня. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.
8) Необходимо использование массажа в коррекционной работе:
а) Точечный массаж – это воздействие пальцами на биологически активные точки (проводится специалистом).
б) Самомассаж пальцев и кистей рук – развивает мелкую моторику рук.
в) Пальчиковая гимнастика – необходима, чтобы снять напряжение с пальцев рук, а так же развить их подвижность и гибкость. В результате физкультурно-оздоровительной деятельности происходит развитие умений и обучение детей движениям, двигательным действиям, формирование физических качеств, ознакомление с правилами физических упражнений. Во время физических упражнений формируются такие личностные качества как выносливость, смелость. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир.
Большое значение имеют физкультурные праздники, дни здоровья, главная задача которых - доставить детям удовольствие, создать радостное настроение. Очень важно чтобы все дети были активны, радостны, раскрепощены, дружелюбны по отношению друг к другу. Эффективным средством воспитания, обучения и оздоровления является туристический поход. Основная цель похода - оздоровительная, а важнейшая из задач - формирование ЗОЖ. Совместная деятельность на природе способствует не только физическому развитию, но и нравственному воспитанию, формирует положительные эмоции, объединяет детей.
Чтобы работа по формированию потребности в ЗОЖ была более эффективной, недостаточно лишь создать необходимые условия для коррекционно-восстановительной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Необходимо чтобы каждый воспитанник осознал ценность своей жизни, научился бережно относиться к себе и своему здоровью, чтобы у него сформировалась потребность в ЗОЖ. Нужно чтобы слова «В здоровом теле - здоровый дух!» приобрели для воспитанника личностный смысл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование потребности детей и родителей в здоровом образе жизни через развитие двигательных умений и навыков в подвижных играх»
Сегодня подвижные игры – это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи....
Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
Воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного учреждения, особенно в современных условиях. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире пр...
Обеспечить согласованность и преемственность в сохранение и укрепление здоровья детей посредством воспитания потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях в детском саду и семье
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях....
«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»
Перспективный план«Формирование у детей потребности к здоровому образу жизни, в сохранении своего здоровья и ответственности за него»...
Проект «Здоровая семья – здоровый ребенок» по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей и их родителей.
Цель проекта: Создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни у детей и родителей....
Здоровье сберегающие технологии как средство формирования потребности в здоровом образе жизни в дошкольной образовательной организации.
ÒЗдоровье сберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Образовательная область «Физическое развитие» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей и имеет следующие направления: приобщение к физической культуре, развитие пси...