Дидактическая игра по развитию сенсорного восприятия «Ёжики»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Екатерина Михайловна Стрельникова

Данное пособие апробировано на детях 1-й и 2-й младших групп, а также на детях старшей группы с ОНР-I и II уровень МБДОУ «Детский сад № 26» и представлено на районном методическом объединении учителей-логопедов Шпаковского района (22.04.2016г.).   Оно помогает в игровой форме выучить и закрепить цвета и величины (большой - маленький).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_didakticheskaya_igra_yozhiki.docx689.11 КБ

Предварительный просмотр:

НИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 26»

с. Верхнерусское Шпаковского района Ставропольского края

Дидактическая  игра

 по развитию сенсорного восприятия

«Ёжики»

Разработала: учитель-логопед

Стрельникова

Екатерина Михайловна

Апрель 2016г.

Уважаемые коллеги!

       Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка. Следовательно, главное в дошкольном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.

Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры для детей раннего возраста, мы часто сталкиваемся с несколькими проблемами. Во-первых, основная масса игр ориентирована на детей постарше. Во-вторых, не всегда можно найти игру той направленности, какой хотелось бы. В-третьих, цены на такие игрушки часто доступны не всем. А ведь одной игры для малышей мало, им нужно развиваться в разных направлениях. Но вполне можно и самим сделать серию простых развивающих игр, затратив на это совсем немного времени и средств.

Представляю Вашему вниманию дидактическую игру по развитию сенсорного восприятия для детей «Ёжики».

 Цель:

 Формировать у детей восприятие отдельных свойств  предметов: цвета, величины.  

Задачи:

Развивать и закреплять умение группировать и соотносить по цвету и величине.

Развивать умение устанавливать сходство и различие цвета однородных предметов.

Развивать умение устанавливать сходство и различие размера однородных предметов одинаковых и разных по цвету.

Формировать понимание слов «цвет», «большой» и «маленький», «такой», «не такой», «разные».

Материалы:

В наборе 8 ёжиков (4 больших и 4 маленьких), 8 яблок (4 больших и 4 маленьких), 8 листочков (4 больших и 4 маленьких), 8 грибочков (4 больших и 4 маленьких),  все выполнено в 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

Условия:

 Набор рассчитан на 1-2 детей. При увеличении количества предметов в наборе возможно участие большего количества детей.

 Игра «Большие ёжики».

I вариант:

На столе выкладываются: большой ёж любого цвета, 2 больших гриба, 2 больших листа, 2 больших яблока. Одно яблоко, 1 лист и 1 гриб того же цвета, что и ёж, остальные – другого. Ребенку нужно взять грибочек, лист и яблочко такого же цвета, как и ёжик.

II вариант:

На столе выкладываются: 2 больших ежа любых цветов, 3 больших гриба, 3 больших листа, 3 больших яблока. Одно яблоко, 1 лист и 1 гриб того же цвета, что и первый ёж, одно яблоко, 1 лист и 1 гриб того же цвета, что и второй ёж, остальные – третьего. Ребенку нужно выложить на каждого ёжика грибочек, лист и яблочко такого же цвета, как и ёжик.

III вариант:

На столе выкладываются: 4 больших ежа, 4 больших гриба, 4 больших листа, 4 больших яблока. Ребенку нужно выложить на каждого ёжика грибочек, лист и яблочко такого же цвета, как и ёжик.

Игра «Большие ёжики» легко превращается в игру «Маленькие ёжики» с теми же сценариями.

Игра «Маленький и большой ёжик».

I вариант:

На столе выкладываются: 1 большой ёж, 1 большой гриб, 1 маленький ёж, 1 маленький гриб (все детали одного цвета). Ребенку нужно взять грибочек, лист и яблочко такого же размера, что и ёжик.

II вариант:

На столе выкладываются: 1 большой ёж, 1 большой гриб, 1 большой лист, 1 большое яблоко, 1 маленький ёж, 1 маленький гриб, 1 маленький лист, 1 маленькое яблоко (все детали одного цвета). Ребенку нужно разложить грибочки, листики и яблочки на ёжиков по размеру.

III вариант (уровни повышенной сложности):

На столе выкладываются: 2 и более больших набора и  2 и более маленьких набора (обязательно должны совпадать цвета, например: большой и маленький набор желтого цвета и большой и маленький набор

синего цвета, затем добавить большой и маленький набор красного цвета). Ребенку нужно выложить на каждого ёжика грибочек, лист и яблочко такого же цвета, что и ёжик.

IV вариант (уровни повышенной сложности):

На столе выкладываются: 2 и более больших набора и  2 и более маленьких набора (обязательно должны совпадать цвета, например: большой и маленький набор желтого цвета и большой и маленький набор синего цвета, затем добавить большой и маленький набор красного цвета). Ребенку нужно разложить грибочки, листики и яблочки на ёжиков по размеру.

Игра «Путаница»

I вариант:

На столе выкладываются: 1 большой ёж (например: красный), 1 маленький ёж (например: зеленый), 1 большой гриб, 1 большой лист, 1 большое яблоко (все детали одного цвета с маленьким ежом), 1 маленький гриб, 1 маленький лист, 1 маленькое яблоко (все детали одного цвета с большим  ежом). Ребенку нужно выложить на каждого ёжика грибочек, лист и яблочко такого же цвета, как и ёжик.

II вариант:

На столе выкладываются: 1 большой ёж (например: красный), 1 маленький ёж (например: зеленый), 1 большой гриб, 1 большой лист, 1 большое яблоко (все детали одного цвета с маленьким ежом), 1 маленький гриб, 1 маленький лист, 1 маленькое яблоко (все детали одного цвета с большим  ежом). Ребенку нужно выложить на каждого ёжика грибочек, лист и яблочко по размеру.

III вариант:

 На столе выкладываются: 1 большой ёж (например: красный), 1 маленький ёж (например: зеленый), 1 большой гриб, 1 большой лист, 1 большое яблоко (все детали одного цвета с маленьким ежом), 1 маленький гриб, 1 маленький лист, 1 маленькое яблоко (все детали одного цвета с большим  ежом), маленький синий набор без ежа. Ребенку нужно выложить на ёжиков грибочки, листики и яблочки по размеру.

IV вариант (уровни повышенной сложности):

Придумайте сами.

ЖЕЛАЮ  УСПЕХА!

Данное пособие апробировано на детях 1-й и 2-й младших групп, а также на детях старшей группы с ОНР-I и II уровень МБДОУ «Детский сад № 26» и представлено на районном методическом объединении учителей-логопедов Шпаковского района (22.04.2016г.).   Оно помогает в игровой форме выучить и закрепить цвета и величины (большой - маленький).


Приложение 1

Приложение 2

C:\WINDOWS\Temp\FineReader12.00\media\image1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями. «Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»

МАСТЕР - КЛАССВзаимодействие с родителями.«Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с сенсорной алалией (из опыта учителя-логопеда)»3 мая 2016 года учитель-логопед старшей группы Матвиенко Е.Н. б...

Программа работы по развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ "Волшебный луч" в условиях сенсорной комнаты

Программа представляет систему специально разработанных занятий, направленных на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы, с учетом особенностей детей дошкольного возраста с ОВЗ...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".

 Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.   Познание начинается с чувств...

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...