Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ахмадишина Рифа Рашитовна

Дополнительная образовательная программа

«Коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими недостаточный уровень развития высших психических процессов»

Направленность: социально-нравственная

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №20» г.Усинска

Дополнительная образовательная программа

«Коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими недостаточный уровень развития высших психических процессов»

Направленность: социально-нравственная

Для воспитанников 6-7 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: педагог-психолог

 Ахмадишина Р.Р.

г.Усинск

Пояснительная записка

Результаты исследования показывают, что основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная нервно-психическая и другая готовность к сложному процессу обучения.

Понимая важность подготовки детей к школе, организовываются целенаправленные развивающие занятия с детьми (6-7 лет). Прежде всего, у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению, социальная позиция, он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя контролировать свое поведение.

Данная программа составлена на основе коррекционно-развивающей программы «Готовность к обучению в школе» Лаврентьевой М.В.

Занятия включают в себя упражнения на развитие познавательных процессов дошкольников, необходимых для успешного обучения в школе. Однако очень редко встречаются игры, направленные на развитие какого-нибудь одного параметра, поэтому после каждого занятия дается сноска о дополнительном развитии каких-либо функций или процессов.

Коррекционные задания адекватно отражают структуру  интеллектуальных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и  структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками…

К некоторым играм дается описание нескольких вариантов. В зависимости готовности детей решается, какой из вариантов будет наиболее эффективен. Там где возможно, проводится командный вариант тех или иных игр. Это способствует развитию коммуникативных способностей, что очень важно для всех детей, а особенно для тех, кто занимается в коррекционной группе.

Программа занятий учитывает ряд важных моментов: каждое занятие направлено на сплочение детского коллектива, развитие навыков общения у детей дошкольного возраста с взрослыми и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение законом детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.

Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы.

В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность детей, вселять уверенность в своих возможностях снимать страх перед школой и не допускать переутомления.

Цель:

  • развитие индивидуальности ребенка, раскрытие и реализация его способностей;
  • развитие и коррекция высших психических функций, активизация познавательной деятельности.

Задачи:

  • развитие психических функций (память, внимание, мышление, моторики и координации движений, произвольности, речи);
  • формирование коммуникативных умений, развитие умений слушать высказывать свои мысли, чувства, переживания;
  • развитие эффективно-потребностной сферы (формирование познавательной и учебной мотивации, самооценки).

Дополнительная образовательная программа рассчитана на год, состоит из 20занятий, который проводится с подгруппой детей 1 раз в неделю с продолжительностью  30 минут. Занятие проводится в кабинете психолога и строится в доступной, интересной форме и по единой схеме. На занятиях используются различные методы и приемы, позволяющие детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Методы:

  • развивающие игры;
  • упражнения;
  • этюды;
  • рассматривание рисунков и и фотографий;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ психолога и рассказ детей;
  • сочинение историй;
  • беседы;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • слушание музыки;
  • рисование;
  • мини-конкурсы, игры соревнования

Во время занятий дети сидят на стульчике или на ковре. В начале и в конце занятий может использоваться  ритуальная игра, упражнения  для настроя. Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь половину тетради в клетку, простой и цветные карандаши.

                        Формы подведения итогов реализации программы

В начале и учебного года вводная: психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к началу школьного обучения по методике Н. и М.Семаго.

В конце учебного года итоговая: повторная психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к началу школьного обучения по методике Н. и М.Семаго.

Учебный материал распределен по разделам, и некоторые разделы по темам.

Раздел 1. «Время года – осень» (Темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты»).

Раздел 2. «Игрушки»

Раздел 3. «Птицы» (Темы: «Домашние птицы», «Все о птицах»).        

Раздел 4. «Время года – зима» (Темы: «Зимушка, зима», «Зимние забавы», «Праздник к нам приходит»).

Раздел 5. «Деревья» (Темы: «Береги природу», «Все о деревьях»).

Раздел 6. «Цветы» (Темы: «Сходство и различие цветов», «Как надо ухаживать за цветами»).

Раздел 7. «Обувь»

Раздел 8. «Одежда»

Раздел 9. «Животные» (Темы: «Домашние животные», «Дикие животные»).

Раздел 10. «Время года – весна» (Темы: «Весна-краса», «Природа оживает», «Весенняя капель»).

Раздел 11. «Ручки, ножки, огуречик – получился человечек».

Раздел 12. «Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная».

Раздел 13. «Насекомые» (Темы: «Все о насекомых», «Виды насекомых»).

Раздел 14. «Веселый художник».

Раздел 15. «Веселые цифры».

Раздел 16. «Хитрые буквы».

Раздел 17. «Время года – лето» (Темы: «Вот и лето»,  «Погода летом», «Отдых»).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  • Цветные карандаши
  • Альбомные листы
  • Игрушки: мяч, домашние и дикие животные
  • Картинки времен года, деревьев, насекомых, цветов.
  • Магнитофон и кассеты с записью спокойной музыки, звуков природы
  • Платки, шарфики
  • Карточки с изображениями различных эмоций
  • Очки, зеркало.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название разделов, тем

Всего количество часов

Теория

Практика

1.

Время года – осень

Занятие 1. «Осень»

Занятие 2. «Овощи»

Занятие 3. «Фрукты»

3

1

2

2.

Игрушки

1

1

3.

Птицы

Занятие 1.«Домашние птицы».

Занятие 2. «Все о птицах».

2

1

1

4.

Время года – зима

Занятие 1. «Зимушка, зима».

Занятие 2. «Зимние забавы».

Занятие 3. «Праздник к нам приходит».

3

1

2

5.

Деревья

Занятие 1. «Береги природу».

Занятие 2. «Все о деревьях».

2

1

1

6.

Цветы

Занятие 1. «Сходство и различие цветов».

Занятие 2. «Как надо ухаживать за цветами».

2

1

1

7.

Обувь

1

1

8.

Одежда

1

1

9.

Животные

Занятие 1. «Домашние животные».

Занятие 2 «Дикие животные».

2

1

1

10.

Время года – весна

Занятие 1. «Весна-краса».

Занятие 2. «Природа оживает».

Занятие 3. «Весенняя капель».

3

1

2

11.

Ручки, ножки, огурчик – получился человечек

1

1

12.

Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная

1

1

13.

Насекомые

Занятие 1. «Все о насекомых».

Занятие 2. «Виды насекомых».

2

1

1

14.

Веселый художник.

1

1

15.

Веселые цифры.

1

1

16.

Хитрые буквы.

1

1

17.

Время года – лето.

Занятие 1. «Вот и лето».

Занятие 2. «Погода летом».

Занятие 3. «Отдых».

3

1

2

Итого

30

9

21

Содержание

  • Раздел  «Время года – осень»(3 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

         Занятие 1. Тема: «Осень». Упражнения: «Запомни, что изображено на картинке», «Работа по картинкам», «Назови ласково», «Капли». Релаксация.

         Занятие 2. Тема: «Овощи». Упражнения: «Назови одним словом», «Загадки», «Мы капусту рубим», игры: «Что на что похоже», «Мы шли, шли, шли…»,

         Занятие 3. Тема: «Фрукты». Упражнения: «Собери урожай», «Назови одним словом», «Загадки», «Цепочка», игры: «Угадай», «Овощи – фрукты». Релаксация.

  • Раздел  «Игрушки»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнения: «Выбери себе игрушку», «Назови одним словом», «Цепочка», «Танины игрушки», игры: «Назови ласково», «Смотрим картинки». Релаксация.

  • Раздел  «Птицы»(2 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Домашние птицы». Упражнения: «Сделай как было», «Работа по картинкам», «Загадки», игры: «Кто это так кричит», «Один – много», «Кто лишний?», «Кто у кого». Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Все о птицах». Упражнения: «Сделай как было», «Работа по картинкам», «Две вороны», «Загадки», «Кто летает», игры: «Кто это так кричит», «Один – много», «Кто лишний?», «Кто у кого». Релаксация.

  • Раздел «Время года – зима»(3 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Зимушка, зима». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», игры: «У природы нет плохой погоды», «Незнайкины небылицы», «Зимние слова». Рисунок. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Зимние забавы». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», игры: «У природы нет плохой погоды», «Незнайкины небылицы», «Зимние игры». Рисунок. Релаксация.

Занятие 3. Тема: «Праздник к нам приходит». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», игры: «Зимние праздники», «В гостях у сказки», «Зимние игры». Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Деревья»(2 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Береги природу». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», беседа. Рисунок. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Все о деревьях». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Нарисуй дерево палочками», «Собери картинку», «Как качаются деревья», «Сходство и различие деревьев». Релаксация.

  • Раздел «Цветы»(2 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Сходство и различие цветов». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Как растут цветы», «Нарисуй букет», беседа. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Как надо ухаживать за цветами». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Вопросы и ответы», беседа. Релаксация.

  • Раздел  «Обувь» (1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнения: «Назови одним словом», «Что мы носим», «Незаконченные предложения», «Работа по картинкам», игры: «Найди предмет», «Одень Таню и Ваню», «Будь внимателен». Релаксация.

  • Раздел  «Одежда»(1 час) 

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнения: «Назови одним словом», «Что мы носим», «Незаконченные предложения», «Работа по картинкам», игры: «Найди предмет», «Одень Таню и Ваню», «Будь внимателен». Релаксация.

  • Раздел «Животные»(2 часа) 

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Домашние животные». Упражнение: «Улыбка», «Животные в сказках», игры: «Кто это так кричит», «Какой, какая, какие», «Один – много», «Кто лишний?», «Стадо и пастушок», «Чудесные животные», «Кто у кого». Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Дикие животные». Упражнение: «Улыбка», «Животные в сказках», игры: «Кто это так кричит», «Какой, какая, какие», «Один – много», «Кто лишний?», «Стадо и пастушок», «Чудесные животные», «Кто у кого». Релаксация.

  • Раздел «Время года – весна»(3 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Весна-краса». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Природа оживает». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

Занятие 3. Тема: «Весенняя капель». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Ручки, ножки, огуречик – получился человечек»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнения: «Запомни…», «Назови одним словом», «На что похоже?», «Дружба». Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Точка, точка, запятая – вышла рожица смешная»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнения: «Назови предмет», «Звездочки – эмоции», «На что похоже?», «Незнайкины небылицы». Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Насекомые»(2 часа)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие 1. Тема: «Все о насекомых». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», «На что похоже», игры: «Полетели как жуки», «Цепочка», беседа. Рисунок. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Виды насекомых». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», игры: «Угадай, кого не стало», «Комары», «Поймай жучка». Релаксация.

  • Раздел  «Веселый художник»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнение «Назови предмет», «Четвертый лишний», беседа, игра: «Краски». Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Веселые цифры»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнение «Назови предмет», «Волшебный мешочек», «Пересчитай предметы», беседа. Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Хитрые буквы»(1 час)

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

Занятие. Упражнение «Назови предмет», «Волшебный мешочек», «Слоги заблудились», беседа, игра: «Изобрази букву». Рисунок. Релаксация.

  • Раздел «Время года – лето»(3 часа) 

Цель: расширять кругозор, учить выделять характерные признаки, развивать       целостность восприятия, наблюдательность, логическое мышление, связную речь, развивать мелкую моторику, уточнение имеющихся сенсорных эталонов у детей; учить обобщать предметы по признаку.

 Занятие 1. Тема: «Вот и лето». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

Занятие 2. Тема: «Погода летом». Упражнение «У погоды нет плохой погоды», «Капли», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

         Занятие 3. Тема: «Отдых». Упражнения: «Запомни…», «Работа по картинкам», «Загадки», беседа. Рисунок. Релаксация.

Литература

  • Коломенский Я.А., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. М., «Просвещение», 1988.
  • Белкина В.Н., Васильева Н.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль, 1998.
  • Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, 1997.
  • Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1995.
  • Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., «Просвещение», 1975.
  • Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникативность. Ярославль, 1997.
  • Князева O.JL, Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
  • Мухина В.С. Психология дошкольника. М., «Просвещение», 1975.
  • Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. М., ТЦ «Сфера», 2001.
  • Семаго Н.Я., Семаго Л.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекциоонй работы психолога. М., 2000.
  • ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М., 1995.
  • Лаврентьева М.В. Коррекционно-развивающая программа «Готовность к обучению в школе» М., 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...