«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совещании 2016г. | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождение обучающихся (воспитанников) с ОВЗ.»
Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети, имеющие отклонения в физическом или психическом развитии, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ.
Ограниченные возможности здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную деятельность способом и в объем, которые считаются нормальными для человека при прочих возрастных, социальных или иных факторах.
Приток таких детей в образовательные учреждения, в том числе дошкольные, увеличивается, это связанно, прежде всего, с политикой государства:
- обеспечение каждого ребёнка равными стартовыми возможностями;
- создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;
- получение полноценного и эффективного образования для каждого.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24 июля 1998 г. № 123-Ф3.,
Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-Ф3. Ставит перед учреждениями дошкольного образования необходимость организации образовательного и воспитательного процесса в рамках государственного образовательного стандарта с детьми, которые по причине болезни не усваивают образовательную программу или имеют сложности в ее усвоении текущем режиме деятельности образовательного учреждения.
Поэтому перед дошкольным образовательным учреждением стоит цель: выстроить систему работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьям, в которых эти дети воспитываются.
Задачи, которые ставит перед собой дошкольное учреждение:
- выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ;
- осуществлять индивиндуальныую психолгого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ;
- способность усвоению детьми с ОВЗ образовательной программы дошкольного образования;
-обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;
-оказать методическую и психологическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
В настоящее время в большинстве дошкольных образовательных учреждений существует следующая практика: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед) которые ведут коррекционно-развивающую работу с детьми диагностирую свои, узко направленные параметры, и используют полученные данные в своей деятельности. В результате чего, мы можем наблюдать разрозненность информации, обособленность в дальнейших действиях и, как следствие, отсутствие единства в достижении цели. В связи с этим возникает необходимость поиска, оптимальных путей организации взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальных образовательный маршрут ребёнка – дошкольника.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно – развивающей деятельности с ребёнком, имеющим проблемы в психическом или физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учётом индивидуальных способностей личности дошкольника, таких как: состояние здоровья, уровень физического развития, развитие психических процессов, интересов, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.
При разработке индивидуального образовательного маршрута мы руководствовались следующими принципами:
- каждый ребёнок дорого и ценен, независимо от его способностей и достижений;
- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;
- социум усиливает возможности и способности ребёнка.
Этап медико-психолого-педагогического сопровождения с ОВЗ | Содержание работы |
I этап – подготовительный | Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов её решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребёнка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребёнка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей. |
II этап – комплексной диагностики | Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребёнка, диагностика психического развития, выявление индивиндуально-психилогических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития. |
III этап – разработка индивидуального образовательного маршрута | По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем. |
IV этап – Коррекционно – развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута | Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. |
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно – социальных);
- формирование деятельности ребёнка (манипуляторной, сенсорно – перцептивной, предметно – практической, игровой, продуктивных видов – лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях).
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Для реализации индивидуальных образовательных маршрутов мы в детском саду создавали благоприятную предметно-развивающую среду. Организовывали единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально – личностному развитию детей. Совершенствовали стиль общения с ребёнком: придерживались психологически-корректного стиля общения, добивались уважения и доверия воспитанников. Создали условия для развития положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Методы, используемые нами в работе:
- Беседы, игры, образовательная деятельность, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционального-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и уверенности в себе);
- Игры и упражнения на развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- Приемы арт – терапии;
- Релаксационные упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
В результате внедрения комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей.
А так же тесное сотрудничество и обсуждение возникающих трудностей специалистов и педагогов позволило на совместных консультациях повышать компетенцию педагогов в работе с детьми с ОВЗ.
Таким образом, ИОМ позволяет не только реализовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и фиксировать, отслеживать и корректировать работу по устранению нарушений речи, коммуникативные нарушения, тревожность, неуверенность в своих возможностях, способностях, о чём свидетельствует рост каждого ребёнка
В связи с этим, можно отметить эффективность данной формы при работе с детьми с ОВЗ и сделать вывод: комплексное, индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ специалистами ДОУ, позволяет благополучно социализироваться в группе детского сада. А так же гармонично развиваться в познавательной и эмоционально – волевой сфере.
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально – адаптированной, творческой, профессионально ориентированной личности.
Список литературы
1. Дмитриева Н.В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Дмитриева Н.В, Прушинский С.А. – Москва: РООИ «Перспектива», 2009. – 228 с.
2. Пильдес, М.Б. Системы работы образовательного учреждения в условиях модернизации образования: образовательная программа школа / М.Б. Пильдес, Е.Д.Тенютина – Волгоград: Учитель, 2010. – 211 с.
3. Малофеев Н.Н. Из истории интегрированного обучения: как всё начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч – практ. конф.,сент. 2011 г./отв.ред. Е.И. Михайлова, д.п.н..: редкол.: А.А. Григорьева, д.п.н., и др.]. – Якутск: Офсет, 2011 - 276 с. – 31 с.
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка» от 24.07.1998 г, №124 – Ф3.
5. Закон РФ «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 г, №181 – Ф3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""
Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"
Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...
Опыт работы на тему «Реализация индивидуального образовательного маршрута как средство успешной коррекции заикания»
Опыт работы содержит один год коррекции заикания. Описаны некоторые приёмы работы, план и указаны литературные источники, которыми можно пользоваться....
Условия реализации индивидуального образовательного маршрута в логопедической группе ДОУ.
ознакомить с особенностями проектирования индивидуального образовательного маршрута в детском саду....
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - э...